• Юридические ограничения (патентны, лицензии).
• Естественные условия (обладание уникальными природными ресурсами; возможность обеспечить весь рынок продукцией при более низких долгосрочных средних издержках).
• Экономические барьеры (необходимость крупных первоначальных инвестиций).
Модели олигополии.
• Ценовая война.
• Стабильность цен.
• Ценовое лидерство (частичная монополия).
• Совместная защита от конкуренции.
• Картель (коллективная монополия).
Ценовая война.
• цикл последовательных снижений конкурентами цены товара.
• Фирма полагает, что конкуренты не отреагируют на её снижение цены, и все покупатели перейдут к ней. Однако конкуренты в ответ снизят цены ещё в большей степени.
• Война цен будет продолжаться до тех пор пока они не снизятся до уровня средних издержек, а чистая экономическая прибыль - до нуля.
• Демпинг — продажа товара заведомо себе в убыток с целью разорить конкурентов.










Часть 2. Макроэкономика
Тема 1. Макроэкономические понятия и цели
•Цели в макроэкономике.
•Средства достижения макроэкономических целей.
•Макроэкономика рассматривает общие уровни национального продукта, занятости, цен и внешней торговли.
•(Микроэкономика изучает рынки индивидуальных товаров.)
Важнейшие макроэкономические переменные:
•валовой внутренний продукт;
•валовой национальный продукт;
•уровень безработицы;
•уровень инфляции;
•чистый экспорт
(сальдо торгового баланса).
Цели в макроэкономике
•Выпуск.
•Высокая занятость.
•Стабильный уровень цен.
•Международная торговля.
Выпуск
•Конечная цель экономической деятельности – обеспечить население товарами и услугами, на которые есть спрос. Общими измерителями являются ВВП и ВНП.
•ВВП – общая денежная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых в данной стране в течение года.
•ВНП – общая денежная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых фирмами данной страны в течение года.
ВВП (ВНП)
•Номинальный – измеренный в текущих рыночных ценах.
•Реальный – измеренный в постоянных ценах базисного года.
•Потенциальный – полученный при максимальном использовании всех возможностей экономики.
•Дефицит ВВП (ВНП) – разрыв между потенциальным и реальным ВВП (ВНП).
2. Высокая занятость.
•Показатель нормы безработицы =
= общее количество людей не работающих и ищущих работу / (рабочая сила + незанятые, не ищущие работу).
•Свободный рынок труда – рынок, на котором цена труда (з/п) регулируется спросом и предложением рабочей силы.






