Общественности принадлежит весомая роль в выполнении требований об обязательности проведения государственной экологической экспертизы в целях предотвращения загрязнения среды. Вследствие этого нередко возникают вопросы:
Всегда ли при наличии достаточных оснований назначается и проводится государственная экологическая экспертиза?
Все ли объекты, подлежащие экспертизе, ею охвачены?
Имеются ли случаи осуществления или финансирования строительства или реконструкции без экспертизы проектов, хозяйственных и иных решений?
Всегда ли представители контролирующих органов входят в состав комиссий по приему в эксплуатацию объектов и иных сооружений, могущих оказать вредное воздействие на природную среду?
Привлекаются ли к персональной ответственности за нарушение порядка приемки объектов председатель и члены приемочных комиссий?
Как осуществляется реагирование на случаи финансирования предприятий, сооружений и устройств, не удовлетворяющих требованиям экологической экспертизы?
|
|
Привлекаются ли к ответственности председатели и члены экспертных комиссий за дачу заведомо неправильных и необоснованных заключений, возмещается ли причиненный в результате этого вред?
Привлекаются ли к ответственности руководители предприятий, учреждений, организаций, другие должностные лица за невыполнение требований экологической экспертизы?
Имеются ли случаи прекращения финансирования или приостановка эксплуатации предприятий, цехов, работ по их реконструкции в случаях невыполнения требований экспертизы или не проведения государственной экологической экспертизы?
Задавая эти вопросы, пытаясь получить на них ответы, конструктивно участвуя в их решении, граждане тем самым реализуют свои права на надлежащую окружающую среду, на экологическую гласность, на участие в оценке проектов, могущих повлиять на экологическую ситуацию. Ответы на указанные вопросы могут даваться как через средства массовой информации, на митингах и собраниях, так и через государственные органы, через депутатские запросы, через наказы избирателей, через правоохранительные и природоохранительные учреждения. Важно уяснить, что экологическая экспертиза — важнейшая на сегодня форма и стадия предупреждения и пресечения деградации природы, которую общественности надо держать под пристальным вниманием.
Нельзя не отметить, что в современных условиях, при существующем уровне политической, правовой культуры большинства граждан подключение их к деятельности государственной экологической экспертизы является эффективной формой воздействия на принимаемые экологические решения. Это, по-видимому, объясняется недостаточной развитостью института ОВОС и цепочкой “заказчик — общественность”, слабостью контроля за полным отражением общественных слушаний и общественного мнения в пояснительных записках и иных материалах ТЭО и проекта, сложившимся уровнем информации, гласности, выражения и защиты собственного мнения — все это наращивается и формируется годами, а может быть, и десятилетиями.
|
|
Мало также заключений государственных экологических экспертиз обжалуется в судебные органы — сказывается сложившееся веками отношение граждан к суду, как к чему-то чужеродному, отчужденному, государственному, официальному.
Поэтому природоохранительные органы, местное самоуправление, экологические объединения должны быть заинтересованы в использовании государственной экологической экспертизы для привлечения граждан, выявления их мнения, анализа их предложений, учета позиций — как для предупреждения ошибок проекта и будущих конфликтов, так и для повышения рейтинга проекта, устранения недоразумений, выбора более одобряемых вариантов решений.
На этом этапе и общественность может, не доводя дело до принятия решения, до его обжалования в суд, воздействовать через горизонтальные (находящиеся здесь же, на равноправных началах) или вертикальные (вышестоящие, в другом месте) органы на ход и организацию государственной экологической экспертизы, добиваться от них использования демократических форм совета с народом.
Так, например, в России закон Республики Коми “Об экологической экспертизе” содержит специальную статью о порядке обсуждения намечаемой заказчиком деятельности с общественностью (подобные нормы имеются и в других странах. Таким образом, научные рекомендации и пожелания обретают обязательную силу и становятся правовыми нормами, обеспечиваемыми государством. Согласно этой статье Закона Коми, представитель общественности вправе бесплатно знакомиться с документами и представить в государственное экспертное учреждение свои письменные замечания и предложения. Установлен и срок для этого — один месяц со дня опубликования декларации об экологических последствиях. Государственный комитет по охране природы направляет в течение недели копии этих замечаний и предложений экспертам и заказчику намечаемой деятельности Лица, представившие свои замечания, по их желанию, могут не раскрываться.
Кроме того, выводы экспертной комиссии могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд. Так, государственная экологическая экспертиза Кемеровского областного комитета экологии (Россия) выдала экспертное заключение о согласовании перекладки коксовой батареи № 3 Кузнецкого металлургического комбината при выполнении некоторых условий протокола технического совещания. Кемеровский областной центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора также согласовал этот проект при соблюдении аналогичных условий.
Между тем, коксохимпроизводство на этом комбинате затрагивает интересы многих жителей Новокузнецка, так как при производстве кокса в окружающую среду поступает значительное количество химических соединений, вредных для здоровья населения, вызывающих онкологические и другие заболевания.
В данном случае обжалование положительного заключения государственной экологической экспертизы осуществлялось с позиции закона, не выполнено требование Закона о научной обоснованности и законности выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности и участии общественности, нарушено требование Закона о недопустимости согласования проектной документации при наличии каких-либо невыполненных условий.
|
|
Законные требования были предъявлены в интересах государства и граждан в суд путем иска о признании незаконными выводов государственной экологической экспертизы Кемеровского областного комитета экологии по проекту перекладки коксовой батареи Кузнецкого металлургического комбината. Иск удовлетворен.
Другие экологические экспертизы могут осуществляться по инициативе заинтересованных юридических и физических лиц на договорной основе со специализированными эколого-экспертных органами и формированиями.
Примерный договор о предоставлении эколого-экспертных услуг утверждается Министерстве охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины.
Модуль3