Для окружающей среды

 

4.3.1. Виды опасностей

Значительная часть грузов, перевозимых морем, может представлять опасность при попадании в окружающую среду – экологическую опасность. К ним относятся многие массовые грузы естественного или промышленного происхождения, а также большинство жидких грузов, в том числе нефть и нефтепродукты.

Наиболее экологически опасны так называемые «залповые сбросы», происходящие в результате аварий судов, когда в воду попадет огромное количество таких грузов. Особенно пагубны последствия нефтяного загрязнения при аварийных разливах нефти. Аварийные разливы нефти происходят при столкновениях и посадках на мель, при пожарах и взрывах с повреждением корпуса судов, при затоплении судов и погрузке-разгрузке танкеров.

Кроме нефти и нефтепродуктов на современных судах перевозится большое количество других жидких веществ, относимых а «вредным», т.е. способных создавать опасность для здоровья людей, причинять вред живым ресурсам, морской фауне и флоре, нарушать природную привлекательность моря в качестве места отдыха.

Авария нефтяного танкера с последующим разливом нефти способна привести к экологической катастрофе, вызывающей, как правило, массовую гибель обитателей моря. Погибают многие тысячи испачканных нефтью птиц и морских животных. Слой нефти на поверхности препятствует проникновению через него солнечной энергии и замедляет обновление кислорода в воде, что нарушает биологическое равновесие, препятствует размножению водорослей и планктона – важнейшего звена экосистемы океана. На нефтяных комочках, остающихся в воде после испарения легких компонентов нефти, поселяются болезнетворные бактерии, которые отравляют обитателей океана. Десятки лет могут потребоваться на восстановление сложившихся биоценозов.

Загрязнение моря нефтью нарушает способность водных масс к самоочищению. Нефтяная планка, образующаяся на поверхности воды, препятствует испарению воды. Нарушение естественного обмена влагой, теплом и газообмена между атмосферой и океаном влияет на формирование климата, образование осадков и сохранение кислородного баланса, то есть - на условия существования жизни на Земле.

 История мореплавания последних десятилетий знает множество региональных экологических катастроф, вызванных авариями нефтяных танкеров. Вот лишь некоторые из них.

Март 1967 года. У побережья британского полуострова Корнуолл танкер «Торри Каньон» со 117000 тонн нефти на бортувыскочил на скалу Севен Стоунс (рис. 34). Танкер получил пробоину, и практически сразу нефть начала выливаться в воду. Нефтяное пятно длиной 22 мили накрыло побережье Англии.

Штормовая погода и мелководье затрудняли спасательные работы. 

 

Рис. 34. Танкер «Торри Каньон» на скале Севен Стоунс.

Танкер начал терять общую прочность и разламываться на отдельные части (рис. 35).

 

 

Рис. 35. Начало разрушения танкера «Торри Каньон».

 

В конце концов, танкер окончательно разломился, и в море хлынули новые потоки нефти (рис. 36).

 

 

Рис. 36. Окончательное разрушение танкера «Торри Каньон».

 

Правительство Великобритании приняло решение разбомбить остатки судна и бомбежкой воспламенить нефтяное пятно (Рис. 37).

Рис. 37. Горящая нефть с танкера «Торри Каньон».

 В течение нескольких дней остатки судна были разбомблены, вся нефть оказалась в воде. Пятно подожгли. Тем не менее, остатки пятна продолжали покрывать побережье.

Март 1978 г. Супертанкер «Амоко Кадис» выскочил на скалы в трех милях от побережья Франции в Бретани вследствие отказа рулевого устройства (рис. 38). Танкер следовал из Персидского залива в Гавр и попал в шторм, что также способствовало катастрофе. Весь груз - 223 000 тонн сырой нефти вылился в море. На поверхности воды образовалось самое большое в истории судоходства нефтяное пятно площадью свыше 2 тысяч квадратных километров. Нефтепродуктами были загрязнены сотни километров побережья Франции, пляжи Англии. Погибли сотни тысяч птиц и морских животных, огромное количество рыбы. Ущерб оценивался суммой свыше 2 миллиардов долларов.

 

Рис. 38. Авария танкера «Амоко Кадис»

 

Отдаленность места катастрофы от портов, а также продолжающийся шторм, явились причинами, затруднявшими спасательные работы. Судно из-за шторма раскололось надвое прежде, чем спасатели смогли начать откачку груза. ВМФ Франции отвечали за морскую часть спасательных работ, Служба гражданской безопасности - за зачистку побережья. Было собрано порядка 100000 тонн воды, смешанной с нефтью, однако количество нефти, выделенной из этой смеси,не превысило 20000 тонн.
На 1978 год катастрофа «Амоко Кадис»  стала рекордной по количеству загубленных представителей морской фауны.

Март 1989 года. Супертанкер «Экссон Валдиз» (США) сел на камни и получил пробоину у побережья Аляски (рис.39). Авария нанесла огромный урон природному морскому заповеднику у берегов полуострова Аляска. В прибрежные воды вылилось более 40 тысяч тонн сырой нефти. Нефтяное пятно разлилось на 2-х тысячах квадратных километров, загрязнило береговую линию длиной 1500 миль. Корпорация «Экссон» потеряла пять миллиардов долларов, затраченных на ликвидацию разлива, выплату штрафов и компенсаций за ущерб окружающей среде.

 

Рис. 39. Авария танкера «Экссон Валдис»

 

  Ноябрь 2002 года. Танкер под панамским флагом «Престиж»с грузом 77000 тонн мазута переломился надвое и затонул в 150 милях от северного побережья Испании, вблизи Португалии (рис. 40).

Рис. 40. Гибель танкера «Престиж» в результате потери общей

продольной прочности.

  Август 2003 года. Пакистан. Греческий танкер «Тасман Спирит», выскочивший на мель вблизи Карачи, под ударами волн муссонных штормов практически раскололся (рис. 41). Более 10 миль берега, обычно заполненные отдыхающими, были закрыты для посещения. Спасатели смогли выгрузить некоторое количество иранской сырой нефти, однако на борту осталось порядка 40000 тонн нефти из общего количества 67000 тонн.

 

 

Рис. 41. Авария танкера «Тасман Спирит».

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: