Укажите ССП с соединительным союзом

А) Дождя не было, но туман ещё держался, и низкие облака заво­локли небо.

В) Когда в доме все ещё спали, я прокладывал росистый след в гу­стой траве сада.

С) Перед нами стелется равнина, где ели изредка взошли.

Д) Либо это гудит приближающийся поезд, либо сигналит пароход.

Е) Потёмки всё более сгущались, и предметы теряли свои кон-туры.                                                                                                                                 Ответ: Е

20. То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка. Значение сложносочинённого предложения:

А) чередование событий;

В) одновременность событий;

С) возможность одного из названных явлений;

Д ) причинно-следственное;

Е) одно событие противопоставляется другому.                 Ответ: А                                                        

21. В сложносочинённом предложении запятая не ставится:

А) Туча разорвалась на мелкие клочья и они поползли над степью.

В) Луна начала одеваться тучами и на море родился туман.

С) Ночь была душная и мы растворили окна.

Д ) В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёл-тые бабочки.

Е) Уж солнце зашло и начало смеркаться.                                   Ответ: Д

Пояснение. В сложносочинённом предложении запятая не ставится в следующих случаях:

1. перед одиночными союзами и, да, или, либо, если части ССП имеют один общий второстепенный член (Д).

2. перед союзом и, если он соединяет восклицательные или вопросительные предложения. Когда ты приедешь и где мы встретимся?

22. Укажите сложноподчинённое предложение с придат. изъ­яснительным.

А) Я смотрел в ту сторону, откуда могли ко мне прийти.

В) Снег всё становился белее и ярче, так что ломило глаза.

С) Я не мог понять, отчего сухие листья не загорались.

Д) Его откровенность не столько польстила ей, сколько испугала её.

Е) Едва я успел накинуть бурку, как повалил снег.           Ответ: С                                                     

Пояснение. СПП - сложное пред­л., в котором одно из простых предл. по структуре и смыслу зависит от другого (подчиняется ему). Одно простое является главным, а другое - придаточным. Придаточное предл. присоеди­няется к главному с помощью подчинительных союзов или союзных слов (относительных местоимений и наречий).

Различают СПП с придаточными изъясни­тельными, определительными, обстоятельственными:

1. придаточные изъяснительные предл. относятся в глав. предл. к словам со значением речи (говорить, просить, отвечать), мысли (думать, решать, размышлять, понять), чувства (чувствовать, радоваться, рад, жаль) и уточняют (дополняют, изъясняют, раскрывают) смысл этих слов. К придаточным изъяснительным от таких слов ставятся падежные вопросы;

2. придаточные определительные предл. относятся к сущ. в главном предл., давая ему характеристику или раскрывая его признак. К придат. определит. от определ. слова в главном предл. ставится вопрос какой? Придат. определ. присоединяется к определяемому слову в главном предл. с помощью союзных слов что, кто, который, где, куда, откуда и др.;

3. придат. обстоятельственные рассмотрены в пояснении к вопросу 23.

23. Укажите СПП с придаточным усло­вия.

А) Часто я угадать хотел, о чём он пишет.

В) Что казалось деревом, то оказалось кустом.

С) Ветер выл с такой силой и выразительностью, что казался оду­шевлённым.

Д) Я пришёл, чтобы поговорить с вами о деле.

Е) Я поеду, если вы разрешите.                                                                  Ответ: Е

Пояснение. Придаточные обстоятельственные относятся к глаголам или к словам с обстоятельственным значением в главном предл. и уточ­няют место, время, причину, условие, цель действия и др. Виды придаточных обстоятельственных:

1. придат. предл. со значением места обозначают место действия, о котором говорится в главном предл., и отвечают на вопросы где? куда? откуда? Придат. со значением места присоединяются к главному с помощью союзных слов-наречий где, куда, откуда. В главном предл. могут быть указательные слова, к которым присоединяются придат. со значением места. {Там, где есть глухари, обыкновенно водятся и рябчики.);

2. придат. предл. со значением времени уточняют время действия, о котором говорится в главном предл., и отвечают на вопросы когда? с какого времени? до какого времени? Присоединяются к главному при помощи подчинительных временных союзов когда, пока, с тех пор как, едва, как только, в то время как, по мере того как и др. (Как только небо засветилось, всё шумно вдруг зашевелилось.);

3. придат. предл. со значением условия уточняют условие, при котором протекает или может протекать действие, о котором говорится в главном предл., и отвечают на вопрос при каком условии? Присоединяются к главному с помощью подчинительных условных союзов если, если...то, ежели, кабы, коли, когда, раз и др. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.);

4. придат. предл. со значением причины указывают причину того, о чём говорится в главном предл., отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине? вследствие чего? Присоединяются к главному предл. с помощью союзов потому что, оттого что, так как, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, в силу того что. (Настоящей помощи от него не ждали, так как он был слаб здоровьем.);

5. придат. предл. со значением цели уточняют цель действия, о котором говорится в главном предл., и отвечают на вопросы с какой целью? для чего? зачем? Присоединяются союзами чтобы, для того чтобы, с тем чтобы. (Под яблонями развели костры, чтобы мороз не погубил цвет.);

6. придат. предл. со значением следствия уточняют результат действия, о котором говорится в главном предл., и отвечают на вопрос вследствие чего что произошло? Присоединяются к главному предл. с помощью подчинительного союза так что. (Весь следующий день Герасим не показывался, так что вместо него за водой должен был съездить кучер Потап.);

7. придат. предл. со значением образа действия уточняют образ (характер) действия, о котором говорится в главном предл., и отвечают на вопросы как? каким образом? Присоединяются к главному предл. с помощью подчинительных союзов как, будто, точно, словно и др. (Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и натёрли снегом.);

8. придат. предл. со значением меры и степени уточняют меру и степень действия, о котором говорится в главном предл., и отвечают на вопросы в какой мере? в какой степени? до какой степени? Присоединяются к главному предл. с помощью союзов и союзных слов что, как, сколько, насколько. (Внезапно стало так холодно, что захотелось побыстрее зарыться во что-нибудь тёплое и носа не высовывать.);

9. придат. предл. со значением сравнения уточняют действия на основе сравнения со сходным в чём-либо предметом, явлением и отвечают на вопросы как что? как кто? чем что? чем кто? Присоединяются к главному предл. с помощью сравнительных союзов как, чем, словно, будто и др. (Мы втроём начали беседовать, как будто век были знакомы.);

10. придат. предл. со значением уступки указывают на действие, противо-поставляемое действию в главном предл., и отвечают на вопрос несмотря на что? Присоединяются к главному предл. с помощью подчинительных уступительных союзов хотя, несмотря на, пусть, пускай, даром что или союзных слов сколько, как в сочетании с усилительной частицей ни. (Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят. Пусть роза сорвана, она ещё цветёт.)

24. Придаточное изъяснительное предложение прикреп-ляется к поясняемому слову в главном предложении при помощи частицы, употреблённой в значении подчини-тельного союза в предложении:

А) Пётр поинтересовался, имею ли я разряд по шахматам.

В) Катя сказала, что ей пора идти.

С) Чем человек просвещённее, тем он полезнее своему отечеству.

Д ) Любой уголок земли, где ты встречаешь друзей, становится род­ным.

Е) Уже восток начинал бледнеть, когда я заснул.              Ответ: А                                                    

25. Найдите БСП, между частями которого ставится двое-точие (знаки препинания не расставлены):

А) Знай я ремесло жил бы в городе.

В) По полям по дорогам идёшь расступается кланяясь рожь.

С) Тьма света не любит злой доброго не терпит.

Д) Пароход не мог идти дальше за туманом не видно ни бакенов ни перевальных огней.

Е) Возьмётся народ озеро перенесёт.                                                 Ответ: Д                                  

Пояснение. БСП – слож. пред­л., в котором простые объединены без союзов или со­юзных слов. Средства их связи - содержание и интонация. От этих книг в душе сложилась стойкая уверенность: я не один на земле, не пропаду. Между простыми предл. в составе БСП выражаются разные смысловые отношения: перечисление, последо­вательность, сопоставление, пояснение, несоответствие, условие, причина, следствие, время, цель и др. Двоеточие в БСП ставится, если:

1. во второй части указывается причина того, о чём сообщается в первой (Я долго не мог начать речь: так сильно билось во мне сердце.);

2. вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание (Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.)

Обычно в такие предложения можно вставить союзы так как, потому что, что, слова а именно.

Знай я ремесло - жил бы в городе. (Первая часть указывает на условие действия, о котором говорится во второй части.) По полям, по дорогам идёшь - расступается рожь. (Вторая часть заключает в себе следствие, результат того, о чём говорится в первой части.) Тьма света не любит - злой доброго не терпит. (БСП со значением сопоставления. Факт одного предложения противо­поставляется факту другого предложения. Тьма света не любит, а злой до­брого не терпит.) Пароход не мог идти дальше: за туманом не видно ни бакенов, ни пере­вальных огней. (По первому положению, указанному выше.) Возьмётся народ - озеро перенесёт. (Первая часть указывает на условие действия, о котором говорится во второй части).

26. Укажите БСП со знаком тире. (Зна­ки препинания не расставлены.)

А) Но ведь известно с годами трудно дружбу начинать.

В) Не спится няня здесь так душно.

С) Хочешь есть калачи не сиди на печи.

Д) Важно только одно любить народ родину служить им сердцем и душою.

Е) Учись мой сын наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.                                                                                                                                      Ответ: С

Пояснение. Тире между частями БСП ставится, если:

2. во второй части предл. содержится указание на быструю смену событий или неожиданный результат действия;

1. содержание одной части противопоставляется содержанию другой;

4. первая часть сообщает о времени действия того, о чём говорится во второй части;

5. первая часть указывает на условие действия, о котором говорится во второй части;

6. вторая часть заключает в себе следствие, результат того, о чём говорится в первой части. Обычно в такие предложения можно вставить союзы и, а, но, если, когда, как, так что, поэтому.

Но ведь известно: с годами трудно дружбу начинать. Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душою. (Вторая часть пояс­няет первую.)

Не спится, няня: здесь так душно. Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. (Во второй части указывается причина того, о чём сообщается в первой.)

Хочешь есть калачи - не сиди на печи. (Первая часть указывает на усло­вие действия, о котором говорится во второй части.)

27. Найдите схему, соответствующую предложению: Нет ты смотри поражался Андрей Когда они все вырасти успели (Знаки препинания не расставлены.)

А) «П, - а. - П».

В) «П», - а.

С) «П, - а, - п».

Д ) «П? - а. - П».

Е) «П! - а. - П?».                                                                                                               Ответ: Е

28. Определите, какой жанр относится к научному стилю:

А) ода;

В) роман;

С) рассказ;

Д) повесть;

Е) диссертация.                                                                                                                  Ответ: Е

Пояснение. Эта разновидность литературного языка употребляется в на­учных трудах учёных. Цель научного стиля - сообщение о результатах ис­следовательской деятельности. Жанры научного стиля: монография, статья, диссертация, доклад, реферат, отзыв, рецензия, аннотация, учебник, лек­ция. В научном стиле используются специальные слова (термины), слож­ные синтаксические конструкции с упорядоченной связью (вводные сло­ва). В текстах научного стиля необходимы ссылки на источники, цитаты.

29. Далее словарь - это поистине энциклопедия русской народной жизни: во-первых, он содержит ценнейшие этно-графические сведения, во-вторых, читая его, узнаёшь язык, быт и нравы наших предков. Это детище искреннего наро-долюбца стало связующим мостом между прошлым русско-го языка и его настоящим. Укажите средства связи данных двух предложений.

А) Контекстуальные синонимы.

В) Союзы.

С) Местоимение.

Д) Лексические повторы.

Е) Вводные слова.                                                                                                      Ответ: АС

30. Определите стиль текста: Я поехал шагом и скоро при-нуждён был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги. Кое-как приютился я к широкому кусту. Сгорбившись и закутавши лицо, ожидал я конца ненастья...

А) Публицистический.

В) Разговорный.

С) Официально-деловой.

Д ) Художественный.

Е) Научный.                                                                                                                        Ответ: Д

Пояснение. Художественный стиль употребляется в словесно-художест­венном творчестве. Его цель - воздействие с помощью созданных обра­зов на чувства и мысли читателей. В художественном стиле используют­ся все языковые средства. Жанры художественного стиля: трагедия, коме­дия, драма, роман, новелла, повесть, стихотворение, басня, поэма и мн. др.

                                                  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: