Замысел второй беседы-опроса заключается в избирательном воздействии специально сформулированными вопросами на личность виновного с целью еще большего повышения психологической напряженности и увеличения объема проявлений виновной осведомленности.
После анализа результатов первой беседы-опроса Вы исключите определенную часть лиц из круга опрошенных, т.е. тех, чья непричастность к событию для Вас бесспорна. Оставшаяся часть, которая стала значительно меньше, вполне возможно включает в себя и виновное лицо, поэтому приступать ко второй беседе-опросу следует предварительно подготовившись.
Проводить вторую беседу-опрос следует не ранее, чем через один-два дня после проведения первой беседы-опроса. Это, во-первых, даст Вам возможность провести более детальный анализ первой беседы с проверкой (при необходимости) полученной информации, во-вторых, по прошествии некоторого времени вследствие естественного процесса забывания виновный в течение второй беседы может упустить ряд деталей своего предыдущего рассказа либо добавить какие-то новые детали, либо существенно изменить линию своего поведения.
Используйте те же приемы установления и поддержания психологического контакта, как и в ходе первой беседы-опроса, но с некоторыми деталями, которые должны, очевидно для опрашиваемого, свидетельствовать о проведенной Вами большой работе по делу. К числу таких важных деталей следует отнести: существенно увеличившаяся в размерах папка с материалами дела, некоторые улики, обнаруженные при осмотре места происшествия либо полученные в ходе расследования (если они есть), видеокассета, фотрнегативы, фотографии без демонстрации, фотоснимки следов рук, дактокарты (если все лица были дактилоскопированы), служебные документы, относящиеся к событию, служебные характеристики опрашиваемых лиц, свертки, пакеты и т.п.
Начинать беседы-опросы с оставшейся группой следует с тех лиц, которые по результатам Вашего исследования подпадают под наибольшее подозрение, т.е., начиная с самого, на Ваш взгляд, «виновного». Вместе с тем, обстановка начала беседы не должна носить обвинительного характера. Здесь необходима достаточно непринужденная атмосфера общения и известная отстраненность от желания видеть виновного в каждом опрашиваемом.
Вначале следует указать, что хотя в отношении ряда лиц, с которыми проводилась первая беседа-опрос, все подозрения сняты, у Вас, тем не менее, есть необходимость задать приглашенному несколько дополнительных вопросов. При этом в форме комментариев необходимо добавить, что данное событие получило достаточно большой резонанс в коллективе (обществе), вокруг самого расследования было много разговоров и выросло большое количество различных слухов, но все это уже не имеет значения, так как дело уже почти завершено (раскрыто). Весьма важно обращать внимание не только на содержание сказанного, но также и на интонацию, с какой все это говорится.
ПРОГРАММА ВОЗДЕЙСТВИЯ
| СТРУКТУРНЫЕ ВОПРОСЫ | КОММЕНТАРИИ |
| 1. «Хотите ли вы добавить что-нибудь к тому, о чем мы говорили во время первой бе- | Данный вопрос рассчитан на выяснение реакции опрашиваемого в плане отношения к расследованию |
| седы?» | (или Вам) и на то, насколько изло |
| женный предыдущий рассказ был | |
| подготовлен заранее. | |
| Правдивость. Непричастный | Лицо, не имеющее отношения к |
| может добавить к ранее сказан | событию, не боится изменением, |
| ному некоторые сведения. | коррекцией или дополнением ранее |
| сказанного вызвать в свой адрес по | |
| дозрений. Оно стремится макси | |
| мально содействовать следствию, | |
| чтобы исключить в свой адрес даже | |
| малейшие сомнения. Поэтому от не | |
| го можно ожидать изложения каких- | |
| либо новых обстоятельств и фактов, | |
| которые стали ему известны за ис | |
| текшее время, а также коррекции | |
| своих показаний в связи с какими- | |
| либо новыми данными, ставшими | |
| известными окружающим. | |
| Неискренность. Причастный | Причастный может внозь изло |
| имеет тенденцию твердо при | жить ранее сказанное, как правило, |
| держиваться ранее сказанного. | слово в слово с учетом даже малей |
| ших мелочей. Иногда Вы можете | |
| почувствовать заученность последо | |
| вательности изложения фактов и со | |
| бытий. Как правило, лицо боится от- | |
| клониться от выбравнной линии по | |
| ведения, даже если замечает, что | |
| информации у следствия: стществен- |
|
| но прибавилось. Ведь он не знает
| |||||
|
| характера этой информации и не
| |||||
|
| представляет, в какую сторону из
| |||||
|
| менить свою версию. Может наблю
| |||||
|
| даться замешательство и неуверен
| |||||
|
| ность, так как лицо осознает, что ре
| |||||
|
| зультаты первой беседы послужили
| |||||
|
| причиной повторной встречи. Он
| |||||
|
| допускает возможность собственной
| |||||
|
| ошибки в показаниях, но не предпо
| |||||
|
| лагает, какой именно.
| |||||
|
| Ему надо следить за соответстви
| |||||
|
| ем совокупности трех групп фактов
| |||||
|
| друг другу: скрываемых обстоя
| |||||
|
| тельств совершенных действий;
| |||||
|
| данных об обстоятельствах, сооб
| |||||
|
| щенных ранее; данных об обстоя
| |||||
|
| тельствах, которые ему предлагают
| |||||
|
| изложить в данный момент, чтобы
| |||||
|
| не вызвать в свой адрес подозрений.
| |||||
|
| Отсюда виновное лицо вынуждено
| |||||
|
| избегать лишних высказываний, по
| |||||
|
| стоянно контролировать свои объяс
| |||||
|
| нения и оценивать их на предмет
| |||||
|
| возможных противоречий и прого-
| |||||
|
| ворок.
| |||||
| 2. «Имеются ли у вас какие-
| Данный вопрос побуждает лицо к
| |||||
| нибудь новые соображения
| размышлениям в конкретном, нуж-
| |||||
| или подозрения о том, кто мог
| ном для опрашивающего направле | |||||
| это сделать?»
| нии, конкретизирует вид требуемой | |||||
|
| информации. | |||||
| Правдивость. У непричаст
| Так как событие вызвало опреде | |||||
| ного наверняка возникнут новые
| ленный резонанс в коллективе или | |||||
| соображения и оценки.
| обществе, по происшествии первой | |||||
|
| беседы-опроса опрашиваемый так | |||||
|
| или иначе имел возможность полу | |||||
|
| чить дополнительную информацию | |||||
|
| от других лиц, дополняющую или | |||||
|
| опровергающую его собственные | |||||
|
| представления о событии. Поэтому, | |||||
|
| наверняка, с его стороны возникнут' | |||||
|
| какие-либо дополнения, уточнения | |||||
|
| или коррекция прежних показаний. | |||||
|
| Кроме того, непричастное к со | |||||
|
| бытию лицо находится в аеведеннд | |||||
|
| относительно личности действи | |||||
|
| тельного виновного, пытается кза- | |||||
|
| полнить», домыслить этот пробел | |||||
|
| невольными или назрезшямк пред | |||||
|
| положениями на этот счет, вспоми | |||||
|
| ная все новые и новые факты, указывающие на вероятного субъекта, | |||||
| Неискренность. Причастному не было необходимости раз
| Причастному нет дела до подозрений в отношении другихс лиц, так как он знает, кто это сделал, и глав | |||||
| мышлять об этом, и потому он
| ||||||
| не выскажет таких соображений.
| ной его задачей было любым путем | |||||
|
| скрыть свою причастность, а также | |||||
|
| получить информацию о ходе рас | |||||
|
| следования и имеющихся в отноше | |||||
|
| нии него подозрениях. Поэтому на | |||||
|
| этот вопрос он отвечает отрицатель | |||||
|
| но либо его замечания имеют фор | |||||
|
| мальный характер, не касающийся | |||||
|
| существа дела. | |||||
|
| Такое лицо, если им заранее не | |||||
|
| планировалась инсценировка, ука | |||||
|
| зывающая на совершение действий | |||||
|
| иными лицами, не имеет обычно го | |||||
|
| товых «фактов» причастности к со | |||||
|
| бытию других заподозренных; оно | |||||
|
| слишком озабочено сокрытием сво | |||||
|
| его личного участия в нем. Выдача | |||||
|
| запрашиваемой информации требует | |||||
|
| большого напряжения и нового со | |||||
|
| гласования с предыдущими объяс | |||||
|
| нениями. При этом виновный опаса | |||||
|
| ется навлечь на себя дополнитель | |||||
|
| ные подозрения. | |||||
| 3. «Из всех работающих
| Вопрос, противоположного пре | |||||
| здесь (или другая подходящая
| дыдущему свойства, требующий оп | |||||
| фраза), кого бы вы исключили
| ределенного умственного напряже | |||||
| из числа подозреваемых?»
| ния и сопоставления прежних пока | |||||
|
| заний с настоящими. Ошибка, до- | |||||
|
| пущенная при ответе на этот вопрос, | |||||
|
| может иметь серьезные последствия. | |||||
| Правдивость. Непричастные
| Им нечего скрывать, и если они | |||||
| будут вести себя так же, как и
| допустят ошибку в оценках, то все | |||||
| при ответе на предыдущий во
| гда смогут ее обосновать, объяснив | |||||
| прос.
| причины этого. Кроме того, к этому | |||||
|
| времени они могут располагать ин | |||||
|
| формацией об упоминавшихся ранее | |||||
|
| лицах, исключающей их участие или | |||||
|
| наоборот. | |||||
|
| Непричастное к событию лицо, | |||||
|
| анализируя происходящее н не зная | |||||
|
| подлинного виновника события, | |||||
|
| может располагать своими сообра | |||||
|
| жениями о лицах, менее заподозрен | |||||
|
| ных им в содеянном, либо сообщить | |||||
|
| новые факты, исключающие подоз | |||||
|
| рения в адрес тех или иных лиц. | |||||
| Неискренность. Линия пове
| Попытавшись создать видимость' | |||||
| дения причастного будет соот
| заинтересованности в расследова | |||||
| ветствовать предыдущей ситуа
| нии, причастный может создать себе | |||||
| ции.
| ряд трудностей, во-первых, связан | |||||
|
| ных с сопоставлением дсех нюансов | |||||
|
| предыдущей беседы, а во-вторых, с | |||||
|
| поиском и привязкой факта е., свиде | |||||
|
| тельствующих о невиновности тех | |||||
|
| или иных лиц, так как выделение ко | |||||
|
| го-либо из них в качестве невинов- | |||||
|
| ных может показаться искусствен
| |||||
|
| ным и повлечь подозрения. Опас
| |||||
|
| ность запутаться заставляет прича
| |||||
|
| стного придерживаться прежних по
| |||||
|
| казаний, по возможности не отсту
| |||||
|
| пая от них даже в мелочах.
| |||||
|
| К тому же, он не желает облег
| |||||
|
| чать установление обстоятельств со
| |||||
|
| бытия и не готов к продуманному
| |||||
|
| ответу на этот вопрос.
| |||||
| 4. Как: на ваш взгляд, чув
| Вопрос, побуждающий лицо к
| |||||
| ствует себя человек, который
| описанию своих внутренних пере
| |||||
| это сделал?»
| живаний в связи с совершенным
| |||||
|
| проступком (преступлением).
| |||||
| Правдивость. Непричастные
| Это вполне естественно, так как
| |||||
| лица затрудняются ответить на
| они не могут знать ничего о целях,
| |||||
| этот вопрос.
| мотивах действий, личности пре
| |||||
|
| ступника, качества которой являют
| |||||
|
| ся основой для формирования отно
| |||||
|
| шения к событию, связанных с ним
| |||||
|
| представлений и переживаний. По
| |||||
|
| пытка опрашиваемого поставить се
| |||||
|
| бя на место преступника непродук
| |||||
|
| тивна (если вообще возможна), ведь
| |||||
|
| лицо все равно будет основываться
| |||||
|
| на собственных взглядах, убеждени
| |||||
|
| ях, жизненном опыте, моральных и
| |||||
|
| этических ценностях.
| |||||
| Неискренность. Причастные
| Причастное лицо, которое выну | |||||
| лица будут описывать свои соб
| ждено по описанным ранее причи | |||||
| ственные переживания.
| нам лгать для собственной безопас | |||||
|
| ности и уже достаточно солгавшее, | |||||
|
| боясь запутаться в этом нагромож | |||||
|
| дении лжи, требующей постоянного | |||||
|
| внутреннего контроля, стремится, | |||||
|
| насколько это возможно, в дальней | |||||
|
| шем избегать ее, чтобы не добавлять | |||||
|
| себе умственной работы. Поэтому на | |||||
|
| внешне невинные и неопасные во | |||||
|
| просы причастный постарается отве | |||||
|
| тить искренне. | |||||
|
| Кроме того, такие переживания, | |||||
|
| вызванные содеянным, для него ак | |||||
|
| туальны. В данном психическом со | |||||
|
| стоянии в зависимости от особенно | |||||
|
| стей личности у него может возник | |||||
|
| нуть желание хоть как-то облегчить | |||||
|
| душу, снять напряжение («тенден | |||||
|
| ция к сообщению»), пусть даже при | |||||
|
| писывая эти переживания посторон | |||||
|
| нему лицу. | |||||
|
| В данном случае, если он решит | |||||
|
| ся на описание «возможных» пере | |||||
|
| живаний виновника события, он бу | |||||
|
| дет описывать свои собственные пе | |||||
|
| реживания. Кроме того, он опасается | |||||
|
| слишком явно отказываться отвечать либо умалчивать соображения по этому важному для него поводу, а к вымышленному изложению субъективного состояния незнакомого ему лица он просто не готов. Механизм формирования подобных показаний будет аналогичен механизму непричастного. | |||||
| 5. Имеется ли какая-нибудь причина, которая не позволяет исключить вас из числа подозреваемых?»
| Вопрос, выясняющий отношение лица к себе как к подозреваемому с позиций мнения других людей. Собственная оценка возможности подозрений в отношении него. | |||||
| Правдивость. Непричастные склонны к гневным протестам против подозрений в отношении ник, подробным и страстным ответам.
| Они знают, что не совершали преступления, а наличие подозрений связывают с какой-то следственной ошибкой или недоразумением. Кроме того, наличие подозрений ч совершении ими аморальных поступков может рассматриваться ими как оскорбление их человеческого достоинства. Поэтому часто наблюдается хорошо выраженная эмоциональная реакция протеста. Им незачем копаться и анализировать свои прежние показания, так как они знают, что не имеют отношения к | |||||
|
| преступлению. Реакция на вопрос
| |||||
|
| направлена вовне.
| |||||
|
| Подобная реакция обычно вызы
| |||||
|
| вается несогласием в интерпретации
| |||||
|
| каких-либо предполагаемых фактов
| |||||
|
| в качестве устанавливающих винов
| |||||
|
| ность опрашиваемого: ведь он в дей
| |||||
|
| ствительности не совершал ничего
| |||||
|
| незаконного, а лицо, ведущее с ним
| |||||
|
| беседу, по его мнению, ошибается в
| |||||
|
| оценке данных фактов. Кроме того,
| |||||
|
| ему не говорится, по каким причи
| |||||
|
| нам его заподозрили, а, наоборот,
| |||||
|
| спрашивают об этом. Отсюда и яр
| |||||
|
| кая эмоциональная окраска его оп
| |||||
|
| равданий, позволяющая, на его
| |||||
|
| взгляд, снять воображаемые причи
| |||||
|
| ны подозрений и убедить собесед
| |||||
|
| ника в своей непричастности к со
| |||||
|
| бытию.
| |||||
| Неискренность. Причастное
| У виновного лица происходят со
| |||||
| лицо отвечает неопределенно с
| всем иные психические процессы.
| |||||
| относительно слабой эмоцио
| Субъект вынужден немедленно ос
| |||||
| нальной реакцией.
| мысливать вопрос, анализировать
| |||||
|
| всю возникшую ситуацию, воспри
| |||||
|
| нимая ее ловушкой. Он пытается
| |||||
|
| понять, где он допустил ошибку, в
| |||||
|
| силу которой его заподозрили и
| |||||
|
| столь двусмысленно спросили - еще
| |||||
|
| при совершении незаконных дейст
| |||||
|
| вий или в последующих беседах с
| |||||
|
| опрашивающим, какими новыми до
| |||||
|
| водами в аспекте его виновности
| |||||
|
| стало располагать расследование.
| |||||
|
| Дезориентация и дезорганизация
| |||||
|
| сознания, вызванные данным вопро
| |||||
|
| сом, согласуются и с отмечаемой не
| |||||
|
| определенностью его объяснений, к
| |||||
|
| которым его побудили.
| |||||
|
| Отсутствие относительно быст
| |||||
|
| рой и яркой эмоциональной реакции
| |||||
|
| объясняется, прежде всего, тем, что
| |||||
|
| лицо начинает анализировать свои
| |||||
|
| прежние показания, чтобы отыскать
| |||||
|
| в них неточность, ставшую причи
| |||||
|
| ной возникновения подозрений, т.е.
| |||||
|
| реакция на вопрос направлена во
| |||||
|
| внутрь.
| |||||
|
| Кроме того, лицо не знает, каки
| |||||
|
| ми именно новыми фактами распо
| |||||
|
| лагает расследование и пытается это
| |||||
|
| уяснить. Это требует большого пси
| |||||
|
| хического и умственного напряже
| |||||
| •
|
| |||||
|
| ния, поэтому эмоциональная реак
| |||||
|
| ция либо отсутствует, либо слабая.
| |||||
|
| частный знает, что эти подозрения обоснованы, а симулировать эмоциональные реакции протеста опасается, боясь переиграть.
| |||||
| 6. «Имеется ли причина того, что вас видели (могли видеть) на месте преступления?» В этот вопрос можно вносить, в соответствии с обстоятельствами, такие изменения, как фотографии следов рук, автомобильных шин, оставленные предметы и др.
| Вопрос, имеющий сходство с предыдущим в плане понуждения причастного лица анализировать прежние показания, приводить объяснения тех или иных вероятностей, оправдываться. Его формулировка не только допускает, но и предполагает наличие у опрашивающего лица неопределенных, неясных его собеседнику сведений, могущих неожиданно опровергнуть ложное алиби опрашиваемого.
| |||||
| Правдивость. Непричастные лица отвечают отрицательно.
| Мотивация ответа совпадает с мотивацией предыдущих ответов, так как лицо не связывает свое нахождение в том или ином месте с преступлением. В восприятии непричастного такой вопрос оказывает избирательное воздействие, и поэтому, в силу связи между появлением на месте события и участием в событии, он отвечает отрицательно.
| |||||
| Неискренность. Причастное лицо будет вынуждено давать
| Оценка вопроса виновным лицом довольно затруднена, поскольку ему
| |||||
| какие-либо объяснения.
| не сообщают ни точного времени,
| |||||
|
| когда его видели либо могли видеть
| |||||
|
| на месте события, ни источника
| |||||
|
| этих, вероятно, имеющихся сведе
| |||||
|
| ний. При этом виновный понимает,
| |||||
|
| что его появление в данном месте и
| |||||
|
| в данное время, будет расценено как
| |||||
|
| обстоятельство, делающее его ви
| |||||
|
| новным. Отсюда и его попытки объ
| |||||
|
| яснить какую-то вероятность появ
| |||||
|
| ления его на этом месте иными при
| |||||
|
| чинами, возможные промахи и не
| |||||
|
| удачные ответы вместо категориче
| |||||
|
| ского «нет», обычного для невинов
| |||||
|
| ного лица.
| |||||
|
| Относительная неопределенность
| |||||
|
| вопроса (без указания времени, мес
| |||||
|
| та, сопутствующих обстоятельств),
| |||||
|
| дающая понять лицу, что расследо
| |||||
|
| вание располагает какими-то сведе
| |||||
|
| ниями, заставляет лицо либо после
| |||||
|
| довательно, либо лихорадочно (в за
| |||||
| какие-либо объяснения.
| не сообщают ни точного времени,
| |||||
|
| когда его видели либо могли видеть
| |||||
|
| на месте события, ни источника
| |||||
|
| этих, вероятно, имеющихся сведе
| |||||
|
| ний. При этом виновный понимает,
| |||||
|
| что его появление в данном месте и
| |||||
|
| в данное время, будет расценено как
| |||||
|
| обстоятельство, делающее его ви
| |||||
|
| новным. Отсюда и его попытки объ
| |||||
|
| яснить какую-то вероятность появ
| |||||
|
| ления его на этом месте иными при
| |||||
|
| чинами, возможные промахи и не
| |||||
|
| удачные ответы вместо категориче
| |||||
|
| ского «нет», обычного для невинов
| |||||
|
| ного лица.
| |||||
|
| Относительная неопределенность
| |||||
|
| вопроса (без указания времени, мес
| |||||
|
| та, сопутствующих обстоятельств),
| |||||
|
| дающая понять лицу, что расследо
| |||||
|
| вание располагает какими-то сведе
| |||||
|
| ниями, заставляет лицо либо после
| |||||
|
| довательно, либо лихорадочно (в за
| |||||
|
| висимости от степени психологиче
| |||||
|
| ской устойчивости) перебирать воз
| |||||
|
| можные варианты с необходимыми
| |||||
|
| пояснениями. Если имеются доказа
| |||||
|
| тельства, опровергающие ложь (сле
| |||||
|
| ды рук, транспорта, оставленные на
| |||||

| на этот вопрос при его обсуж | порядке возрастания умственного и |
| дении. Мне кажется, что эта | эмоционального напряжения (этого |
| тема вас очень беспокоит» | объективно требует ретроспектив |
| ный анализ и сопоставление преж | |
| них показаний) причастного, то рас | |
| тет и тревожность, что в совокупно | |
| сти приближает беседу к некоторому | |
| финалу. Кроме того, этот вопрос уже | |
| есть вполне определенный намек на | |
| связь проявляемого беспокойства | |
| лица с исследуемым событием. | |
| Вытекая логически из предыду | |
| щего вопроса, весьма близко связан | |
| ного по смыслу с личным участием в | |
| незаконных действиях, такое заяв | |
| ление значительно усиливает психи | |
| ческое напряжение как невиновного | |
| (попыткой истолковать его поведе | |
| ние причастностью), так и виновно | |
| го (неопределенностью возникшей | |
| ситуации, за которой, по его ожида | |
| ниям, может последовать разоблаче | |
| ние). | |
| Правдивость. Непричастный | Для него этот намек будет оскор |
| может Прервать Вас или рассер | бительным, так как он уже ранее |
| диться. | рассказал, все что знал о событии, |
| но Вы, тем не менее, не учли (или не | |
| ^ | поверили) его искренность. Поэтому |
|
| Если формулировка предыдущего | |||||||
|
| Вопроса давала возможность не | |||||||
|
| новному выразить свою позицию и | |||||||
|
| отношение ответом на него, то ваше мишумис июсшм па п-с! и^ ш оаш.^ | |||||||
|
| последующее замечание о его при- | |||||||
|
| Частности указывает на неубедительность иыоас! Шл псуисди | |||||||
|
| его предыдущего ответа и | |||||||
|
| поэтому вызовет лишь адекватную | |||||||
|
| эмоциональную реакцию о несостоятельности | |||||||
|
| И неуместности вашей | |||||||
|
| шей фразы. | |||||||
| Неискренность. Причастный
| Ведь на самом деле Вы действи | |||||||
| будет ждать окончания Ваших
| тельно констатируете его настоящее | |||||||
| вопросов для того, чтобы понять
| положение, поэтому он постарается | |||||||
| ход Ваших мыслей.
| узнать от Вас как можно больше с | |||||||
|
| тем, чтобы построить новую защиту | |||||||
|
| Для психологически слабого субъек | |||||||
|
| та это будет очередной и достаточно | |||||||
|
| сильный удар по уже выстроенному | |||||||
|
| Им сценарию ответов и аргумента ИМ ^-ЦСПСщкИу* и 1 ОС Шо лл в^^В, ^МГСг! 1 й- | |||||||
|
| ций, которые оказались нескхтов | |||||||
|
| тельными (раз Вы продопгааете по | |||||||
|
| дозревать его). Вполне: возможно сильное замешательство, если у него исчерпались объяснения тех или | |||||||
|
| иных фактов, свидетельствующих о
| |||||||
|
| его причастности.
| |||||||
|
| Виновное лицо не может быть
| |||||||
|
| столь же уверенным в естественно
| |||||||
|
| сти проявления своих поведенческих
| |||||||
|
| реакций; оно, прежде всего, раз
| |||||||
|
| мышляет о наличии доказательств
| |||||||
|
| виновности и ожидает развития ли
| |||||||
|
| нии Вашего поведения. В силу опас
| |||||||
|
| ности, которую таит его неосторож
| |||||||
|
| ное высказывание на Вашу фразу, у
| |||||||
|
| опрашиваемого может визуально
| |||||||
|
| отмечаться усиление психологиче
| |||||||
|
| ского напряжения.
| |||||||
| Я....ВЫ сделали это?»
| Логически связанная с предыду
| |||||||
|
| щим вопросом фраза. В этот момент
| |||||||
|
| Вы должны наблюдать очень внима-
| |||||||
| тельно. Следите за изменением ре
| ||||||||
| акции на вопрос. Помните, что этот
| ||||||||
| вопрос создает очень большое на
| ||||||||
| пряжение, при этом труднее всего
| ||||||||
| скрыть реакции, которые не выра-
| ||||||||
|
| жаются словами.
| |||||||
|
| Данный вопрос как продолжение
| |||||||
|
| предыдущей фразы должен прозву-
| |||||||
| чать органично связанным с общим
| ||||||||
| смыслом, но обязательно с интерва
| ||||||||
| лом от трех до пяти секунд между ними. В этот момент пристально смотрите в глаза опрашиваемому. В связи с общим повышением психического напряжения у субъекта наблюдается сильная эмоциональная реакция на вопрос.
| ||||||||
| Правдивость. Ожидайте искреннее и гневное отрицание от непричастного.
| У невиновного субъекта дополнительная вопросительная фраза еще больше усиливает отрицание своей вины, что может проявиться в крайней эмоциональной форме (насколько это позволяет воспитание и нравственные устои).
| |||||||
| Неискренность. Если опрашиваемый скажет: «да» и весело предложит дать ему возможность письменно изложить свое признание, то Вы должны здесь тактично остановиться.
| Именно этот последний вопрос вызывает кульминацию момента, при котором, в случае, если он обращен к виновному, труднее контролировать и скрывать несловесные реакции и нормализовать свое дальнейшее состояние. Субъект устал, загнан в угол и не в состоянии дальше с Вами бороться, ему нужно освободиться от этого гнетущего сильнейшего напряжения. Ваша цель достигнута. Если же этого не произойдет, то продолжайте дальше.
| |||||||
| 9. «Может быть вы поступаете
| Вопрос, показывающий причаст-
| |||||||
| и реагируете таким образом; потону, что вы сделали в прошлом что-нибудь аналогичное..... Расскажите об этом»
| ному путь, решение безвыходной ситуации и превращающий опрашивающего из крайнего противника в вероятного союзника. Ведь это возможность для причастного снизить внутреннее напряжение, получить относительное облегчение. Приведенный вопрос задается независимо от того, проявил ли субъект признаки беспокойства при ответах на предыдущие вопросы.
| |||||||
| Правдивость. Непричастное лицо не оценит Вашу «помощь» и 'будет настойчиво продолжать отрицание своей вины.
| Для него не существует проблемы поиска выхода из такого трудного положения, и ему Ваша помощь в этом не нужна. Возможно снижение эмоциональной напряженности на фоне утомления.
| |||||||
| Неискренность. Причастный опрашиваемый может попытаться оправдать эту бесспорную неудачу спасением своего доброго имени.
| Причастный, скорее всего, воспользуется представившейся возможностью отвести от себя подозрения в данном преступлении рассказом о якобы имевшем место проступке в прошлом. Причем явный вымысел будет содержать элементы исследуемого события. Причастный к событию субъект не в состоянии беспристрастно оценить искусственность или естест-
| |||||||
| венность своей реакции в силу вы
| ||||||||
| сокого эмоционального напряжения
| ||||||||
| и личного участия в содеянном.
| ||||||||
| Этим вопросом у него вызывается
| ||||||||
| так называемый «вторичный аф
| ||||||||
| фект».
| ||||||||
| Допущенная им «неудача» в виде
| ||||||||
| реакции поведения, на которой оп
| ||||||||
| рашивающий сделал столь явный
| ||||||||
| акцент, да еще связал с осуществле
| ||||||||
| нием подобных действий в про
| ||||||||
| шлом, побуждает виновного «вы
| ||||||||
| равнивать» линию поведения, как—
| ||||||||
| то мотивировать промах, оправдать
| ||||||||
| ся, начиная от всяческого отрицания
| ||||||||
| своего участия в данном событии и
| ||||||||
| кончая признанием того, что в про
| ||||||||
| шлом (и исключительно в прошлом)
Сейчас читают про:
| ||||||||






