Участие общественности в государственной экспертизе

Общественности принадлежит весомая роль в выполнении требований об обязательности проведения государственной экологической экспертизы в целях предотвращения за­грязнения среды. Вследствие этого неред­ко возникают вопросы:

Всегда ли при наличии достаточ­ных оснований назначается и проводится государственная экологическая экспертиза?

Все ли объекты, подлежащие экспертизе, ею охвачены?

Имеются ли случаи осуществления или финансирова­ния строительства или реконструкции без экспертизы проектов, хозяйственных и иных решений?

Всегда ли представители контролирующих органов входят в состав комиссий по приему в эксплуатацию объ­ектов и иных сооружений, могущих оказать вредное воз­действие на природную среду?

Привлекаются ли к персональной ответственности за нарушение порядка приемки объектов председатель и чле­ны приемочных комиссий?

Как осуществляется реагирование на случаи финанси­рования предприятий, сооружений и устройств, не удов­летворяющих требованиям экологической экспертизы?

Привлекаются ли к ответственности председатели и члены экспертных комиссий за дачу заведомо неправиль­ных и необоснованных заключений, возмещается ли при­чиненный в результате этого вред?

Привлекаются ли к ответственности руководители предприятий, учреждений, организаций, другие должно­стные лица за невыполнение требований экологической экспертизы?

Имеются ли случаи прекращения финансирования или приостановка эксплуатации предприятий, цехов, работ по их реконструкции в случаях невыполнения требований экспертизы или не проведения государственной экологи­ческой экспертизы?

Задавая эти вопросы, пытаясь получить на них ответы, конструктивно участвуя в их решении, граждане тем са­мым реализуют свои права на надлежащую окружающую среду, на экологическую гласность, на участие в оценке проектов, могущих повлиять на экологическую ситуацию. Ответы на указанные вопросы могут даваться как через средства массовой информации, на митингах и собраниях, так и через государственные органы, через депутатские за­просы, через наказы избирателей, через правоохранитель­ные и природоохранительные учреждения. Важно уяс­нить, что экологическая экспертиза — важнейшая на сего­дня форма и стадия предупреждения и пресечения дегра­дации природы, которую общественности надо держать под пристальным вниманием.

Нельзя не отметить, что в современных условиях, при существующем уровне политической, правовой культуры большинства граждан подключение их к деятельности го­сударственной экологической экспертизы является эф­фективной формой воздействия на принимаемые эколо­гические решения. Это, по-видимому, объясняется недос­таточной развитостью института ОВОС и цепочкой “за­казчик — общественность”, слабостью контроля за пол­ным отражением общественных слушаний и обществен­ного мнения в пояснительных записках и иных материа­лах ТЭО и проекта, сложившимся уровнем информации, гласности, выражения и защиты собственного мнения — все это наращивается и формируется годами, а может быть, и десятилетиями.

Мало также заключений государственных экологиче­ских экспертиз обжалуется в судебные органы — сказыва­ется сложившееся веками отношение граждан к суду, как к чему-то чужеродному, отчужденному, государственно­му, официальному.

Поэтому природоохранительные органы, местное само­управление, экологические объединения должны быть заин­тересованы в использовании государственной экологической экспертизы для привлечения граждан, выявления их мне­ния, анализа их предложений, учета позиций — как для предупреждения ошибок проекта и будущих конфликтов, так и для повышения рейтинга проекта, устранения не­доразумений, выбора более одобряемых вариантов реше­ний.

На этом этапе и общественность может, не доводя дело до принятия решения, до его обжалования в суд, воздейст­вовать через горизонтальные (находящиеся здесь же, на равноправных началах) или вертикальные (вышестоящие, в другом месте) органы на ход и организацию государст­венной экологической экспертизы, добиваться от них ис­пользования демократических форм совета с народом.

 Так, например, в России закон Республики Коми “Об экологической эксперти­зе” содержит специальную статью о порядке обсуждения намечаемой заказчиком деятельности с общественностью (подобные нормы имеются и в других странах. Таким образом, научные рекомендации и пожелания обретают обязательную силу и становятся право­выми нормами, обеспечиваемыми государством. Согласно этой статье Закона Коми, представитель об­щественности вправе бесплатно знакомиться с документа­ми и представить в государственное экспертное учрежде­ние свои письменные замечания и предложения. Установ­лен и срок для этого — один месяц со дня опубликования декларации об экологических последствиях. Государст­венный комитет по охране природы направляет в течение недели копии этих замечаний и предложений экспертам и заказчику намечаемой деятельности Лица, представив­шие свои замечания, по их желанию, могут не раскрывать­ся.

Кроме того, выводы экспертной комиссии могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд. Так, государственная экологическая экспертиза Кеме­ровского областного комитета экологии (Россия) выдала эксперт­ное заключение о согласовании перекладки коксовой ба­тареи № 3 Кузнецкого металлургического комбината при выполнении некоторых условий протокола технического совещания. Кемеровский областной центр государствен­ного санитарно-эпидемиологического надзора также со­гласовал этот проект при соблюдении аналогичных усло­вий.

Между тем, коксохимпроизводство на этом комбинате затрагивает интересы многих жителей Новокузнецка, так как при производстве кокса в окружающую среду поступа­ет значительное количество химических соединений, вредных для здоровья населения, вызывающих онкологи­ческие и другие заболевания.

В данном случае обжалование положительного заклю­чения государственной экологической экспертизы осу­ществлялось с позиции закона, не выполнено требование Закона о научной обоснованности и законности выводов, незави­симости, вневедомственности в организации и проведе­нии, широкой гласности и участии общественности, нару­шено требование Закона о недопустимости согласования проектной документации при наличии каких-либо невы­полненных условий.

Законные требования были предъявлены в интересах государства и граждан в суд путем иска о признании неза­конными выводов государственной экологической экс­пертизы Кемеровского областного комитета экологии по проекту перекладки коксовой батареи Кузнецкого метал­лургического комбината. Иск удовлетворен.

 

Другие экологические экспертизы могут осуществляться по инициативе заинтересованных юридических и физических лиц на договорной основе со специализированными эколого-экспертных органами и формированиями.

Примерный договор о предоставлении эколого-экспертных услуг утверждается Министерстве охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины.

 

 

 

Модуль3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: