Загальні положення екологічної експертизи.
Модуль 1.
Новым институтом, призванным решать многие проблемы управления охраной природы, сочетания отраслевого и территориального принципов, является экологическая экспертиза. Ей должны подвергаться все проекты хозяйственной и иной деятельности, могущей оказывать вредное воздействие на состояние окружающей среды. Они должны содержать материалы по оценке воздействия на окружающую природную среду (ОВОС), которая проводится заказчиком проекта и включает анализ, обобщение и распространение информации о таком воздействии и необходимые меры охраны. Оценка производится с учетом экологической емкости, состояния окружающей среды в месте планируемого размещения объекта, перспектив социально-экономического развития регионов, мощности и видов воздействия объекта на окружающую природу, требований природоохранного законодательства
Необходимость экологической экспертизы
Реализация проекта, подлежащего экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается и не подлежит финансированию. Последнее очень важно: иначе благие пожелания и призывы могут повиснуть в воздухе. Так произошло с сотнями объектов, начатых строиться до окончательного утверждения проекта и получения комплексного заключения экспертизы. Отказ в открытии финансирования без заключения экспертизы будет надежным барьером на пути любителей ставить общественность перед фактом — перед начатыми и проведенными работами. Не исключена возможность постановки вопроса о взыскании затраченных средств с виновных в незаконном строительстве в случае признания его экологически вредным и небезопасным.
|
|
Почему государственная экологическая экспертиза призвана “умиротворять” функциональные и территориальные интересы? Дело в том, что выносимый на экспертную оценку проект отражает, как правило, задачи природопользования — эксплуатацию природных ресурсов в интересах предпринимателя, народного хозяйства. Экспертная же комиссия, включающая в основном экологов, учитывающая мнение лиц, проживающих на данной территории, или находящаяся, по крайней мере под их активным воздействием, представляет собой фактор территориальный, стремящийся к экологическому благополучию. Здесь проявляются противоречия между производственной функцией и регионом, разгораются экологические страсти, решение которых во многом зависит от объективности и научности подходов.
Экологическая экспертиза — независимая, вневедомственная, состоящая из компетентных, не заинтересованных в ведомственности, в местничестве специалистов, оснащенная современным оборудованием, — начала создаваться при комитетах охраны природы, набирать опыт, приобретать статус. Заключения рассматриваются на коллегиях комитетов по охране природы (по экологии).
|
|
Обобщение первой экспертной работы приводит к выводам. экологическую экспертизу должны проходить все без исключения проекты и программы, а по инициативе органов местного самоуправления — и ранее принятые программы. Отбор экспертов надо производить из компетентных специалистов, не связанных с заказчиками и исполнителями проектов. Следует обязательно включать в их состав экономистов, юристов, программистов. При
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА - (по Сытнику К.М., 1994) – система государственных природоохранных мероприятий, направленных на проверку соответствия проектов, планов и мероприятий в области хоз.строительства и использования природных ресурсов требованиям защиты природной среды.
Выделяют разные формы ЭЭ, которые касаются различных объектов Э:
· рациональное природопользование в проектах перспективных и годовых планов экономического и социального развития;
· территориальные комплексные схемы охраны природы;
· проекты строительства предприятий и сооружений;
· проекты планировки и застройки городов и населенных пунктов;
· проекты преобразования природной среды;
· проекты стандартов и тех. условий на новые виды сырья, изделий и материалов, газоочистные и пылеулавливающие устройства;
ЭКСПЕРТИЗА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ - оценка воздействий на среду жизни, природные ресурсы и здоровье людей комплекса хозяйственных нововведений (в том числе преобразования природы) в масштабах избранного региона. Включает не просто сумму экологических экспертиз технологии (техники), проектов предприятий и экспертизы проекта преобразования природы, но также и интегральный их анализ для рассматриваемого региона, экосистем различной иерархии, иногда даже биосферы в целом. Выражается как в экономических, так и во внеэкономических (угроза для здоровья людей, ущерб для живых организмов, ухудшение “качества жизни”...) показателях. Э. э. базируется на законах, правилах и принципах экологии, а в идеале также и на экологических нормативах.
Экологическая экспертиза в Украине (ст.1 Закона Украины “Об экологической экспертизе”) — вид научно-практической деятельности специально. уполномоченных государственных органов, эколого-экспертных формирований и объединений! граждан, основанной на межотраслевом экологическом исследовании, анализе и оценке предпроектных, проектных и других материалов или объектов, реализация и действие которых может негативно влиять или влияет на состояние окружающей природной среды и здоровье людей, и направлена на подготовку заключений о соответствии запланированной или осуществляемой деятельности нормам и требованиям законодательства об охране окружающей природной среды, и рационального использования и воспроизведения природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности.
Цель экологической экспертизы
Целью экологической экспертизы (ст.4 Закона Украины “Об экологической экспертизе”) является предотвращение негативного влияния антропогенной деятельности на состояние окружающей природной среды и здоровье людей, а также оценка степени экологической безопасности хозяйственной деятельности и экологической ситуации на отдельных территориях и объектах
Основными задачами экологической экспертизы (ст.5 Закона Украины “Об экологической экспертизе”) являются
|
|
1) определение степени экологического риска и безопасности запланированной или осуществляемой деятельности,
2) организация комплексной, научно обоснованной оценки объектов экологической экспертизы,
3) установление соответствия объектов экспертизы требованиям экологического законодательства, санитарных норм, строительных норм и правил,
4) оценка влияния деятельности объектов экологической экспертизы на состояние окружающей природной среды, здоровье людей и качество природных ресурсов.
5) оценка эффективности, полноты, обоснованности и достаточности мер по охране окружаю щей природной среды и здоровья людей;
6) подготовка объективных, всесторонне обоснованных заключений экологической экспертизы
Таким образом,задачами государственной экологической экспертизы является определение уровня экологической опасности намечаемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, которая может в настоящем или будущем прямо или косвенно оказать воздействие на состояние окружающей среды и здоровье населения; проверка соответствия проектируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям природоохранного законодательства; определение достаточности и обоснованности предусматриваемых проектом мер по охране природы.
Государственная экологическая экспертиза проводится органами на основе принципов законности, научной обоснованности, комплексности, гласности и с участием общественности.
Основными принципами экологической экспертизы (ст.6 Закона Украины “Об экологической экспертизе”) являются
1) гарантирование безопасной для жизни и здоровья людей окружающей природной среды,
2) сбалансированность экологических, экономических, медико-биологических социальных интересов и учет общественного мнения;
3) научная обоснованность, независимость, объективность, комплексность, вариантность, превентивность, гласность,
|
|
4) экологическая безопасность, территориально-отраслевая и экономическая целесообразность реализации объектов экологической экспертизы запланированной или осуществляемой деятельности.
5) государственное регулирование,
6) законность
Какие объекты могут и должны подвергаться экологической экспертизе?
Объектами экологической экспертизы (ст.7 Закона Украины “Об экологической экспертизе”) являются проекты законодательных и других нормативно правовых актов, предпроектные, проектные материалы, документация по внедрению новой техники, технологий, материалов, веществ, продукции, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов, негативному влиянию на состояние окружающей природной среды, созданию угрозы здоровью людей
Экологической экспертизе могут подлежать экологические ситуации, сложившиеся в отдельных населенных пунктах и регионах, а также действующие объекты и комплексы, имеющие значительное негативное влияние на состояние окружающей природной среды и здоровье людей
Военные, оборонные и другие объекты, информация о которых составляет государственную тайну, подлежат экологической экспертизе в соответствии с настоящим Законом и другими специальными законодательными актами Украины
Перечень объектов государственной экологической экспертизы постоянно расширяется. Это проекты государственных планов, программ, концепций, основных направлений и схем размещения производительных сил страны и отраслей народного хозяйства” другая предплановая, предпроектная документация по развитию хозяйственной и иной деятельности, реализация которой может оказать воздействие на состояние окружающей среды. Это могут быть проекты инструктивно-методических и нормативно-технических документов, регламентирующих хозяйственную деятельность, документация по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ, в том числе закупаемых за рубежом, ввозимая в Украину и вывозимая из Украины продукция. В последнее время экспертизе подвергаются экологическая ситуация в регионе, действующие предприятия и другие объекты, оказывающие влияние на состояние окружающей среды.
Кто организует и осуществляет экологическую экспертизу?
Субъектами экологической экспертизы (ст.9 Закона Украины “Об экологической экспертизе”) являются
1) Министерствоохраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины, его органы наместах, создаваемые ими специализированные учреждения, организации и эколого-экспертные подразделения или комиссии,
2) органы и учреждения Министерства здравоохранения Украины — в части, касающемся экспертизы объектов, которые могут негативно влиять или влияют на здоровье людей.
3) другие государственные органы, местные Советы народных депутатов и органы исполнительной власти на местах в соответствии с законодательством,
4) общественные организации экологической направленности или создаваемые ими специализированные формирования,
5) другие учреждения, организации и предприятия, в том числе иностранные юридические и физические лица, привлекаемые к проведению экологической экспертизы;
6) отдельные граждане в порядке, предусмотренном настоящим Законом и другими актами законодательства
Модуль 2.