Краткий очерк истории лесоводства

 

Успешное развитие любой отрасли производства и области научных знаний невозможно без учета их истории, положительных сторон и ошибок прошлого. Это особенно относится к лесоводству, где не обойтись без преемственности, потому что за период жизни одного поколения леса сменяется несколько поколений лесоводов. В программе подготовки инженеров лесного хозяйства имеется специальный курс истории лесоводства. На эту тему издано много интересных книг, учебных пособий. Наиболее известны работы Ф.К. Арнольда, А.Ф. Рудзского, И.С. Мелехова, Г.И. Редько. В программе курса лесоводства нет необходимости подробно рассказывать об истории всех лесохозяйственных мероприятий в России.

Истоки лесоводства

Лесоводство - древняя отрасль знания - возникло из практических потребностей и формировалось длительное время на основе практического опыта, являясь скорее искусством, нежели наукой. В дальнейшем, по мере накопления этого опыта, лесоводство стало развиваться и как наука.

Зачатки лесоводственных знаний возникли в Древней Греции и Древнем Риме. За три столетия до новой эры Теофраст одну из книг посвятил лесным деревьям. Римский поэт Вергилий сформулировал некоторые положения об уходе за лесом. Еще большее внимание лесоводству уделял римский ученый Плиний Старший, считавший лес высшим даром человеку.

Вопросам леса, его рациональному использованию и сохранению уделяли внимание выдающиеся государственные деятели - в том числе Юлий Цезарь в Древнем Риме и Петр I в России.

Петр I, прежде всего, ценил древесину как материал для строительства отечественного флота; при этом особенно выделялась древесина дуба, сосны, ильма, ясеня, клена, лиственницы. Леса из этих пород, особенно из дуба, объявлялись заповедными, сохраняемыми для нужд флота. Петр I велел описать все леса вдоль больших рек по обе стороны на 50 верст и вдоль малых сплавных притоков их - на 20 верст, а также заповедные леса и составить карты с обозначением лесных дач, рек и пристаней, к которым удобно доставлять лесные материалы.

Научный интерес к лесоводству в Западной Европе и России усилился в XVIII в. Он связан с именами К. Линнея (Швеция), посвятившего одну из своих работ специально лесоразведению; Дюгамеля дю Монсо (Франция), описавшего в многотомном сочинении все отрасли лесного дела; Г. Котты, Ф. Пфейля, Г.Л. Гартига (Германия), разработавших важные вопросы лесоводства, его классические постулаты. Постулаты классического лесоводства выражают, прежде всего, постоянство и непрерывность лесопользования, канонизацию определенных способов рубок и возобновления леса, включают фундаментальные подходы к оценке природных условий произрастания леса в целях его успешного выращивания.

В первой половине XIX в. в ряде стран Европы были организованы высшие лесные учебные заведения, сыгравшие большую роль в развитии лесоводства и лесохозяйственного образования. В Германии открылась Тарандтская лесная академия (1816, ныне Лесохозяйственный факультет Дрезденского технического университета), Эберсвальдская лесная академия (1830, ныне НИИ лесного хозяйства); во Франции - Высшее лесное училище (1824, Нанси); в Швеции - Высшая лесная школа (1828, Стокгольм); в Чехословакии - Лесной факультет Высшей с.-х. школы (1816, Брно) и Институт лесоводства и древесины (1807, Зволен); в Венгрии - Лесохозяйственный и лесопромышленный институт (1808, Шопрон); в России в Царском Селе (1803 г.) (впоследствии переведен в Петербург) - Лесной институт (ныне С.-Пб. лесотехническая академия им. С. М. Кирова). В конце XIX в. положено начало лесохозяйственному образованию в США, в начале XX в. - в Канаде.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: