Этапы развития лесного хозяйства в России

На первых этапах (XI-XII вв.), когда еще не было нужды запрещать рубку леса, применялась подсечная система земледелия, были распространены лесные промыслы: смолокурение, бортничество, охота, производство древесного угля, поташа и др. На эти промыслы вводились ограничения. Штрафовали за рубку деревьев с дуплом, заполненным пчелами. Запрещали рубку в чужих бортных участках, в охотничьих угодьях.

Позднее (XIV-XVI вв.) появились строгие запреты на рубку в засечных лесах, используемых в военных целях. Выдавали охранные грамоты на монастырские леса, закрепляли права собственности на леса в составе вотчин. С XVI века стали запрещать рубку прибрежных лесов для защиты от наводнений.

В Соборном уложении царя Алексея Михайловича (1649 г.) была юридически оформлена феодальная собственность на леса. Их делили на вотчинные, поместные (за службу), общинные и казенные. Упомянуты и засечные леса.

Около 200 указов и постановлений было издано в годы правления Петра I (Редько, 1981). Тогда было сделано описание лесов вдоль рек с целью развития кораблестроения, составлена инструкция по управлению такими лесами. Введены должности вальдмейстеров для контроля за лесопользованием. Введены межевание лесов, клеймение деревьев для рубки, прорубка просек. Это касалось, главным образом, ценных лесных массивов корабельных лесов и при металлургических заводах. Были составлены первые планы казенных дач.

По инициативе Петра I создана Российская Академия наук. Одной из задач ее деятельности было изучение растительных ресурсов страны. Первыми учеными-лесоводами были академики М.В. Ломоносов и А.А. Нартов.

В 1798 году по указу Павла I создан Лесной департамент для управления работой лесных специалистов, которые были направлены в губернии. Прежде всего, в те, где незадолго до этого времени сделано описание лесов. В 1802 году принят Устав о лесах. По нему были законодательно закреплены основные положения лесного хозяйства, которые сохранились в дальнейшем: приоритет государственной собственности на лес, платность лесопользования, соблюдение принципов непрерывности и равномерности ежегодного отпуска лесных материалов. По Уставу была ограничена ширина лесосеки сплошной рубки до 20 саженей (около 40 м) и указано число семенников (40 шт. на 1 десятину). Иногда считается, что начало правильному лесному хозяйству в России было положено в 1804 году, когда Лесной департамент определил задачи по лесоустройству, разведению и охране лесов. Ф.К. Арнольд полагает, что правильного хозяйства в это время еще не было, поскольку основательные лесоустроительные работы начались позднее, в 40-е годы XIX века. Их задачей была «организация правильного по науке лесоводства». Решению этой задачи способствовала деятельность таких ученых, как сам Ф.К. Арнольд, А.Ф. Рудзский, В.де Бедемар.

Правильной организации лесоводства мешало отсутствие высшего лесного образования в России. Его началом нужно считать открытие в 1803 году Царскосельского практического лесного училища, которое вскоре превратилось в Петербургский лесной институт. В 1804 году издан первый учебник «Начальные основания лесоводства». Его автор - Е.Ф. Зябловский писал: «Предмет лесоводства тот, чтобы при довольном употреблении леса не чувствовалось в оном недостатка».

В 1832 году было образовано Лесное общество «для поощрения лесного хозяйства». Общество стало выпускать «Лесной журнал» для обсуждения насущных лесных дел и результатов исследований. Журнал издается и поныне.

Распространению лесоводственных идей и практического опыта служили всероссийские лесные съезды. Первый съезд был проведен в 1872 году в Москве. На втором съезде было принято решение о предпочтении естественному лесовозобновлению там, где имеется подрост, а также в лесах на мелких почвах, на летучих песках. На четырех съездах (Рижском, Казанском, Самарском и Московском) обсуждали целесообразность применения постепенных рубок в сосновых борах разных округов. На VIII съезде в Киеве обсуждали вопросы, связанные с практикой рубок ухода. Основная трудность заключалась в том, что на организацию прореживаний не хватало отпускаемых ведомством средств, а оплата работы путем продажи заготовленной древесины могла быть ущербной для лесного ведомства из-за неправильной рубки. Интересны решения XII съезда, который был проведен в 1912 году в Архангельске. Речь шла о судьбах лесного комплекса на Европейском Севере, где подневольно-выборочными рубками исчерпаны запасы прибрежных лесов. В постановлении отмечены необходимость завершения лесоустроительных работ, увеличения средств на строительство дорог, в том числе железной дороги. Высказано желание развивать не только лесопильное производство, но также производство целлюлозы, фанеры, скипидара.

Лесохозяйственная практика в конце XIX и начале XX веков существенно зависела от способа лесовладения. Лучшим считалось хозяйство в удельных лесах (3% площади лесов), принадлежавших царской фамилии. Хуже - в казенных лесах, а это - 73% лесной площади страны. В 1893 году Лесной департамент создал комиссию «ввиду отсутствия надлежащего порядка» в этих лесах. Еще хуже вели хозяйство в частных лесах, которые занимали в то время 24% площади лесов европейской части страны и которые стали интенсивно вырубать, начиная с 60-х годов XIX века. В 1913 году подготовлен новый Лесной устав, в котором было требование «Запретить рубки, сопровождающиеся истощением древесного запаса и невозможностью естественного возобновления». Задачи сбережения лесов были возложены на Уездные лесоохранительные комитеты.

Всероссийский лесной съезд в 1917 году в Петрограде пришел к выводу о необходимости признания лесов государственной собственностью. Это решение поддержали Г.Ф. Морозов и другие известные ученые и практики. Леса национализировали по Декрету о земле. Закон о лесах (1918 г.) установил равное право всех на пользование лесом с оплатой по корневым ценам. Лесной кодекс РСФСР (1923 г.) разделил лесной фонд страны на леса государственного и местного значения. Было разрешено отпускать древесину из государственного леса с торгов. Положительными сторонами новой лесной политики нужно считать: приведение всех лесов в известность и регулярную их инвентаризацию с оценкой лесохозяйственных мероприятий, развитие высшего и среднего лесного образования, создание сети научно-исследовательских институтов и лесных опытных станций, выделение водоохранных лесов, а затем деление лесов на группы и категории, позволившее сохранить наиболее ценные лесные массивы.

Со временем стали проявляться и отрицательные стороны централизованного управления лесным хозяйством. Главная из них - приоритет лесной промышленности и переход к сплошным концентрированным рубкам, что означало отказ от принципа постоянства пользования лесом. Имели место и недостатки шаблонного планирования лесохозяйственных мероприятий - чрезмерное увлечение в таежных лесах лесокультурным делом, аэросевом, авиахимическим опрыскиванием, мелиорацией с необеспеченным уходом за каналами и т.д.

Хозяйство в лесах местного значения (ЛМЗ), как и в колхозных лесах, было запущенным. «ЛМЗ требуют колоссального напряжения ума, забот и умения политических деятелей, чтобы вместо лесов не оставались одни пни» (М.Е. Ткаченко).

После национализации с 1917 по 1992 гг. лесное ведомство было реорганизовано 20 раз и три раза упразднено (В.К. Тепляков). Это не могло не отразиться на лесохозяйственном производстве. Сочетание государственной собственности на лес с государственным управлением лесопользованием снижало экономическую заинтересованность в повышении уровня хозяйства и эффективность контрольных функций лесоохраны. Поэтому Основы законодательства Российской Федерации (1993 г.) отделили функции управления от заготовки древесины. Новый Лесной кодекс Российской Федерации (2006 г.) разрешил передачу лесов в аренду и в безвозмездное пользование при условии соблюдения всех лесохозяйственных правил. По кодексу полномочия по управлению лесным хозяйством передано региональным органам государственной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: