Порядковый подход к анализу полезности и спроса

• Потребитель должен быть способен упорядочить все товарные наборы по их предпочтительности.

• Понятие полезности означает порядок предпочтения, а задача максимизации полезности сводится к задаче выбора потребителем наиболее предпочтительного для него товарного набора из всех доступных.

Порядковый подход базируется на следующих аксиомах:

• Аксиома полной (совершенной) упорядоченности. Потребитель может упорядочить все возможные товарные наборы с помощью отношения предпочтительности (>) или безразличия (~).

• Аксиома транзитивности, т.е. если А > В и В > С, то А > С и если А ~ В и В ~ С, то А ~ С.

• Аксиома ненасыщения. Если набор А содержит не меньшее количество товаров, чем набор В и одного из товаров в наборе А больше, то А > В.

• Аксиома независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потреблённых им благ и не зависит от количества благ, потреблённых другими.

Закон замещения:

• Чем дефицитнее благо, тем больше его относительная стоимость замещения. Его предельная полезность возрастает относительно предельной полезности блага, находящегося в большем изобилии. (Кривые безразличия выпуклы к началу координат.)

Предельная норма замещения благом Х блага Y (MRSXY) – количество блага Y которое должно быть сокращено в обмен на увеличение количества блага Х на одну единицу с тем, чтобы уровень удовлетворения потребностей остался неизменным.

• Если рассмотреть систему из двух товаров Х и Y, то смысл бюджетного ограничения сводится к тому, что доход потребителя равен сумме его расходов на товары Х и Y. Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии стоят ту сумму, которую составляет доход потребителя. Все товарные наборы, расположенные выше и правее бюджетной линии недоступны, а расположенные ниже предполагают неполное расходование бюджетных средств. Т.о. бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для потребителя товарных наборов.

• При снижении дохода потребителя бюджетная линия сдвинется вниз не меняя своего наклона. При росте цены товара Y она сдвинется вниз по оси Y, т.е. изменит наклон.




double arrow
Сейчас читают про: