ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
«Физиология центральной нервной системы»
Цикл ДС - дисциплины специализации
Цикл ДС.02.
Специальность 012000 – ФИЗИОЛОГИЯ
Код ОКСО: 020205
Специализация 012001 – физиология человека и животных
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ И ПОТОЧНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ
КУРСА: «ФИЗИОЛОГИЯ ЦНС»
Номер лекции (темы) | Содержание лекций и поточных консультаций | Номер недели |
1 | 2 | 3 |
Лекция 1. (тема1) | Предмет и задачи физиологии нервной системы. Методы исследования нервной системы. История развития представлений о мозге и его функциях. | 1 |
Лекция 2. (тема2) | Общая физиология нервной клетки. Межклеточная передача возбуждения. Роль мембраны нервной клетки. Передача возбуждения с нервной клетки на нервную клетку. Пресинаптические процессы: экзо- и эндоцитоз. Роль кальция. Постсинаптические процессы. ВПСП. ТПСП. Метабо- и ионотропное воздействие. | 2 |
Лекция 3. (тема3) | Медиаторы ЦНС. Холинэргические синапсы. Ацетилхолин. Холинэстераза. Периферические и центральные эффекты. Адренэргические синапсы. Общая характеристика медиаторов. МАО. Аденилат-циклаза. Периферические и центральные эффекты. Адренергическая система и функциональные состояния. | 3 |
Лекция 4. (тема3) | Глицин и ГАМК – тормозные медиаторы. Периферические и центральные эффекты. Нейропептиды. Агонисты и антагонисты синаптической передачи. Периферические и центральные эффекты. Газообразные посредники. Периферические и центральные эффекты. | 4 |
Лекция5. (тема4) | Взаимодействия синапсов. Синаптическая суммация: пространственная и временная. Суммация ВПСП и ТПСП. Возбудительные нейронные цепи. Реверберация и консолидация. Теории активной памяти. Облегчение в нервной системе. Эффект ПТП. Научение. Основные виды гипотетических моди-фицирующихся синапсов. Фасилитация. Габитуация. Доминанта. | 5 |
1 | 2 | 3 |
Лекция6. (тема5) | Торможение в ЦНС.Пре- и постсинаптическое торможение. Тормозные нейронные цепи. Возвратное торможение, реципрокное торможение, латеральное торможение. | 6 |
Лекция7. (тема6) | Нервная регуляция позы и движений. Категории двигательных актов. Рефлекс. Понятие рефлекторной дуги. Рефлекторная дуга вегетативного и соматического рефлексов. Обратная связь. Понятие рефлекторного кольца. Произвольные и непроизвольные движения. | 7 |
Лекция8. (тема6) | Локализация и функции двигательных центров. Иерархия и партнерство. Этапы подготовки и исполнения движений. | 8 |
Лекция 9. (тема7) | Спинальные двигательные системы. Понятие двигательной единицы. Быстрые и медленные двигательные единицы, функциональная характеристика. Рецепторы двигательных систем: мышечные веретена и сухожильные органы. Афферентная иннервация. Эфферентная иннервация. Α и γ – мотонейроны. Функции мышечных веретен и сухожильных органов. | 9 |
Лекция10. (тема7) | Спинальные двигательные рефлексы. Моносинаптические рефлексы. Рефлекс растяжения (миотатический рефлекс). Роль рефлекса растяжения в регуляции длины мышцы. Тонус мышц. Лабораторные аналоги моносинаптических рефлексов. Т – рефлекс. Н-рефлекс. Реципрокное торможение. Пресинаптическое торможение. | 10 |
Лекция11. (тема7) | Полисинаптические рефлексы. Сгибательный и перекрестный разгибательный рефлексы. Спинальная локомоция. Центр шагательного рефлекса. Ритмогенератор. Спинальный шок. Возбудительная, тормозная и стадия стабилизации. Роль двигательной коры в формировании тормозной фазы. Восстановление двигательных функций. | 11 |
1 | 2 | 3 |
Лекция 12. (тема8) | Двигательные функции ствола мозга: роль в регуляции позы и мышечного тонуса. Децеребрационная ригидность. Статические и статокинетические рефлексы. Тонические шейные и лабиринтные рефлексы. Поддержание вертикальной позы во время движения. | 12 |
Лекция 13. (тема8) | Автоматические движения: «генераторы шагания» и жевание. Движения глаз. Ретикулярная формация и ее функции. | 13 |
Лекция 14. (тема9) | Мозжечок. Функции мозжечка. Нейронная организация коры мозжечка. Роль тормозных медиаторов в организации функций мозжечка. Пластичность функций мозжечка. Двигательная адаптация и двигательной научение. Соматотопическая организация мозжечка. Функции мозжечка. Последствия разрушения структур мозжечка. Атония, акоррексия, астения, дисметрия, асинергии. | 14 |
Лекция 15. (тема10) | Базальные ганглии. Роль базальных ганглиев в двигательной системе. Гипо- и геперфункция базальных ганглиев. Болезнь Паркинсона. Хорея Гентингтона. Организация связей базальных ганглиев с двигательной корой. | 15 |
Лекция 16. (тема10) | Двигательная зона коры больших полушарий. Соматопическая организация коры. Эфферентные связи двигательной коры. Пирамидный тракт. Восстановление функций после повреждения двигательной системы. | 16 |
Лекция 17. (тема 11) | Центральная регуляция вегетативных функций. Симпатическая и парасимпатическая системы. Гипоталамус как высший центр регуляции вегетативных функций. Регуляция гомеостаза. Основные принципы. | 17 |
Лекция 18. (тема12) | Развитие нервной системы в филогенезе. Узловая и трубчатая нервная системы. Сходства и различия в строении и функциях. Развитие нервной системы в онтогенезе у млекопитающих. Роль средовых факторов. | 18 |
|
|
|
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (семинаров) И ГРУППОВЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ ПО КУРСУ
«ФИЗИОЛОГИЯ ЦНС»
Групповые консультации по курсу не предусмотрены
Номер практического занятия (семинара) | Содержание практических занятий (семинаров) | Номер недели |
1. | Медиаторы ЦНС. | 2 |
2. | Взаимодействия синапсов. Возбуждение в ЦНС. | 4 |
3. | Торможение в ЦНС. | 6 |
4. | Нервная регуляция позы и движений. Иерархия и партнерство. | 8 |
5. | Спинальные двигательные системы. Рецепторы двигательных систем: мышечные веретена и сухожильные органы. Афферентная иннервация. Эфферентная иннервация. | 10 |
6. | Спинальные двигательные рефлексы. | 12 |
7. | Двигательные функции ствола мозга. | 14 |
8. | Мозжечок. Функции мозжечка. | 16 |
9. | Базальные ганглии. Роль базальных ганглиев в двигательной системе. Двигательная зона коры больших полушарий. | 18 |
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ