Информационный материал «Цели и задачи сестринского дела»

Что же такое сестринское дело? Что представляет собой профессия медицинской сестры?

Сестринское дело — неотъемлемая составная часть системы здравоохранения. Одним из «нестареющих» является определение профессии медицинской сестры, которое дала Верджиния Хендерсон, выдающийся преподаватель, просветитель, исследователь и лектор: «Медсестра – это ноги безногого, глаза ослепшего, опора ребенку, источник знаний и уверенность для молодой матери, уста тех, кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить».

Понятие «сестринское дело» сравнительно недавно вошло в профессиональный лексикон. Все больше привыкли к понятию «уход за больными» или «деятельность медсестры». Понятие «сестринское дело» в нашей стране было введено в 1988 г., когда в номенклатуре образовательных специальностей возникла новая учебная дисциплина – основы сестринского дела.

Как определяют понятие «сестринское дело» за рубежом? Ведь его английский синоним «Nursing» существует уже несколько веков. «Nursing» происходит от глагола «to nurse» (от. лат. nutrix – вскармливать), переводимого как «присматривать (за), заботиться, поощрять, ухаживать, кормить, защищать, воспитывать и оказывать лечебный уход в случае нездоровья». Сестринское дело предусматривает целенаправленный уход за человеком в целях его лечения, облегчения страданий и укрепления здоровья. Сущность сестринского дела состоит в том, чтобы помочь отдельным людям, семьям или группам определить, достичь и развить свой физический, умственный и социальный потенциал и поддержать его на соответствующем уровне в тех условиях, в которых они живут и работают. Сестринское дело включает также планирование и оказание помощи во время болезни, обеспечение реабилитации (восстановление после болезни).

Далеко в прошлом осталось представление о медицинской сестре как о работнике, выполняющем лишь назначения врача. Современный уровень развития сестринского дела требует от медицинской сестры умения самостоятельно оценивать состояние и потребности пациента, вести правильное наблюдение за ним, принимать обоснованные решения, связанные с определенной ответственностью, когда от ее профессиональной компетентности во многом зависит успех лечения.

Философия сестринского дела является частью общей философии и определяет:

1) основные этические обязанности специалистов по обслуживанию человека и общества;

2) цели, к которым стремится профессионал;

 3) моральные качества — добродетели и навыки, ожидаемые от практикующих специалистов. Основным принципом философии сестринского дела является уважение жизни, достоинств и прав человека.

 Сестра действует как независимо, так и в сотрудничестве с другими профессиональными работниками сферы здравоохранения с тем, чтобы удовлетворить потребность общества и отдельных пациентов в охране здоровья. Сестринское дело не имеет ограничений по расовым признакам, возрасту, полу, политическим или религиозным убеждениям, социальному положению. Потребность в сестринском уходе универсальна, она необходима человеку от рождения до смерти. Оказывая помощь больному, медицинская сестра должна стремиться создать    атмосферу уважительного отношения к его духовным ценностям, обычаям и убеждениям. Медицинская сестра сохраняет конфиденциальность, оберегает полученную информацию в интересах пациента, если эта информация, не противоречит его здоровью и здоровью членов общества. Согласно кодексу поведения медицинских сестер, разработанному Международным cоветом медицинских сестер, фундаментальная ответственность медицинских сестер имеет четыре главных аспекта: содействие укреплению здоровья, профилактика заболеваний, восстановление здоровья и облегчение страданий. Кроме того, данный кодекс определяет ответственность медицинских сестер перед обществом и коллегами.    Белорусской ассоциацией медицинских сестер в 2003 г. принят «Этический кодекс медицинских сестер Республики Беларусь». Этические принципы и нормы, составляющие его содержание, конкретизируют нравственные ориентиры в профессиональной сестринской деятельности.        

Сестринское дело в настоящее время ставит перед собой следующие задачи:

• обеспечивать эффективную подготовку высоко квалифи     цированных медицинских сестер, способствовать повышению их квалификации;

• обучать медицинских сестер культуре общения с пациентами, членами их семей, коллегами, учитывая этические, эстетические и деонтологические аспекты поведения;

• проводить научно-исследовательскую работу в области сестринского дела;     

• обеспечивать высокий уровень медицинской информации;

• вырабатывать у медицинских сестер определенный    стиль мышления.           

Сестринское дело начинается со стремления медсестры определить и выразить сущность своих обязанностей и способов их исполнения. В процессе работы у медсестер вырабатывается концептуальный подход с проявлением специфики практической и аналитической деятельности. На базе этого подхода составляются обширные описания особенностей сестринского дела. Искусство и наука проявляются в работе и медсестры-ис    полнителя, и медсестры-руководителя. Высокий профессио нализм и компетентность, умение уважать пациента и сострадать ему, наконец, творческий подход к сестринской деятельности отражают в работе медсестры-исполнителяè науку, и искусство. В деятельности медсестры-руководителя        искусство и научный подход проявляются в общении с персоналом и пациентами, в умении эффективно строить сестринский процесс, правильно организовать профессиональ     ный рост сотрудников. Зачастую медсестры выступают и в педагогов-воспитателей. В этом случае медсестра должна обладать педагогическими способностями, умением профессионально преподнести студентам сестринскую науку, отличаться культурой общения и высоким творческим потенциалом.

Уход за пациентами является необходимой и важнейшей частью лечения. Под термином «уход» понимают целый комплекс лечебных, профилактических, санитарно-эпидемиологических мероприятий, направленных на облегчение страданий пациента, скорейшее его выздоровление и профилактику осложнений. При некоторых заболеваниях (инфаркт миокарда, инсульт и др.) в той или иной степени могут ограничиваться физическая активность пациентов, их способность к самообслуживанию. Некоторые пациенты не могут без посторонней помощи умыться, самостоятельно поменять положение тела в постели, принять пищу и т. д. Туалет кожи, полости рта, правильное кормление, своевременная смена белья, оказание неотложной помощи при критических состояниях (лихорадка, обморок, приступ болей в области сердца), выполнение ряда санитарно-эпи-демиологических мероприятий, направленных на поддержание должной чистоты в медицинском учреждении и предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, – все это входит в понятие «уход за пациентом» или «сестринский процесс».

Уход за пациентами делится на общий и специальный. Общий уход включает в себя те мероприятия, в которых нуждается любой пациент независимо от характера его заболевания (выполнение инъекций, кормление, раздача лекарственных средств, уборка помещения и т. д.). К специальному уходу относятся те мероприятия, которые применяются только по отношению к пациентам определенной группы: хирургическим (перевязки, иммобилизация), урологическим (промывание мочевого пузыря, промывание дренажных трубок и т. д.), терапевтическим (помощь врачу при абдоминальной и плевральной пункции) и т. д.

Уход за пациентами является прямой обязанностью медицинской сестры. Только отдельные манипуляции общего ухода могут выполняться младшими медицинскими сестрами (уборка помещений, подача судна или мочеприемника, санитарная обработка пациента), но и в этих случаях за правильность их выполнения отвечает медсестра.

Самосовершенствование и совершенствование в профессии невозможно без знания опыта предыдущих поколений. Хорошо знать прошлое нужно для лучшего понимания задач настоящего. Поэтому остановимся на истории возникновения профессии медицинской сестры.

В годы 30-летней войны во Франции священник Винсент де Поль стал инициатором организации помощи пострадавшим от войны и чумы – это была первая в истории организованная попытка привлечь общественность для оказания помощи нуждающимся. 8 декабря 1617г. Винсент де Поль объявил о создании благотворительной организации нового типа. В нее входили женщины свободные от каких-либо обетов, которые брали на себя уход за ранеными, больными и увечными. До этого подобные функции выполняли только монахини. Среди них было немало представительниц аристократии (в частности, герцогиня д,Эгильон, племянница кардинала Ришелье).

 Начало организованного ухода за больными и ранеными было положено во время правления Петра I. В 1715 г. им был издан указ, в котором шла речь о применении женского труда по уходу за больными детьми. Несколько позже по указу Петра I создается «медицинская коллегия» (канцелярия, которая для работы в госпиталях в 1728 г. ввела штатную единицу для женщин по уходу за больными и ранеными). Но после смерти Петра I все его начинания были прерваны практически на 100 лет. Только к концу XVIII в. женский труд по уходу за больными начал применяться в гражданских больницах (Павловская больница).

12 ноября 1796г. Павел I передал под попечительство супруги, императрицы Марии Федоровны, Воспитательное общество. Этим было положено начало благотворительной структуре, которая стала самой мощной в стране.

Следующий шаг в развитии сестринского дела – появление службы «сердобольных вдов».   В 1807 г. в Москве и Петербурге были открыты приюты для бедных вдов. В январе 1814 г. в одном из таких приютов при Мариинской больнице 24 вдовы изъявили желание посвятить себя уходу за больными. В январе 1818 г. в Москве был учрежден институт «сердобольных вдов». Большой вклад в подготовку персонала внес главный врач Мариинской больницы Оппель, который издал учебник «Руководство и правила, как ходить за больными, в пользу каждого сим делом занимающегося, а иначе для сердобольных вдов, званию сему особенно себя посвятивших...». В нем подчеркивалось: «Без надлежащего ухода и самый искусный врач мало, или никакого даже, в восстановлении здоровья или отвращении смерти сделать не может». В службу «сердобольных вдов» могли вступить обитательницы вдовьих домов и их незамужние дочери после долгих испытаний добродетелей. В книге Оппеля содержались требования, которые предъявлялись к испытуемым. Они должны были обладать трезвостью ума, верностью, человеколюбием, совестливостью, терпением, молчаливостью, опрятностью, отсутствием брезгливости. Если в этих качествах убеждались их наставники, то начиналась специальная подготовка сердобольных вдов.

Новый этап в развитии женской медицинской помощи – это появление в России общин милосердия. Первая община сестер милосердия была организована в 1844 г. в Петербурге, в дальнейшем (1873) она стала именоваться Свято-Троицкой общиной (основала великая княжна Александра Николаевна и принцесса Терезия Ольденбургская). Существовала община на средства благотворительных организаций. В нее принимались вдовы и девушки в возрасте от 20 до 40 лет. Сестры милосердия обязаны были дежурить у больных на квартире, в больнице и помогать врачу на приеме больных, обслуживаемых общиной. Таким образом, женский труд стал применяться в больницах и госпиталях, однако для оказания помощи раненым женщин пока не привлекали.

 В 1854 г. (период Крымской войны) в Петербурге была создана Крестовоздвиженская община сестер милосердия для ухода за больными и ранеными. Устав Крестовоздвиженской общины был составлен Н. И. Пироговым. Главной целью общины была подготовка сестер милосердия для ухода за больными и ранеными в военных госпиталях Крыма, где ощущалась острая нужда в медицинском персонале. Вступившие в общину женщины в течение 2–3 месяцев проходили стажировку, а затем направлялись на фронт. Многие русские женщины оказывали помощь раненым на поле боя в условиях тяжелой боевой обстановки. Среди них Даша Севастопольская, Екатерина Бакунина, Екатерина Хитрова, Варвара Щедрина и др. Н. И. Пирогов так характеризовал сестер милосердия: «Наша сестра милосердия не должна быть православной монахиней. Она должна быть простая, богопочтительная женщина с практическим рассудком и хорошим техническим образованием, а при том она должна непременно сохранить чувствительное сердце». Вот характеристика условий, в которых сестры милосердия оказывали помощь больным и раненым в крымских госпиталях.

Обстановка в крымских госпиталях была исключительно тяжелой. Наступила осень, шли дожди, дороги стали труднопроходимыми. В госпиталях в суконных палатках становилось прохладно и сыро. Сестры милосердия в солдатских сапогах, утопая в грязи, обходили насквозь промокшие палатки, стоя порой на коленях, делали перевязки, раздавали чай, чтобы согреть промокших больных, лежавших на подстилках или просто на земле. Отмечались заболевания сыпным тифом, холерой, цингой, лихорадкой. В таких условиях сестры оказывали свою посильную помощь. Все эти женщины были разные, но их роднила любовь к Отчизне, желание служить своему народу.

Международное признание получила жизнь и деятельность сестры милосердия англичанки Флоренс Найтингейл (12.05.1820-13.08.1910). Она родилась во Флоренции в 1820 г., получила хорошее воспитание. С детства ей было свойственно обостренное чувство сострадания ко всем больным и несчастным. В возрасте 31 года, к моменту добровольной поездки в Крым на войну (1855), она уже посетила все госпитали в Лондоне и многие в Европе. В сложных условиях войны Найтингейл, возглавив отряд добровольных «сиделок», сумела организовать уход за ранеными, обеспечить снабжение их пищей, одеждой, книгами. «Там, где болезнь является в самом сильном развитии, там, где рука смерти приближается к своей жертве, там можно встретить эту несравненную женщину. Ее кроткое присутствие производит утешительное действие на больного, даже в последней его борьбе со смертью», – писали газеты того времени.

Ухаживая за больными в условиях повальных эпидемий, Флоренс Найтингейл заболела лихорадкой, но по выздоровлении, несмотря на уговоры друзей возвратиться домой, осталась при госпитале. Большой вклад внесла она в дело обучения женщин, желающих посвятить себя уходу за больными. В работе «Как нужно ухаживать за больными» ею были развиты многие идеи по санитарии и гигиене лечебных учреждений, практике и лечению заболеваний, отражены вопросы медицинской деонтологии.

В 1860 г. Флоренс Найтингейл основала первую школу сестер милосердия в Англии при больнице Святого Фомы. Она впервые отметила, что в сестринском деле есть две важные области: уход за здоровыми и уход за больными пациентами. Уход за здоровыми определялся как «поддержание у здорового человека состояния, при котором нет болезни». Уход за больными раскрывался ею как «способность помогать жить человеку, страдающему от болезни», не просто выжить, а жить как можно более полноценной жизнью, приносящей удовлетворение. Она настаивала на том, что предотвратить болезнь легче, чем лечить. Эта точка зрения была предшественницей теорий микробиологов и психологов. Флоренс Найтингейл впервые применила в здравоохранении научные методы и статистические исследования, сочетание решения проблем с профилактическими методами, такими, как соблюдение чистоты, здоровое питание, внимание к эмоциональному состоянию пациентов, соответствующее образование медицинских сестер.

В знак благодарности за выдающиеся заслуги в области развития сестринского дела в 1912 г. английским правительством были учреждены Международный фонд и медаль имени Флоренс Найтингейл. Во Флоренции, на родине Найтингейл, в старинном храме рядом с гробницами Данте и Микеланджело, в глубокой нише стоит изваяние женщины с лампой. У подножия его высечены слова: «Она была примером служения людям и прообразом международного милосердия, носителем которого позднее стал Красный Крест». Ежегодно, 12 мая, в день рождения Флоренс Найтингейл проводится награждение лучших медицинских сестер во всем миреза самоотверженные поступки по отношению к больным людям в мирное или военное время, за исключительные моральные и профессиональные качества, гуманизм и милосердие. В Беларуси этой высокой награды удостоены медицинские сестры (11): Мария Афанасьевна Гарачук, г. Гомель (1983), Софья Адамовна Кунцевич, г. Минск (1981), Софья Васильевна Голухова, г. Гомель (1975), Екатерина Ефимовна Сиренко, г. Барановичи (1971), Евгения Максимовна Шевченко, г. Скидель (1967), Зинаида Михайловна Туснолобова Марченко, г. Полоцк (1957), Нина Близнюк, (11.06.2011), Людмила Ивановна Леликова, (2011); Ольга Гейцева, Изольда Семушина, Тамара Терешина- Брест (2013).

 На обратной стороне медали выгравирована надпись: «За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающие восхищение всего человечества».

После Крымской войны в России начали возникать многочисленные новые общины сестер милосердия, они стали более широко привлекаться для ухода за ранеными в госпиталях. В 1867 г. было организовано Общество попечения о раненых и больных воинах, переименованное в 1879 г. в Российское общество Красного Креста. Одной из задач этого общества была подготовка сестер милосердия. В 1868 г. в Петербурге возникла Георгиевская община, одним из руководителей которой был выдающийся врач С. П. Боткин. Возникали и другие общины Красного Креста (в Петербурге, Москве, Харькове, Тифлисе и др.).

Кроме общин Красного Креста, сестры милосердия готовились и монастырскими общинами, а также на курсах при больницах. В 1894 г. Крестовоздвиженская община была передана в ведение Российского общества Красного Креста. Завоевав своим героическим трудом право ухаживать за больными и ранеными в Крымской войне, русские сестры милосердия в дальнейшем принимали участие в русско-турецкой войне (1877–1878),русско-японской войне (1904–1905), первой мировой войне (1918–1920). Женский труд в медицине занимает подобающее ему место в лечении и уходе за ранеными и больными. Высокие моральные качества, служение, порой жертвенное, страдающим людям стали характерными для русских сестер милосердия. На них воспитывались и воспитываются поколения медицинских сестер. Многое для обеспечения медицинского образования женщин сделал сподвижник Н. И. Пирогова С. П. Боткин. По инициативе С. П. Боткина и М. А. Сеченовой – первой русской женщины-хирурга – в 1872 г. был создан Комитет попечения о сестрах милосердия и начат поиск средств на устройство приюта для престарелых медицинских сестер.

К концу 1912 г. в ведении Общества Красного Креста было 109 общин с 3442 сестрами милосердия. В соответствии с уставом в общину принимались только лица христианского вероисповедания. Сестры не получали оплаты за свой труд, а обеспечивались от общины жильем, пищей, одеждой.

Вторая половина ХIХ в. характеризуется интенсивным открытием учебных заведений для подготовки средних медицинских кадров в Беларуси. Это были повивальные, фельдшерские, зубоврачебные школы, школы для подготовки сестер милосердия. В январе 1865 г. было открыто первое в Беларуси среднее медицинское учебное заведение – Могилевская повивальная школа. Инициатор ее создания Н. М. Мандельштам – один из виднейших деятелей медицины Могилевской губернии того времени.  В октябре 1876 г. была открыта повивальная школа на 20 человек в г. Гродно.

Кроме того, на территории Беларуси существовали школы при больницах Приказа общественного призрения: специальная школа сестер милосердия в г. Минске (1890–1902) фельдшерская школа в г. Витебске (1872–1875). Медицинские школы открывались также некоторыми общественными организациями. Так, в Минске с декабря 1902 г. при Общине сестер милосердия Красного Креста были открыты одногодичные курсы подготовки сестер милосердия. С 1904 по 1910 г. в Минске работала десятимесячная школа повивальных бабок при родильном приюте Минского отделения Российского общества защиты женщин. Немалую роль в подготовке средних медицинских кадров играли частные медицинские школы. В 1907 и 1908 гг. в Минске были открыты две первые в Беларуси зубоврачебные школы. В 1909 г. они слились в одну школу, обучение в которой длилось два с половиной года. Развитие медицинских школ сопровождалось рядом преобразований. В 1869 г. в паевое содержание Могилевской повивальной школы вступила Витебская губерния, поэтому школа официально приобрела межгубернское значение. В то время уставы медицинских школ отличались большим разнообразием относительно сроков обучения и программ. Только в 1872 г. правительством был учрежден типовой устав фельдшерско-акушерский. На курсах медицинских сестер изучались латинский язык, физиология, хирургия и десмургия, гигиена, анатомия, внутренние болезни, уход и первоначальная помощь, фармакология и рецептура. Ежедневно теоретические занятия длились 2 ч, в остальное время учениц обучали уходу за больными в больницах и на дому. В частной школе, чтобы получить звание акушерки второго разряда, необходимо было учиться 1 год, акушерки первого разряда – 2 года, фельдшера – 3 года. Школа придерживалась утвержденной программы для фельдшерских школ. Таким образом, в Беларуси в конце ХIХ – начале ХХ в. имелось несколько видов учебных заведений, в которых готовились средние медицинские кадры. Широкая подготовка сестер милосердия началась после Октябрьской революции.    

Одними из первых мероприятий по усовершенствованию подготовки кадров медицинских сестер были не только ликвидация общин сестер милосердия, но и отмена наименования такой профессии. Теперь сестры милосердия стали называться медицинскими сестрами. В первые годы после окончания Гражданской войны разрушенная сеть медицинских учреждений восстанавливалась очень медленно, поэтому проблема медицинских кадров в это время была одной из важнейших и самых острых в здравоохранении.

Система среднего медицинского образования в 20–40 годах неоднократно изменялась. В октябре 1922 г. Главным управлением по профессиональному образованию была проведена I Всероссийская конференция по среднему медицинскому образованию, которая определила систему подготовки средних медицинских кадров и типы средних медицинских учебных заведений в Беларуси.

В 1936–1937 гг. в Беларуси произошла перестройка средней медицинской школы на единой основе. Число школ увеличилось с 6 в 1932 г. до 33 в 1937 г.

После присоединения Западной Беларуси в 1939 г. были открыты медицинские школы в Гродно, Слониме, Барановичах, Пинске. К 1940 г. в республике функционировало 35 средних медицинских школ: 4 фельдшерско-акушерские,2 фельдшерские, 3 фармацевтические, 23 для медицинских сестер, 2 для медицинских лаборантов и 1 зубоврачебная. Одновременно проводилась подготовка среднего медицинского персонала на курсах. К началу Великой Отечественной войны в Беларуси работали 15 293 средних медицинских работника.

Героизм и самоотверженность проявили медицинские работники во время Великой Отечественной войны: 72,3% возвращенных в строй раненых и 90% больных – таков итог их труда. В действующей армии находились 500 тыс. средних медицинских работников. В период с 1941 по 1945 г. организацией Красного Креста было подготовлено 300 тыс. медицинских сестер, 500 тыс. сандружинниц и 300 тыс. санитарок. Оказание помощи раненым на поле боя приравнивалось к ратному подвигу. Таких подвигов в годы Великой Отечественной войны было совершено медицинскими сестрами бесчисленное множество.

В первые месяцы войны наши войска вынуждены были отступать под натиском превосходящих сил противника, неся большие потери. На медиков войскового звена, персонал немногочисленных госпиталей легли огромная нагрузка и ответственность. Люди работали, забывая об отдыхе, до изнеможения. С первых же дней войны 1000 врачей, фельдшеров, медицинских сестер пришли в военкоматы с просьбой послать их в действующую армию, на фронт. В годы войны медицинская служба почти наполовину была представлена женщинами. Работая наравне с мужчинами, принимая на себя те же опасности и невзгоды, наши женщины не уступали им в храбрости и мужестве. Среди 44 медиков – Героев Советского Союза – 17 женщин. Нет таких слов, которые могли бы передать все благородство того, что сделали в годы войны женщины-медики, как нет слов, достаточно полно передающих и глубину благодарности, которую испытывали воины к своим медицинским сестрам. Среди них И. Н. Левченко (в бою за Крым вынесла из горящих танков 28 солдат и офицеров), В. С. Кащеева. Особого внимания заслуживает подвиг юной медицинской сестры Зинаиды Туснолобовой Марченко, уроженки г. Полоцка. В начале войны она добровольно пошла на курсы медицинских сестер и после их окончания была назначена санитарным инструктором стрелковой роты. За три дня боев Зинаида оказала помощь 40 раненым бойцам и командирам. Ее наградили орденом Красной Звезды и вскоре присвоили звание старшины медицинской роты. За время боев Туснолобова-Марченко вынесла из-под огня 123 раненых бойца и командира.

Зимой 1943 г. дороги войны привели Зину в Курскую область. В одном из боев, оказывая помощь раненому командиру, она сама была тяжело ранена в обе ноги разрывными пулями. Около суток пролежала девушка, истекая кровью, на февральском морозе. Только на следующий день нашли ее разведчики и отправили в госпиталь. Чтобы спасти жизнь, Зинаиде пришлось ампутировать руки и ноги. Казалось, такая беда сломит ее дух, но жизнь продолжалась.

Молодежь одного из заводов г. Свердловска выпустила сверх плана 5 танков и написала на башнях: «За Зину Туснолобову». За нее мстили воины-однополчане. В 1957 г. она была удостоена звания Героя Советского Союза, а Международный комитет Красного Креста наградил ее медалью «Флоренс Найтингейл».

Высокие награды, которыми были отмечены лучшие военные медики, явились признанием больших заслуг всего медицинского состава, признанием высокого героизма, проявленного медиками на полях сражений.

Во время войны здравоохранению Беларуси был нанесен огромный ущерб. Сеть лечебных учреждений была разрушена на 80%, практически все медицинские школы уничтожены вместе с оборудованием. С началом освобождения Беларуси от немецких захватчиков стали восстанавливаться и медицинские учреждения. В марте 1944 г. начали функционировать медицинские школы в Могилеве, Мозыре, Гомеле. К декабрю 1944 г. в Беларуси было восстановлено 22 средних медицинских учреждения. Медицинские школы не имели достаточного количества помещений, не хватало учебной литературы и учебных пособий. Â 1954–1955гг. медицинские школы Беларуси были преобразованы в медицинские училища. В конце 80-х годов 20 века было коренным образом пересмотрено отношение к сестринской деятельности. Поводом этому послужила состоявшаяся в 1988 году Первая Европейская конференция по сестринскому делу, в которой участвовали представители 32 стран. На этой конференции было выработано представление о медсестре будущего, оно было построено не на узком профессионализме, а на широком понимании вклада сестринской профессии в улучшение здоровья людей.

В настоящее время в республике имеется 14 медицинских колледжа, 4 центра подготовки, повышения квалификации и переподготовки  медицинских кадров: Барановичи, Полоцк, Бобруйск, Минск. Подготовка среднего медперсонала ведется по специальностям: лечебное дело, медико-диагностическое (Пинск), сестринское дело, лечебный массаж, зубопротезное дело (Орша), зуболечебное дело (Гомель), медико-профилактическое дело (Витебск), фармация (Могилев, Витебск).

В лечебно-профилактических учреждениях медицинские сестры могут работать палатными, процедурными, перевязочными, операционными медицинскими сестрами и т. д.        

Палатная медицинская сестра ведет наблюдение за состоянием здоровья пациентов: общим видом, деятельностью сердца, органов дыхания и пищеварения; выполняет врачебные назначения. Когда медицинские сестры специализируются по уходу за хирургическими больными, их называют хирургическими медицинскими сестрами, работающих в операционной – операционными, в отделениях и кабинетах физиотерапии – физиотерапевтическими, ведающих вопросами диетического питания пациентов – сестрами по диетпитанию, осуществляющих патронаж на дому – патронажными, работающих на участках в поликлинике – участковыми медицинскими сестрами. В поликлинических учреждениях медицинские сестры помогают врачу на приеме, выполняют     различные медицинские процедуры по назначению участковых врачей у пациента на дому, ведут санитарно-просветительную работу среди населения. Работой медицинских сестер руководит старшая медицинская сестра отделения.

Старшая медицинская сестра участвует в проведении утренних конференций, в обходах, организует сестринские посты, составляет график работы палатных медицинских сестер в отделении, выписывает и получает из аптеки необходимые лекарственные средства, предметы ухода за пациентами в отделении, контролирует правильность хранения историй болезней, организует прием пациентов в отделение и их выписку, составляет отчет о работе отделения.

На медицинских сестер детских воспитательных учреждений возлагаются уход за детьми, контроль за санитарным состоянием помещений и др.

Обязанности медицинских сестер учреждений здравоохранения определяются в зависимости от их профиля.

Медицинским сестрам необходимо систематически повышать свою квалификацию на курсах усовершенствования и специализации. В медицинских колледжах организуются отделения повышения квалификации, в учреждениях здравоохранения проводятся конференции, читаются лекции по различным разделам медицины. Организуются курсы специализации по хирургической технике, электрокардиографии, массажу, лечебно-физической культуре и методике проведения физиотерапевтических процедур. В УЗ создаются советы сестер, в плане работы которых предусматривается также раздел повышения квалификации медицинских сестер (конференции, обобщение передового опыта и т. д.). В целях повышения квалификации медицинских сестер, освещения наиболее злободневных проблем медицины издаются специальные журналы: «Мир медицины» (учредитель – Ассоциация медицинских сестер г. Минска), «Сестринское дело», «Медицинские знания» и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: