Компетенция Верховного Совета Украины в области экологической экспертизы.
К ведению Верховного Совета Украины в области экологической экспертизы относятся
1) законодательное регулирование отношений в области экологической экспертизы,
2) определение основных принципов и порядка осуществления государственной, общественной и других экологических экспертиз
3) решение других вопросов в области экологической экспертизы
Компетенция Верховного Совета Автономной Республики Крым в области экологической экспертизы
К ведению Верховного Совета Автономной Республики Крым относятся
1) координация деятельности субъектов экологической экспертизы,
2) осуществление контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизы
3) решение других вопросов в области экологической экспертизы в пределах своей компетенции
Органы государственного управления в области экологической экспертизы
Государственное управление в области экологической экспертизы осуществляют Кабинет Министров Украины, правительство Автономной Республики Крым, местные Советы, органы исполнительной власти на местах, Министерство экологической безопасности Украины как специально уполномоченный орган в этой области и его органы на местах, а также органы и учреждения Министерства здравоохранения Украины и другие органы государственной исполнительной власти в соответствии с законодательством Украины.
|
|
Компетенция Кабинета Министров Украины в области экологической экспертизы
Кабинет Министров Украины в области экологической экспертизы
1) назначает проведение государственной экологической экспертизы по экологическим ситуациям и действующим объектам и комплексам, негативное влияние которых на состояние окружающей природной среды распространяется или может распространяться за пределы одной области или за пределы Автономной Республики Крым,
2) назначает проведение дополнительной государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы;
3) определяет порядок передачи документации на государственную экологическую экспертизу,
4) утверждает перечень видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность
5) осуществляет и другие функции в области экологической экспертизы в пределах своей компетенции
Компетенция правительства Автономной Республики Крым в области экологической экспертизы
Правительство Автономной Республики Крым:
1) принимает решения о проведении государственной экологической экспертизы по экологическим ситуациям и действующим объектам и комплексам, негативное влияние которых на состояние окружающей природной среды распространяется за пределы одного района;
|
|
2) назначает проведение дополнительной государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы;
3) решает другие вопросы в области экологической экспертизы в пределах своей компетенции.
Компетенция местных советов
в области экологической экспертизы
местные советы в пределах соответствующей территории:
1) принимают решения и организуют в случае необходимости проведение экологической экспертизы
2) определяют предельные размеры отчислений на проведение экологических экспертиз с соответствующих внебюджетных фондов охраны окружающей природной среды,
3) координируют деятельность субъектов экологической экспертизы,
4) способствуют информированию населения о результатах экологических экспертиз,
5) осуществляют контроль за соблюдением требований законодательства об экологической экспертизе
6) решают другие вопросы в области экологической экспертизы в пределах своей компетенции
Отдельные полномочия по регулированию отношений в области экологической экспертизы местные советы могут делегировать своим исполнительным комитетам.
Компетенция Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины в области экологической экспертизы
К ведению Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины и его органов на местах относится:
I) осуществление государственной экологической экспертизы, в том числе дополнительной,
2) утверждение в установленном порядке нормативно технических и инструктивно-методических документов в области экологической экспертизы
3) формирование системы и структуры экспертных подразделении в составе министерства и его органов на местах
4) создание в установленном порядке специализированных учреждений и организации, необходимых для научно-технического обеспечения государственной экологической экспертизы.
5) привлечение специалистов и ученых к проведению экологической экспертизы.
6) осуществление мероприятии по обеспечению эколого-экспертных подразделений, учреждении и организаций высококвалифицированными специалистами, совершенствование экспертной деятельности, форм н методов эколого-экспертного анализа и оценки объектов экологической экспертизы
7) координация эколого-экспертной деятельности, осуществление методического руководства по вопросам проведения экологической экспертизы независимо от ее форм,
8) обобщение практики проведения экологической экспертизы, применение новейших форм и методов эколого-экспертного анализа и оценки,
9) осуществление других функций в области экологической экспертизы в соответствии с законодательством Украины
ПРОВЕДЕННЯ ДЕРЖАВНОЇ ЕКОЛОГІЧНОЇ ЕКСПЕРТИЗИ ЕКОЛОГО-ЕКСПЕРТНИМИ ПІДРОЗДІЛАМИ, СПЕЦІАЛІЗОВАНИМИ УСТАНОВАМИ ТА ОРГАНІЗАЦІЯМИ МIНЕКОБЕЗПЕКИ УКРАЇНИ
Державна екологічна експертиза може проводитись:
1) Безпосередньо еколого-експертними підрозділами Мінекобезпеки України i його органів на місцях з урахуванням i на основі представлених за їх завданнями робочих матеріалів попередньої оцінки відповідної проектної документації чи проектів висновків державної екологічної експертизи, підготовлених науковими центрами цього Міністерства, iншими науковими, проектно-розвідувальними спеціалізованими організаціями, лабораторіями, творчими колективами, групами, фірмами.
Попередня оцінка відповідної проектної документації не доручається організаціям, які розробляли матеріали оцінки впливу запроектованої діяльності на навколишнє середовище або брали участь у їх підготовці.
|
|
2) Спеціалізованими установами та організаціями Мінекобезпеки України - Українським науковим інститутом екологічних проблем, Українським науковим центром екології моря, Міжвідомчим екологічним центром, а також тими, що працюють на замовлення міністерства - Українським науковим центром технічної екології та іншими - за офіційними дорученнями Мінекобезпеки чи його місцевих органів, які повинні затверджувати підготовлені ними висновки, як висновки державної екологічної експертизи.
3) Спеціально створюваними комісіями Мінекобезпеки України i його органів на місцях (в тому числі - спільно з органами та установами Міністерства охорони здоров'я України) iз залученням представників органів державної виконавчої влади, спеціалістів науково-дослідних, проектно-конструкторських. інших установ та організацій, вищих навчальних закладів, громадськості, експертів міжнародних організацій.
4) Самостійно, еколого-експертними підрозділами Мінекобезпеки України та його органів на місцях, без попередньої оцінки іншими організаціями, створення комісій i залучення представників iнших установ і закладів.
Вибір конкретного шляху проведення державної екологічної експертизи у кожному окремому випадку здійснюється керівництвом еколого-експертних підрозділів Мінекобезпеки України i його місцевих органів.
Незалежно від шляху проведення державної екологічної експертизи, еколого-експертні підрозділи повинні (у випадках, коли йдеться про об’екти, які можуть негативно впливати на здоров’я людей) враховуати висновки державної сзнiтарно-гігїенічноi експертизи Міністерства охорони здоров’я України, що проводиться експертними підрозділами закладів державної санітарно-епідеміологічної служби, а в особливо складних випадках - комісіями, що утворюються головним державним санітарним лікарем, здійснювати взаємне погодження підходів до оцінки тієї чи іншої документаціі, співпрацюватиз ними в будь-якій іншій взаємоприйнятній формі з метою забезпечення узгоджності позицій органів Мінекобезпеки України та Міністерства охорони здоров’я України.
|
|
Компетенция уставных органов объединений граждан и других общественных формирований в области экологической экспертизы
Компетенция уставных органов объединений граждан и других общественных формировании в области экологической экспертизы определяется их уставными документами в соответствии с законодательством Украины.
Экспертные и консультативные советы экологической экспертизы
Экспертные и консультативные советы экологической экспертизы могут создаваться на добровольных началах при государственных эколого-экспертных органах, объединениях граждан и других формированиях из работников научно-исследовательских учреждений, вузов высококвалифицированных специалистов-практиков народного хозяйства, представителей общественности и средств массовой информации.
Типовое положение об экспертных и консультативных советах экологической экспертизы утверждается Министерством охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины.
Правительство Украины осуществляет меры по обеспечению законов, а также прав граждан и юридических лиц в области экологической экспертизы.
Кроме вышеперечисленного, специальные государственные органы в области экологической экспертизы (Минэкобезопасности Украины)уполномочены:
получать бесплатно от государственных органов независимо от их принадлежности информацию, необходимую для выполнения задач в области экологической экспертизы,
иметь доступ к находящейся в их распоряжении базе данных о состоянии окружающей среды и возможных последствиях негативного воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности,
направлять в банковские организации представления о приостановлении (прекращении) финансирования, кредитования и других финансовых операциях в отношении объектов экологической экспертизы, не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы,
предварительно информировать органы государственной власти и органы местного самоуправления о проведении заседаний экспертной комиссии по объектам, реализуемым на территории соответствующих органов,
организовывать информационное обеспечение государственной экологической экспертизы, в том числе формирование и ведение банков данных о намечаемой деятельности, реализации объектов экологической экспертизы и о негативном воздействии намечаемой деятельности на окружающую среду,
предоставлять для ознакомления общественным объединениям, осуществляющим общественную экологическую экспертизу, нормативно-технические документы, которые устанавливают требования к проведению экологической экспертизы,
направлять органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам, представившим аргументированные предложения, материалы о рассмотрении этих предложений при проведении государственной экологической экспертизы, информацию о заключении государственной экологической экспертизы,
предоставлять средствам массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения государственной экологической экспертизы
Территориальные органы Минэкобезопасности Украины обязаны своевременно информировать органы прокуратуры о нарушении законодательства, готовить и направлять другим правоохранительным органам соответствующие материалы по вопросам привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении нарушении законодательства Украины об экологической экспертизе.
Ближе всех к населению находятся органы местного самоуправления, которые в рассматриваемой области могут
делегировать своих экспертов в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы, причем не только по объектам, расположенным на своей территории, но и в случаях возможного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой административно-территориальной единицей,
принимать и реализовывать в пределах своих полномочий по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявления общественных экологических объединений и движений, информации об объектах экологической экспертизы,
организовывать общественные обсуждения, проводить опросы, референдумы среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе,
организовывать по требованию населения общественную экологическую экспертизу,
информировать органы прокуратуры, территориальные специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, органы государственной власти о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Для того чтобы быть в состоянии реализовать эти полномочия, органы местного самоуправления вправе получать от соответствующих государственных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать воздействие на окружающую среду в пределах соответствующей территории и о результатах Проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы.
В Законе об экологической экспертизе названы специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы.Это Министерство экологической безопасности и его территориальные органы, которые имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы и осуществление функции через свои подразделения, специализированные в области организации и проведения государственной экологической экспертизы.
Не следует смешивать государственную и общественную экологическую экспертизы с иными смежными мероприятиями, не обладающими описанными правовыми статусами: экологическими исследованиями, научными оценками и т.п., имеющими нередко те же цели, но не обеспечиваемыми соответствующими нормами права.
Модуль 4