Учебный вопрос отрабатывается методом заслушивания сообщения по данному вопросу, подготовленного одним из обучаемых в учебной группе. Исполнитель, тема сообщения, его структура, время, отводимое для этого, а также литература для подготовки определяются заблаговременно.
После заслушивания сообщения в учебной группе проводится его обсуждение, затем преподаватель оценивает его полноту, качество и подводит итог, руководствуясь нижеследующим:
к сведению преподавателя:
Деятельность, в первую очередь производственная, может быть умственной, физической, целенаправленной, полезной и бесполезной. Но при этом любая деятельность всегда является опасной.
А ксиома: любая деятельность всегда является опасной!
Вывод 1: никакая деятельность не имеет риска = 0
Вывод 2: невозможно создание абсолютно безопасной техники и технологии. Они всегда будут в какой-то степени опасны для человека.
Опасность − центральное понятие БЖД, под которым понимаются явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.е. вызывать нежелательные последствия.
Количество признаков, характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа.
Данное определение опасности в БЖД поглощает существующие стандартные понятия (опасные и вредные производственные факторы и др.), являясь более объемным, учитывающим все формы деятельности.
Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, несоответствующие условиям жизнедеятельности человека.
Опасности возникают и реализуются только при воздействии источника опасности на объект защиты в условиях, когда параметры потоков воздействия превышают способность объекта защиты к их восприятию с сохранением своей целостности.
Таксономия – наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов.
Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, таксономирование их выполняет важную роль в организации научного знания в области безопасности деятельности, позволяет глубже познать природу опасности.
Совершенная, достаточно полная таксономия опасностей пока не разработана.
Поэтому сейчас представляется целесообразным привести примеры того, что сделано в данном направлении.
По природе происхождения опасности бывают:(естественные; техногенные; антропогенные; экологические; смешанные).
По видам потоков в жизненном пространстве:(массовые; энергетические; информационные).
По интенсивности потоков в жизненном пространстве (опасные; чрезвычайно опасные).
По размерам зоны воздействия: (локальные; региональные; межрегиональные; глобальные).
Согласно ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» опасные и вредные производственные факторы, действующие на исполнителя на рабочем месте, подразделяются по природе действия на следующие группы:
физические;
химические;
биологические;
психофизиологические;
По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные.
По длительности воздействия:
постоянные;
переменные (в том числе периодические)»;
импульсные.
По избирательной идентификации опасности органами чувств человека:
различимые;
неразличаемые.
По локализации связанные с:
литосферой;
гидросферой;
атмосферой;
космосом.
По видам воздействия:
производственные;
бытовые;
городские (транспортные и др.);
зоны ЧС;
По вызываемым последствиям:
утомление;
заболевания;
травмы;
аварии;
пожары;
летальные исходы и т.д.
По приносимому ущербу:
социальный;
технический;
экологический и т.п.
Сферы проявления опасностей:
бытовая;
спортивная;
дорожно − транспортная;
производственная;
военная и др.
По структуре (строению) опасности делятся на:
простые;
производные, порождаемые взаимодействием простых.
По степени воздействия опасности на объекты защиты:
потенциальные;
реальные;
реализованные.
Реализованные опасности принято разделять на:
происшествия;
чрезвычайные происшествия;
аварии;
катастрофы;
стихийные бедствия.
По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на:
активные;
пассивные.
К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек.
Это:
острые (колющие и режущие) неподвижные элементы;
неровности поверхности, по которой перемещается человек;
уклоны, подъемы;
незначительное трение между соприкасающимися поверхностями и др.
Кроме того, по характеру воздействия на человека опасности принято разделять на:
вредные факторы;
травмирующий (травмоопасный) фактор.
По численности людей, подверженных опасному воздействию:
индивидуальные;
групповые (коллективные)
массовые.
Контроль конечных знаний (тестовый контроль) – 10мин.
Проводится с использованием подготовленного теста по теме данного практического занятия. Результаты тестового контроля объявляются преподавателем в конце занятия.
Заключительная часть – 2 мин.
В заключительной части преподаватель напоминает обучаемым важность и значением данной темы для их будущей практической деятельности, отмечает степень достижения учебных целей, объявляет полученные оценки и ставит задачу на подготовку к следующему занятию.
Студентам, пропустившим занятие и получившим неудовлетворительные оценки, назначается время для отработки.
V. Хронокарта основных этапов занятия
| № | Название этапа занятия | Время (мин.) |
| 1 | 2 | 3 |
| I II | Вступительная часть Основная часть (отработка учебных вопросов) | 3 мин. |
| 1. 2. | Основные понятия в области обеспечения безопасности жизнедеятельности человека Виды деятельности по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека | 25 мин. 50 мин. |
| III IV | Контроль конечных знаний (тестовый контроль) Заключительная часть | 10мин. 2 мин. |
| Итого | 90 мин. |
VI. Литература
а) основная литература:
1.И. В. Рогозина Медицина катастроф: Учебное пособие М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 152 с.: ил. (Электронная версия на сайте www. studmedlib.ru;)
2.И.П. Левчук, Н.В. Третьяков Медицина катастроф: Курс лекций (учебное пособие для мед. вузов) М.: ГЭОТАР- Медиа, 2013. – 240 с.: ил.
3.В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учеб. Пособие М.: Абрис, 2012. - 592 с.: ил. (Электронная версия на сайте www. studmedlib.ru;)
4.Осетров Г.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие М.: Книжный мир, 2011 - 232 с.
5.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с.: ил.
б) дополнительная литература:
1. Кукин П.П. Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, В.М. Попов, Н.И. Сердюк.— М.: Высшая школа, 2008. - 317 с.
2. Мастрюков Б.С. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков. - М.: Академия, 2009. – 320 с.
3. Михайлов Ю.М. Сборник инструкций по охране труда для работников медицины и фармацевтики / Ю.М. Михайлов. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2010 г. - 208 с.
4. Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях: Руководство - М.: "МП Гигиена", 2006. - 580 с.
Материалы лекции по теме №1.1.
Составитель:






