Межвидовые взаимоотношения в экосистеме

Жизнь организмов в экосистеме зависит не только от абиотических факторов, но и от того, в какие взаимодействия организмы вступают друг с другом. Живущие рядом организмы находятся в различных территориальных и пищевых взаимоотношениях. 

Симбиоз - взаимополезное сожительство организмов (лишайники, представляющие собой тесное взаимовыгодное сожительство грибов и водоросли)

Конкуренция - сталкивание, соперничество, соревнование (конкуренция между видами за жизненные ресурсы).

Хищничество - тип взаимоотношений популяций, при котором представители одного вида поедают (уничтожают) представителей другого, то есть организмы одной популяции служат пищей для организмов другой (см.рис. 29).

 

Рисунок 29. Хищничество

Паразитизм - форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида (паразита, потребителя) живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида (хозяина) в течение определенного времени.

Свойства и смена экосистем

Свойства экосистем: устойчивость (способность выдерживать изменения, создаваемые внешними воздействиями), саморегуляция (способность поддерживать определенную численность особей популяции в сообществе).

Сукцессия это постепенная, необратимая, направленная смена одних биоценозов другими на одной и той же территории под влиянием природных факторов или воздействия человека. Пример: зарастание небольшого озера с последующим появлением на его месте болота. Причины сукцессий: влияние изменения среды самими живыми организмами, смена климатических условий, влияние антропогенного воздействия.

Климакс(от греч. klimax — лестница) - заключительная стадия развития биоценоза, на которой он находится в равновесном состоянии с окружающей средой довольно продолжительное время.

Домашнее задание:

         1. Что такое экосистема?

    2. Каковы основные типы взаимоотношений между организмами в экосистеме?

    3. Охарактеризуйте основные структурные части биогеоценоза.

    4. Что составляет пространственную структуру биоценоза?

    5. Назовите основные ярусы, составляющие вертикальную структуру лесного биоценоза.

    6. Приведите примеры экосистем.

    7. В чем принципиальное отличие понятия «биогеоценоз» от понятия «экосистема».

    8. Дайте определение трофического уровня. Приведите примеры

        организмов, относящихся к одному трофическому уровню.

    9. Что такое экологическая сукцессия? В чем различие между первичной и вторичной сукцессией?

     10. Дайте определение климаксового сообщества

Лабораторная работа №11

Тема: Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).

Цель:выявить черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем.

Оборудование:учебник, таблицы

Ход работы.

1. Прочитать текст «Агроценозы».

2. Заполнить таблицу «Сравнение природных и искусственных экосистем»

Признаки сравнения Природная экосистема Агроценоз
Способы регуляции    
Видовое разнообразие    
Плотность видовых популяций    
Источники энергии и их использование    
Продуктивность    
Круговорот веществ и энергии    
Способность выдерживать изменения среды    

 

3. Сделать вывод о мерах, необходимых для создания устойчивых искусственных экосистем.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 12

Тема: «Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе»

Цель: закрепить умения правильно определять последовательность организмов в пищевой цепи, составлять трофическую сеть, строить пирамиду биомасс.

Оборудование: гербарные образцы растений, комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.

 Задание на лабораторную работу:

1. Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:

 

2. Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.

3. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.

 Контрольные вопросы:

Что отражают правила экологических пирамид?

 

Вывод:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: