Жизнь организмов в экосистеме зависит не только от абиотических факторов, но и от того, в какие взаимодействия организмы вступают друг с другом. Живущие рядом организмы находятся в различных территориальных и пищевых взаимоотношениях.
Симбиоз - взаимополезное сожительство организмов (лишайники, представляющие собой тесное взаимовыгодное сожительство грибов и водоросли)
Конкуренция - сталкивание, соперничество, соревнование (конкуренция между видами за жизненные ресурсы).
Хищничество - тип взаимоотношений популяций, при котором представители одного вида поедают (уничтожают) представителей другого, то есть организмы одной популяции служат пищей для организмов другой (см.рис. 29).
Рисунок 29. Хищничество
Паразитизм - форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида (паразита, потребителя) живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида (хозяина) в течение определенного времени.
Свойства и смена экосистем
Свойства экосистем: устойчивость (способность выдерживать изменения, создаваемые внешними воздействиями), саморегуляция (способность поддерживать определенную численность особей популяции в сообществе).
|
|
Сукцессия – это постепенная, необратимая, направленная смена одних биоценозов другими на одной и той же территории под влиянием природных факторов или воздействия человека. Пример: зарастание небольшого озера с последующим появлением на его месте болота. Причины сукцессий: влияние изменения среды самими живыми организмами, смена климатических условий, влияние антропогенного воздействия.
Климакс(от греч. klimax — лестница) - заключительная стадия развития биоценоза, на которой он находится в равновесном состоянии с окружающей средой довольно продолжительное время.
Домашнее задание:
1. Что такое экосистема?
2. Каковы основные типы взаимоотношений между организмами в экосистеме?
3. Охарактеризуйте основные структурные части биогеоценоза.
4. Что составляет пространственную структуру биоценоза?
5. Назовите основные ярусы, составляющие вертикальную структуру лесного биоценоза.
6. Приведите примеры экосистем.
7. В чем принципиальное отличие понятия «биогеоценоз» от понятия «экосистема».
8. Дайте определение трофического уровня. Приведите примеры
организмов, относящихся к одному трофическому уровню.
9. Что такое экологическая сукцессия? В чем различие между первичной и вторичной сукцессией?
10. Дайте определение климаксового сообщества
Лабораторная работа №11
Тема: Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).
|
|
Цель:выявить черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем.
Оборудование:учебник, таблицы
Ход работы.
1. Прочитать текст «Агроценозы».
2. Заполнить таблицу «Сравнение природных и искусственных экосистем»
Признаки сравнения | Природная экосистема | Агроценоз |
Способы регуляции | ||
Видовое разнообразие | ||
Плотность видовых популяций | ||
Источники энергии и их использование | ||
Продуктивность | ||
Круговорот веществ и энергии | ||
Способность выдерживать изменения среды |
3. Сделать вывод о мерах, необходимых для создания устойчивых искусственных экосистем.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 12
Тема: «Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе»
Цель: закрепить умения правильно определять последовательность организмов в пищевой цепи, составлять трофическую сеть, строить пирамиду биомасс.
Оборудование: гербарные образцы растений, комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.
Задание на лабораторную работу:
1. Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:
2. Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.
3. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.
Контрольные вопросы:
Что отражают правила экологических пирамид?
Вывод: