Понятие о лесоводстве

Курс лекций по Лесоводству

 

Лесоводство преемственно связано с лесоведением, опирается на него как на общую теоретическую часть, представляющую собой учение о природе леса. Вместе с тем оно является вполне самостоятельным курсом, имеющим свои особые задачи. В отличие от лесоведения лесоводство - прикладная специальная дисциплина. В современном лесоводстве происходит как процесс дифференциации науки, требующий аналитического подхода, так и процесс ее интеграции, вызывающий необходимость комплексных решений. В данном курсе будет показано значение географической дифференциации лесоводственных мероприятий с учетом природных, производственно-экономических и социальных особенностей.

В лекционном и практическом курсе «Лесоводство» представлены лесоводственные системы, рубки спелых и перестойных лесных насаждений, рубки ухода за лесом, вопросы ускорения выращивания леса и повышения его продуктивности.

 

Для эффективного усвоения материала по данной дисциплине необходимо использовать основные наработки в области научного и практического лесоводства отечественных и зарубежных авторов.

 

Рекомендуемая литература:

1. Тихонов, А.С. Лесоводство [Электронный ресурс]: учебник / А.С. Тихонов, В.Ф. Ковязин. - Электрон. дан. - Санкт-Петербург: Лань, 2017. - 480 с. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/90005. - Загл. с экрана.

2. Закамский, В.А. Лесоводство: выборочные рубки. Уход за лесом [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.А. Закамский, Е.М. Иванова. - Электрон. дан. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2015. - 147 с. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/90134. - Загл. с экрана.

3. Добровольский, А.А. Проблемы современного лесоводства [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.А. Добровольский. - Электрон. дан. - Санкт-Петербург: СПбГЛТУ, 2016. - 36 с. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/76025. - Загл. с экрана.

4. Сеннов, С.Н. Географические особенности лесоводства [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.Н. Сеннов, Е.Н. Кузнецов. - Электрон. дан. - Санкт-Петербург: Лань, 2016. - 128 с. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/71730. - Загл. с экрана.

5. Мясников, А.Г. Учебно-методическое пособие по законодательным и нормативно-правовым документам в области лесного хозяйства по дисциплине «Лесоводство» [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / А.Г. Мясников. - Электрон. дан. - Томск: ТГУ, 2016. - 60 с. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/91995. - Загл. с экрана.

6. Никонов, М.В. Лесоводство [Электронный ресурс]: учебное пособие. / М.В.Никонов. - Электрон. дан. - СПб.: Лань, 2010. - 224 с. Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=62769 - Загл. с экрана.

7. Сеннов, С.Н. Лесоведение и лесоводство [Электронный ресурс]: учебник. / С.Н.Сеннов. - Электрон. дан. - СПб.: Лань, 2011. - 330 с. Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=62769 - Загл. с экрана.

8. Тихонов А.С. Лесоведение: Учебное пособие/ А.С. Тихонов. – Калуга: Облиздат, 2011. – 332с.

9. Закамский, В.А. Лесоводство: практикум [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.А. Закамский. - Электрон. дан. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2013. - 216 с. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/61382. - Загл. с экрана.

ПОНЯТИЕ О ЛЕСОВОДСТВЕ

 

Под лесоводством, в широком смысле, понимают теорию и практику лесного хозяйства или человеческой деятельности, направленной на постоянство пользования лесом. Идея постоянства пользования лесом составляет самую характерную черту лесоводства (по Г.Ф. Морозову). Постоянство обеспечивается выполнением ряда условий. Важнейшие из них заключаются в следующем. Осуществляется идея возобновления леса в процессе рубки. Хозяйственные мероприятия не должны приводить к снижению устойчивости леса. Под этим термином понимается не только противодействие болезням и повреждениям, но также сохранение почвенного плодородия и производительности древостоев. Здесь многое зависит от организации рубок, от их способов и технологии. Важным условием является равная представленность насаждений разного возраста в пределах каждой хозяйственной единицы. Это достигается регулированием размера пользования лесом.

Лесоводство как учебная дисциплина - более узкое понятие. Первые учебники лесоводства в России (Перелыгипа, Зябловского, Шелгунова, Длатовского, Турского), написанные в прошлом веке, содержали сведения обо всех видах лесохозяйственной деятельности. В учебнике, написанном М.К. Турским в конце прошлого века и переизданном пять раз, содержатся сведения из области лесоустройства, дендрологии, энтомологии, лесокультурного дела. Позднее, в связи с усилением лесохозяйственной деятельности и развитием лесной науки, из прежнего общего курса стали выделять отдельные дисциплины. В 1902 г. Г.Ф. Морозов разделил кафедру лесоводства на две: общего лесоводства и частного лесоводства (лесных культур). В учебнике М.Е. Ткаченко еще содержатся сведения из области дендрологии и пирологии, в последующих же учебниках их нет.

Разделение курса лесоводства на две части - лесоведение и лесоводство - было сделано Г.Ф. Морозовым в начале двадцатого века, когда в России преобладали леса, не затронутые хозяйством. Под лесоведением понималось учение о природе леса, которое позволило бы установить принципы правильного хозяйства - лесоводства. Нарастающий поток информации, получаемой в результате разностороннего изучения природы леса на всех уровнях живого вещества, от клеточного до экосистемного, привел к разделению лесоведения на ряд самостоятельных направлений и учебных дисциплин. Сейчас программа курса лесоведения ограничена изучением леса на экосистемном уровне. В нее входят разделы о факторах лесообразования и биосферных функциях леса, о динамике леса и лесовозобновлении, о классифицировании лесных экосистем, т.е. главным образом, сведения из лесной экологии, лесного почвоведения, лесной геоботаники, но с некоторым приближением к обоснованию методов лесохозяйственных мероприятий. Позднее в содержание учебников (Ткаченко, Погребняка) эти разделы лесоведения вошли как составная часть курса лесоводства. И.С. Мелехов, отдавая дань морозовской традиции, вновь разделил курс на две части.

В современном курсе лесоводства сохранились теория рубок леса и связанные с ней вопросы: об естественном лесовозобновлении и мерах содействия ему, об уходе за лесом, об очистке лесосек и др. Теория рубок леса основана на знании природы леса, его системных свойств, динамичности и устойчивости, географической обусловленности, на знании экологических последствий хозяйственной деятельности, и поэтому разделение курса на две части является условным. Кроме того, почти не осталось лесов, не затронутых хозяйственной деятельностью. Приходится изучать природу таких лесов, учитывать эту деятельность. Теория проверяется практикой лесоводства, зачастую реакция леса на то или иное хозяйственное мероприятие позволяет лучше понять его природу, особенности системных связей, конкурентных отношений, механизмы сохранения устойчивости.

Помимо лесоведения в основу курса лесоводства положены современные сведения о технологии и механизации лесохозяйственных работ, о лесоустройстве и лесной таксации, об экономике и организации. По этим причинам курс лесоводства, несмотря на все изменения, остается основополагающей дисциплиной при подготовке инженеров лесного хозяйства.

Результатом изучения курса является не только получение знаний о методах, организации и технологии рубок с их теоретическим обоснованием, об особенностях рубок, связанных с географическим положением и целевым назначением лесов, но и формирование своеобразного лесоводственного или экологического мировоззрения, усвоение принципиальных подходов к решению сложных лесохозяйственных задач. Такие подходы Г.Ф. Морозов называл лесоводственными устоями, они, по его мнению, играют роль компаса на корабле, именуемом Лесоводство. Эти устои - не прихоть лесовода, а результат особой профессиональной подготовки, позволяющей находить правильные решения, предвидеть последствия хозяйственной деятельности в лесу, всесторонне их оценивать в интересах поколений людей. Принципы лесоводства остаются неизменными в лесах разного назначения и географического положения, поэтому нет смысла делить лесоводство на рекреационное, водоохранное, степное, мерзлотное и т.д. Знание принципов позволяет избежать ошибок, неизбежных при использовании рецептов и шаблонов различных наставлений. Хотя учет географических и прочих особенностей здесь по-прежнему является совершенно необходимым.

Хорошая профессиональная подготовка особенно нужна теперь, при изменении правовых и экономических отношений в стране и в лесном комплексе в частности, и при возникшей необходимости большей экологизации лесного хозяйства. Новые условия приводят к возрастанию самостоятельности и ответственности лесничего, к усилению его роли. Для этого нужны хорошая теоретическая подготовка и практический опыт.

Необходимы и научные исследования. Элементы таких исследований рекомендованы некоторыми правилами и наставлениями, например, анализ успешности естественного лесовозобновления или закладка пробных площадей с рубками ухода и оценкой их результатов. Наблюдения за результатами всей практической деятельности с их правильной и, по существу, научной оценкой необходимы лесничему. Элементы научных исследований являются составной частью дипломного проектирования. Поэтому в курсе лесоводства существует раздел о методологии научных исследований.

Освоение практического опыта начинается с изучения истории лесоводства в России и других странах. Нужно знать все хорошее и плохое о применении тех или иных методов и технических решений в различных регионах страны. Поэтому курс лесоводства включает исторические сведения, выделенные в специальный раздел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: