Совершенная конкуренция

n – тип рыночной структуры при котором существует множество мелких фирм, выпускающих одинаковую продукцию и ни одна фирма не может повлиять на общую рыночную стоимость товара.

n При этом делается допущение о свободном доступе на рынок новых фирм, а также об абсолютной информированности потребителей о цене, устанавливаемой каждой фирмой.

Чистая экономическая прибыль = 0 (по определению)

• Поскольку товары идентичны, фирмы конкурируют снижая цены и это происходит до тех пор, пока чистая экономическая прибыль каждой фирмы не станет равна нулю, т.е. выручка фирмы будет равна сумме бухгалтерских и альтернативных издержек.

Виды несовершенной конкуренции:

• Монополия.

• Олигополия.

• Монополистическая конкуренция.

Монополия

• — диктат продавца на рынке.

• Предельный случай несовершенной конкуренции.

• Монополист — продавец, полностью контролирующий отрасль, причём отрасли, производящей товары-заменители не существует.

Виды монополии:

• 1) Закрытая монополия: Монополист защищён от конкуренции с помощью юридических ограничений (институт авторских прав, патентная защита, лицензии)

• 2) Открытая монополия: Фирма впервые выходит на рынок с принципиально новой продукцией и на некоторое время становится единственным её поставщиком. Однако, поскольку никакой специальной защитой от конкуренции она не обладает, конкуренты могут позже появиться на данном рынке, привлечённые высокой чистой экономической прибылью.

Вход на рынок может быть ограничен экономическими барьерами – необходимостью крупных первоначальных инвестиций.

• 3) Естественная монополия — такие монополии, при которых создание конкурентной среды на товарных рынках невозможно или не эффективно.

Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара соответствует ёмкости всего рынка. Разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства каждой фирмы будут неэффективно малы.

Т.о., в основе естественных монополий лежит экономия на масштабах производства. Кроме того, к естественным монополиям относятся монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.

 

Равновесие монополиста

• Для того, чтобы найти равновесие монополиста, обеспечивающее ему максимум прибыли необходимо измерить воздействие продажи дополнительной единицы продукции на общий доход.

Предельный доход MR — это приращение общего дохода, которое происходит, когда количество продукции увеличивается на одну единицу.

• Сравнить предельный доход (MR) и предельные издержки (MC). До тех пор, пока добавочная единица продукции будет обеспечивать больший MR, чем затраты на её производство, прибыль фирмы будет расти. Поэтому фирма будет продолжать увеличивать своё производство пока MR > MC и прекратит рост производства, когда MR сравняется с MC. Если MR < МС, то фирма получит добавочную прибыль снизив уровень выпуска.

• Т.о. максимальную прибыль монополисту обеспечивают такие цена и количество, которые устанавливаются в условиях равенства предельного дохода и предельных издержек.

MR = MC.

Монопсония.

• – диктат покупателя на рынке.

• Монопсония складывается в том случае, если имеется единственный потребитель товара и множество производителей.

• Дуополия (двусторонняя монополия, билатеральная монополия) –единственный продавец и единственный или объединённый потребитель. Монополия на монопсонию.

Олигополия

• 1. Доминируют несколько продавцов, обладающих крупными долями рынка.

• 2. Появление новых продавцов затруднено.

• Олигополисты учитывают реакцию не только покупателей, но и конкурентов.

• Продавцы признают взаимную зависимость, т.к. изменение цен и объёмов выпуска одним из них сразу скажется на прибылях остальных фирм, которые предпримут ответные действия.




double arrow
Сейчас читают про: