Методические рекомендации преподавателю по проведению занятия

КАФЕДРА МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

 

УТВЕРЖДАЮ

     Заведующий кафедрой

мобилизационной подготовки и

здравоохранения медицины катастроф

кандидат медицинских наук, доцент

С. Сидельников

«____»______________ 2017года

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

для студентов 1,2 курса

всех специальностей

 

 

Дисциплина:  Безопасность жизнедеятельности

Тема №1 «Методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности человека»

Занятие № 1.1. Основные понятия и виды деятельности по  обеспечению                                                                безопасности жизнедеятельности человека

 

 

Учебные часы: 2 часа (90 мин)

Место проведения: учебная аудитория

 

САРАТОВ 2 017

 

I.Цель занятия

В результате проведенного занятия студенты должны

знать:

ü определения таких понятий, как «среда обитания», «биосфера», «техносфера», «социальная среда», «производственная среда»;

ü понятие «окружающая среда», факторы риска и патогенные ситуации окружающей среды;

ü определение «адаптация человека», ее виды;

ü виды, направления, подходы, методы, способы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности.

 

ознакомиться:

ü с факторами окружающей среды, влияющими на безопасность жизнедеятельности человека;

ü с понятием «резистентность организма»;

ü с принципами обеспечения безопасности жизнедеятельности.

 

 

II. Обоснование темы – оценить роль науки «безопасность жизнедеятельности» в разработке профилактических мероприятий, обеспечивающих сохранение оптимального здоровья человека, его долгой творческой активности.

 

III. Интегративные связи

Истоки знания – материалы лекции по теме №1.1 по данной дисциплине и литература, рекомендованная для подготовки к практическому занятию.

Выход знаний – материал необходим для изучения тем №№1.2 – 1.6 данной дисциплины.

 

IV. Содержание занятия

А. Вступительная часть:

ü проверка студентов, присутствующих на занятии;

ü проверка наличия конспективных записей, подготовленных в процессе самостоятельной работы и изучения рекомендованной литературы;

ü объявление темы практического занятия, его учебной цели и порядок его проведения.

Б. Основная часть (учебные вопросы):

ü опрос обучаемых по каждому вопросу практического занятия с последующим обсуждением и подведением итога;

ü заслушивание подготовленных в период самостоятельной работы докладов и сообщений по указанным темам;

ü проведение тестового контроля усвоенных конечных (итоговых) знаний по данной теме.

Г. Заключительная часть:

ü подведение итогов занятия (степень выполнения учебных целей);

ü объявление итоговых оценок знаний по теме для каждого студента;

ü постановка задач на подготовку к следующему занятию.

 

Методические рекомендации преподавателю по проведению занятия

Вступительная часть – 3 мин.

Проверка студентов, присутствующих на занятии.

Проверка наличия конспективных записей, подготовленных в процессе самостоятельной работы и изучения рекомендованной литературы.

Преподаватель объявляет тему практического занятия, учебные цели, план его проведения.

Основная часть (учебные вопросы)

1. Основные понятия в области обеспечения безопасности жизнедеятельности человека– 25 мин.

 

Учебный вопрос отрабатывается путем заслушивания устных ответов студентов с последующим подведением итога преподавателем.

 

к сведению преподавателя:

Безопасность – «Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (ст.1.«Закона о безопасности»). Это социальная защищенность человека, обеспечивающая сохранность самого человека и его отдельных жизненно важных функций в соответствии с наибольшими возможностями общества. Безопасность должна быть гарантирована человеку в рамках и пределах социально возможного. Эти социальные гарантии проявляются в возложении определенных обязанностей по обеспечению безопасности конкретно

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника. Целью БЖД также является снижение риска возникновения чрезвычайной ситуации по вине человеческого фактора.

Среда обитания — совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ. Термин часто считается синонимом окружающей среды. Среда каждого организма слагается из множества элементов неорганической и органической природы и элементов, привносимых человеком и его производственной деятельностью. При этом одни элементы могут быть частично или полностью безразличны организму, другие необходимы, а третьи оказывают отрицательное воздействие.

Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания. Естественные среды обитания в основном делятся на наземно-воздушную, почвенную, водную и внутреорганизменную. Отдельные свойства и элементы среды, воздействующие на организмы, называют экологическими факторами. Все экологические факторы можно разделить на три большие группы:

Абиотическая среда (факторы среды) — это комплекс условий неорганической среды, влияющих на организм. (Свет, температура, ветер, воздух, давление, влажность и т. д.) Например: накопление в почве токсичных и химических элементов, пересыхание водоёмов во время засухи, увеличение продолжительности светового дня, интенсивное ультрафиолетовое излучение.

Биотическая среда (факторы среды) — это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие. (Влияние растений и животных на других членов биогеоценоза) Например: разрушение почвы кабанами и кротами, уменьшение численности белок в неурожайные годы.

Антропогенные (антропические) факторы — это все формы деятельности человеческого общества, изменяющие природу как среду обитания живых организмов или непосредственно влияющие на их жизнь. Выделение антропогенных факторов в отдельную группу обусловлено тем, что в настоящее время судьба растительного покрова Земли и всех ныне существующих видов организмов практически находится в руках человеческого общества.

Производственная среда — совокупность физических, химических, биологических и социальных факторов, воздействующих на человека в процессе его трудовой деятельности … Большой медицинский словарь

Производственная среда – это часть среды обитания человека, включающая факторы и элементы (труд, природная среда), связанные с созданием материальных благ.

 

Социальной средой называется совокупность факторов и элементов (нравственных, образовательных, правовых и др.), воздействующих на жизнь и взаимоотношения между людьми.

Биологическая адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) — приспособление организма к внешним условиям в процессе эволюции, включая морфофизиологическую и поведенческую составляющие. Адаптация может обеспечивать выживаемость в условиях конкретного местообитания, устойчивость к воздействию факторов абиотического и биологического характера, а также успех в конкуренции с другими видами, популяциями, особями.

Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида (группы индивидов) к социальной среде, проявляющийся в обеспечении условий, способствующих реализации его потребностей, интересов, жизненных целей. Социальная адаптация включает в себя приспособление прежде всего к условиям и характеру труда (учебы), а также к характеру межличностных отношений, экологической и культурной среде, условиям проведения досуга, быту. Процесс социальной адаптации тесно связан с процессом социализации индивида.

Этническая адаптация - приспособление этнических групп (общностей) к природной и социально-культурной среде районов их обитания.

Опасным производственным фактором (ОПФ) называется такой производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или к другому внезапному резкому ухудшению здоровья. Травма – это повреждение тканей организма и нарушение его функций внешним воздействием. Травма является результатом несчастного случая на производстве, под которым понимают случай воздействия опасного производственного фактора на работающего при выполнении им трудовых обязанностей или заданий руководителя работ.

Вредным производственным фактором (ВПФ) называется такой производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению трудоспособности. Заболевания, возникающие под действием вредных производственных факторов, называются профессиональными.

К опасным производственным факторам следует отнести, например:

электрический ток определенной силы;

раскаленные тела;

возможность падения с высоты самого работающего либо различных деталей и предметов;

оборудование, работающее под давлением выше атмосферного, и т.д.

К вредным производственным факторам относятся:

неблагоприятные метеорологические условия;

запыленность и загазованность воздушной среды;

воздействие шума, инфра- и ультразвука, вибрации;

наличие электромагнитных полей, лазерного и ионизирующих излучений и др.

Все опасные и вредные производственные факторы в соответствии с ГОСТ 12.0.003-74 подразделяются на физические, химические, биологические и психофизиологические.

К физическим факторам относят электрический ток, кинетическую энергию движущихся машин и оборудования или их частей, повышенное давление паров или газов в сосудах, недопустимые уровни шума, вибрации, инфра- и ультразвука, недостаточную освещенность, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.

Химические факторы представляют собой вредные для организма человека вещества в различных состояниях.

Биологические факторы – это воздействия различных микроорганизмов, а также растений и животных.

Психофизиологические факторы – это физические и эмоциональные перегрузки, умственное перенапряжение, монотонность труда.

Состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов, называется безопасностью труда. Безопасность жизнедеятельности в условиях производства имеет и другое название – охрана труда.

 




double arrow
Сейчас читают про: