Формы экологической экспертизы:
В Украине осуществляются государственная, общественная и другие экологические экспертизы (например ведомственная).
Заключения государственной экологической экспертизы подлежат обязательному исполнению. Принимая решения по дальнейшей реализации объектов экологической экспертизы, заключения государственной экологической экспертизы учитываются наравне с другими видами государственных экспертиз.
Заключение общественной и другой экологической экспертизы имеют рекомендательный характер и могут быть учтены при проведении государственной экологической экспертизы, а также при принятии решений по дальнейшей реализации объекта экологической экспертизы.
Схема1, 2,3
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится эколого-экспертными подразделениями, специализированными или специально создаваемыми комиссиями Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины, Министерства здравоохранения Украины, их органов на местах с привлечением других органов государственной исполнительной власти.
К проведению государственной экологической экспертизы могут в установленном порядке привлекаться специалисты других учреждений, организаций и предприятии, а также эксперты международных организаций.
Осуществление государственной экологической экспертизы является обязательным для видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность. Перечень видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность, устанавливается Кабинетом Министров Украины по представлению Министерства охраны окружаются природной среды и ядерной безопасности Украины и Министерства здравоохранения Украины.
Організація і безпосереднє проведення державноi екологічної експертизи здійснюється уповноваженими на те органами Мінекобезпеки України - Управлінням державної екологічної експертизи, еколого-експертними підрозділами Державного комітету охорони навколишнього природного середовища та природних ресурсів Автономної Республіки Крим, Державних управлінь екологічної безпеки в областях, містах Києві та Севастополі, Державними Інспекціями охорони Чорного і Азовського морів Мiнекобезпеки України.
Проведение дополнительных государственных экологических экспертиз осуществляется по инициативе заинтересованных лиц на основании договора о предоставлении эколого-экспертных услуг или по решению Кабинета Министров Украины, правительства Автономной Республики Крым местных Советов народных депутатов или их исполнительных комитетов.
Объекты государственной экологической экспертизы
Государственной экологической экспертизе подлежат:
1) государственные инвестиционные программы, проекты схем развития и размещения производительных сил. развития отдельных отраслей народного хозяйства,
2) проекты генеральных планов населенных пунктов, схем районного планирования, схем генеральных планов промышленных узлов, схем размещения предприятий в промышленных узлах и районах, схем упорядочения промышленной застройки, другая предплановая и предпроектная документация;
3) инвестиционные проекты, технико-экономические обоснования и расчеты, проекты и рабочие проекты на строительство новых и расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий, документация по перепрофилированию, консервации и ликвидации действующих предприятий, отдельных цехов, производств и других промышленных и хозяйственных объектов, которые могут негативно влиять на состояние окружающей природной среды, в том числе военного и оборонного назначения;
4) проекты законодательных и других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области обеспечения экологической (в том числе радиационной) безопасности охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, деятельности, которая может негативно влиять на состояние окружающей природной среды и здоровье людей;
5) документация по внедрению новой техники, технологий, материалов и веществ (в том числе, закупаемых за рубежом) которые могут создать потенциальную угрозу окружающей природной среде и здоровью людей
В соответствии с решениями Кабинета Министров Украины, правительства Автономной Республики Крым, местных Советов народных депутатов или их исполнительных комитетов государственной экологической экспертизе могут подлежать экологические ситуации, создавшиеся в отдельных населенных пунктах и регионах, а также действующие объекты и комплексы, в том числе военного и оборонного назначения, имеющие значительное негативное влияние на состояние окружающей природной среды и здоровье людей.
К проведению государственной экологической экспертизы имеют отношение такие экологические права как:
* требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране,
* ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц,
* предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями,
* требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности.
Общественная экологическая экспертиза
может осуществляться в любой сфере деятельности, требующей экологического обоснования, по инициативе общественных организации или других общественных формирований.
Общественная экологическая экспертиза может осуществляться одновременно с государственной экологической экспертизой путем создания на добровольных началах временных или постоянных эколого-экспертных коллективов общественных организаций или других общественно формирований.
Участие общественности является настолько важным и актуальным принципом проведения экологической экспертизы, что заслуживает более подробного рассмотрения.
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных объединений, а также по инициативе органов местного самоуправления общественными объединениями, которые зарегистрированы в установленном законодательством Украины порядке. Основным направлением их деятельности (в соответствии с уставами) является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от государственной экологической экспертизы тех же объектов. Это означает, что она может проводиться до, одновременно либо после государственной экологической экспертизы.
Общественные объединения, осуществляющие общественную экологическую экспертизу, имеют право:
· получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, предусмотренную законом;
· знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;
· участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.
Условия проведения общественной экологической экспертизы
- государственная регистрация заявления общественных объединений о проведении экологической экспертизы,
- установление порядка и сроков этой регистрации органами местного самоуправления,
- форма и содержание заявления о проведении экологической экспертизы,
- перечень обязанностей общественных объединений, организующих экологическую экспертизу,
- извещение населения о начале и результатах ее проведения,
- исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отказано в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.
Заключение общественной экологической экспертизы направляется Минэкобезопасности и его органам, заказчику, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления, может передаваться другим заинтересованным лицам. Целесообразно публиковать заключение в средствах массовой информации.
В других странах (например, в России) общественная экологическая экспертиза становится юридически обязательной после утверждения ее результатов соответствующими органами государственной экологической экспертизы.
В целом, сила общественного заключения зависит от дискуссионности объекта обсуждения и авторитета общественных экспертов, мотивированности доводов.
Надо иметь в виду, что цели и основные приемы, как и принципы государственной и общественной экспертизы, совпадают. Общественная экспертиза наряду с другими задачами имеет целью привлечь внимание государственных органов к конкретному объекту, широко распространять объективную, научно обоснованную информацию о его потенциальной экологической опасности, необходимости принятия мер по ее предупреждению. Основаниями для проведения общественной экологической экспертизы могут быть решения органов местного самоуправления, высших или исполнительных органов общественного объединения согласно их компетенции, определенной в уставе или ином основополагающем документе этого общественного объединения, решения общего собрания научного коллектива, группы граждан, проживающих в одном поселке, квартале, на одной улице. Учитывая зависимость силы заключения общественной экологической экспертизы от авторитета участников и мотивированности доводов, очень важно обеспечить правильную процедуру экспертизы и подбор членов и председателя комиссии общественной экспертизы. В принципе требования и к тому и к другому адекватны проведению государственной экологической экспертизы, однако скрупулезность и тщательность их выполнения имеют повышенное значение в связи с отсутствием обязательности заключения. Необходимо максимальное обеспечение гласности и доступа общественности по всем указанным выше направлениям. Состав экспертов по их научной квалификации и компетентности должен быть по уровню не ниже экспертов государственной экспертизы — иначе их доводы, даже более мотивированные, не будут должным образом восприняты.
Немаловажное значение имеет тщательное выполнение всех требований экологической экспертизы. Последнее десятилетие породило легкость отношения к их нарушениям, порой весьма многочисленным. Нередко требования воспринимаются как формализм, бюрократизм, а между тем являются непременными и необходимыми и полное их соблюдение положительно влияет на экспертное заключение общественности.
Получение мотивированного, обоснованного заключения важно, но это лишь часть дела. Главное, довести мотивированное заключение до сведения принимающих решение органов и должностных лиц, сделать его альтернативным, мнением официальных организаций. Поэтому целесообразно довести содержание общественной экологической экспертизы до сведения максимально широкого, заинтересованного в этом круга лиц путем рассылки заключения, опубликования его в средствах массовой информации, организации лекций, круглых столов, дискуссий, обсуждений.
Общественная экологическая экспертиза не исключает оплату работы экспертных комиссий (за счет экологических фондов, пожертвований, иных поступлений, не запрещенных законом). Допускается и самофинансирование граждан, предусмотренное законодательством. В зарубежных странах весьма распространена практика объединения граждан для решения временных проблем, таких как общественная экологическая экспертиза, приглашение юриста для консультации или выступления в суде, сбор средств исключительно для этих локальных и ограниченных по времени нужд.