Виды деятельности по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека– 50 мин

 

Учебный вопрос отрабатывается методом заслушивания сообщения по данному вопросу, подготовленного одним из обучаемых в учебной группе. Исполнитель, тема сообщения, его структура, время, отводимое для этого, а также литература для подготовки определяются заблаговременно.

После заслушивания сообщения в учебной группе проводится его обсуждение, затем преподаватель оценивает его полноту, качество и подводит итог, руководствуясь нижеследующим:

 

к сведению преподавателя:

Деятельность, в первую очередь производственная, может быть умственной, физической, целенаправленной, полезной и бесполезной. Но при этом любая деятельность всегда является опасной.

А ксиома: любая деятельность всегда является опасной!
       Вывод 1: никакая деятельность не имеет риска = 0

Вывод 2: невозможно создание абсолютно безопасной техники и технологии. Они всегда будут в какой-то степени опасны для человека.

 

Опасность − центральное понятие БЖД, под которым понимаются явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.е. вызывать нежелательные последствия.

Количество признаков, характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа.

Данное определение опасности в БЖД поглощает существующие стандартные понятия (опасные и вредные производственные факторы и др.), являясь более объемным, учитывающим все формы деятельности.

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, несоответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Опасности возникают и реализуются только при воздействии источника опасности на объект защиты в условиях, когда параметры потоков воздействия превышают способность объекта защиты к их восприятию с сохранением своей целостности.

Таксономия – наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов.

Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, таксономирование их выполняет важную роль в организации научного знания в области безопасности деятельности, позволяет глубже познать природу опасности.

Совершенная, достаточно полная таксономия опасностей пока не разработана.

Поэтому сейчас представляется целесообразным привести примеры того, что сделано в данном направлении.

По природе происхождения опасности бывают:(естественные; техногенные; антропогенные; экологические; смешанные).

По видам потоков в жизненном пространстве:(массовые; энергетические; информационные).

По интенсивности потоков в жизненном пространстве (опасные; чрезвычайно опасные).

По размерам зоны воздействия: (локальные; региональные; межрегиональные; глобальные).

Согласно ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» опасные и вредные производственные факторы, действующие на исполнителя на рабочем месте, подразделяются по природе действия на следующие группы:

физические;

химические;

биологические;

психофизиологические;

По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные.

По длительности воздействия:

постоянные;

переменные (в том числе периодические)»;

импульсные.

По избирательной идентификации опасности органами чувств человека:

различимые;

неразличаемые.

По локализации связанные с:

литосферой;

гидросферой;

атмосферой;

космосом.

По видам воздействия:

производственные;

бытовые;

городские (транспортные и др.);

зоны ЧС;

По вызываемым последствиям:

утомление;

заболевания;

травмы;

аварии;

пожары;

летальные исходы и т.д.

По приносимому ущербу:

социальный;

технический;

экологический и т.п.

Сферы проявления опасностей:

бытовая;

спортивная;

дорожно − транспортная;

производственная;

военная и др.

По структуре (строению) опасности делятся на:

простые;

производные, порождаемые взаимодействием простых.

По степени воздействия опасности на объекты защиты:

потенциальные;

реальные;

реализованные.

Реализованные опасности принято разделять на:

происшествия;

чрезвычайные происшествия;

аварии;

катастрофы;

стихийные бедствия.

По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на:

активные;

пассивные.

К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек.

Это:

острые (колющие и режущие) неподвижные элементы;

неровности поверхности, по которой перемещается человек;

уклоны, подъемы;

незначительное трение между соприкасающимися поверхностями и др.

Кроме того, по характеру воздействия на человека опасности принято разделять на:

вредные факторы;

травмирующий (травмоопасный) фактор.

По численности людей, подверженных опасному воздействию:

индивидуальные;

групповые (коллективные)

массовые.

 

Контроль конечных знаний (тестовый контроль) – 10мин.

Проводится с использованием подготовленного теста по теме данного практического занятия. Результаты тестового контроля объявляются преподавателем в конце занятия.

Заключительная часть – 2 мин.

В заключительной части преподаватель напоминает обучаемым важность и значением данной темы для их будущей практической деятельности, отмечает степень достижения учебных целей, объявляет полученные оценки и ставит задачу на подготовку к следующему занятию.

Студентам, пропустившим занятие и получившим неудовлетворительные оценки, назначается время для отработки.


V. Хронокарта основных этапов занятия

Название этапа занятия Время (мин.)
1 2 3
  I II Вступительная часть Основная часть (отработка учебных вопросов) 3 мин.  
1.   2.   Основные понятия в области обеспечения безопасности жизнедеятельности человека Виды деятельности по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека 25 мин.   50 мин.
III IV Контроль конечных знаний (тестовый контроль) Заключительная часть 10мин. 2 мин.
  Итого 90 мин.

VI. Литература

а) основная литература:

1.И. В. Рогозина Медицина катастроф: Учебное пособие М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 152 с.: ил. (Электронная версия на сайте www. studmedlib.ru;)

2.И.П. Левчук, Н.В. Третьяков Медицина катастроф: Курс лекций (учебное пособие для мед. вузов) М.: ГЭОТАР- Медиа, 2013. – 240 с.: ил.

3.В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учеб. Пособие М.: Абрис, 2012. - 592 с.: ил. (Электронная версия на сайте www. studmedlib.ru;)

4.Осетров Г.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие М.: Книжный мир, 2011 - 232 с.

5.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с.: ил.

б) дополнительная литература:

1. Кукин П.П. Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, В.М. Попов, Н.И. Сердюк.— М.: Высшая школа, 2008. - 317 с.

2. Мастрюков Б.С. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков. - М.: Академия, 2009. – 320 с.

3. Михайлов Ю.М. Сборник инструкций по охране труда для работников медицины и фармацевтики / Ю.М. Михайлов. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2010 г. - 208 с.

4. Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях: Руководство - М.: "МП Гигиена", 2006. - 580 с.

 

Материалы лекции по теме №1.1.

Составитель:




double arrow
Сейчас читают про: