Типы коммуникативных барьеров в системе «врач-пациент»

Коммуникационный барьер - это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.

Существует два основных вида барьера - объективные и субъективные. Физический шум, плохая телефонная связь, и т.д. - все это относится к независящим от субъектов общения объективным барьерам. Субъективные барьеры делятся:

1.Барьер понимания (непонимания), который обычно связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Данный барьер включает в себя:

·Фонетический барьер непонимания, который возникает в следующих случаях:

А) когда говорят на иностранном языке;

Б)используют большое число иностранных слов или специальную терминологию;

В) когда говорят быстро, невнятно и с акцентом.

·Стилистический барьер, возникает, когда происходит несоответствие между формой и содержанием общения.

А) любое слово имеет обычно не одно, а несколько значений;

Б) «смысловые» поля у разных людей разные;

В) зачастую используются жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы, примеры.

·Логический барьер непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства.

2. Барьеры социально-культурных различий - это социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности пола и возраста.

3. Барьеры отношения - это уже чисто психологические феномены, возникающие в процессе общения коммуникатора и реципиента, к которым можно отнести возникновение чувства неприязни, недоверия к своему коммуникатору, влияющим и на передаваемую информацию.

4. Психологический барьер представляет собой устойчивую установку или психический настрой личности, фиксированный уже на достигнутом результате, который тормозит уже дальнейшую мобилизацию и использование духовного потенциала человека.

5. Барьеры восприятия - неоднозначное понимание или интерпретация информации в результате первого впечатления, стереотипов, определенных внутренних установок, конфликтной ситуации, личного неприятия темы или собеседника и т.д. Барьеры восприятия так же включают в себя:

·Барьеры незнания - часто собеседники, услышав незнакомое им слово или понятие, стесняются переспросить или признаться в собственной некомпетентности, поэтому умалчивают. При этом, как не сложно догадаться, понимание общего смысла сообщения теряется или сильно искажается.

·Барьеры интереса возникает в том случае, если тема дискуссии собеседников далека от их круга интересов.

·Эмоциональное состояние собеседника

·Неумение или нежелание слушать - самая распространенная причина неэффективной коммуникации.

6. Барьер «авторитет». Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и

зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые слабо прислушиваются к советам молодых.

7. Барьер «избегание». Суть данного барьера заключается в том, что, человек во время общения избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (не слушает, не смотрит на собеседника, любой предлог для прекращения разговора).

23
.

  Четыре модели взаимоотношений «врач-пациент» по Р. Витчу.

Американский биоэтик Роберт Витч выделяет четыре модели взаимоотношения врач-пациент, характерную для современной культуры: инженерную, пастырскую (патерналистскую), коллегиальную и контрактную.

1-ю модель отношения врача к пациенту Витч называет инженерной. В рамках этой модели пациент воспринимается врачом как безличный механизм. Задача врача - исправление отклонений в неисправном физиологическом механизме. Методы диагностики, которые использует врач, биохимические, биофизические, рентгенологические и другие. Основным недостатком этого типа отношений является технократический подход к пациенту, который противоречит принципу уважения прав и достоинства личности. Пациент не участвует в обсуждении процесса лечения. В современной медицине врач действительно взаимодействует с пациентом как узкий специалист и выполняет чисто технические функции.

2-ой тип отношений между врачом и пациентом - патерналистский. Межличностные отношения здесь подобны отношениям священника и прихожанина или отца и ребёнка, наставника и подопечного. Принципы отношения к пациенту – любовь, милосердие, забота, благодеяние и справедливость. Они были отражены в клятве Гиппократа. Патерналистская модель господствовала в христианской европейской культуре на протяжении многих столетий. В современной медицине такая модель остается наиболее предпочтительной и самой распространённой. Патернализм наиболее приемлем в педиатрии, психиатрии, гериатрии. Недостатки модели в том, что взаимоотношения могут перерасти в отношения типа «начальник – подчинённый».

3-й тип взаимоотношений между врачом и пациентом Витч называет коллегиальный. Здесь господствует принцип равноправия. Врач сообщает правдивую информацию о диагнозе, методах лечения, возможных осложнениях и последствиях заболевания. Пациент участвует в обсуждении этой информации. Здесь реализуется право пациента на свободу выбора. Такая гармония в отношениях между врачом и пациентом скорее исключение из правила. На процесс лечения негативно могут влиять некомпетентность или особенности психики пациента. Эффективность коллегиальной модели проявляется особенно хорошо при хронических заболеваниях.

И четвёртая модель, которую выделяет Витч, называется «контрактная». Взаимодействия врача и пациента осуществляются на принципах общественного договора. Пациенты заключают договор на медицинское обслуживание с лечебным учреждением или через страховую компанию. Каждая сторона в таком договоре несёт свои обязательства, и каждая достигает своей выгоды. Контрактная модель призвана защитить моральные ценности личности, однако в структуре оказания медицинской помощи населению занимает незначительное место.

24




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: