| ЛИНИЯ ПОВЕДЕНИЯ | КОММЕНТАРИИ |
| 1. На данном этапе не спра | Здесь следует избегать всякого |
| шивают субъекта, почему он | осуждения в содеянном и не торо |
| совершил преступление (другие | питься с получением быстрого при |
| действия), не обвиняют его в | знания вины. Как это видно из за |
| содеянном. | мысла беседы-опроса, задача изо |
| бличения посредством предъявления | |
| доказательств вины либо убеждения | |
| в их наличии, вообще не ставится. В | |
| беседе используется совсем иной | |
| механизм воздействия на субъекта с | |
| целью признания им своей вины. | |
| Изобличение приведением дока | |
| зательств, осуждение и обвинитель | |
| ная атмосфера беседы с заподозрен | |
| ным, даже простое предложение | |
| признаться и рассказать о содеянном | |
| - все это воспринимается субъектом | |
| как прямая угроза благополучному | |
| существованию. Стыд, боязнь поте | |
| рять хорошее мнение окружающих о | |
| себе, подвергнуться их резкому осу | |
| • | ждению и страх наказания, вызыва |
| ют твердую решимость в отрицании | |
| вины, причастности к содеянному, | |
| приводят к запирательству. Поэто | |
| му, делать акцент в беседе на воз | |
| можность изобличения лица и неот- |

| совершенному проступку. Оно | стиками самого субъекта («Оскорб
| |
| представляет собой «опору», | ляя лошадь. Вы оскорбляете всадни
| |
| помогающую виновному посте | ка», - ответил бы д'Артаньян). Но
| |
| пенно переходить к признанию | каждый человек считает себя вполне
| |
| своей вины, не ставя при этом | добропорядочным членом общества,
| |
| под удар свое «Я», «свое лицо». | а совершение того или иного про
| |
| ступка связывает с какими-то объек
| ||
| тивно-субъективными (внешними по
| ||
| отношению к нему и не всегда зави
| ||
| сящими от его свободной воли) фак
| ||
| торами, о которых окружающие не
| ||
| подозревают и поэтому связывают
| ||
| характер поступка с личностными
| ||
| характеристиками того, кто его со
| ||
| вершил. Следовательно, признать
| ||
| вину в совершении проступка, зна
| ||
| чит также признать, что он безнрав
| ||
| ственный, общественно опасный,
| ||
| аморальный тип, т.е., как говорят в
| ||
| Японии, «потерять свое лицо» в гла
| ||
| зах окружающих. В ряде случаев та
| ||
| кая вероятность для человека более
| ||
| значима, чем страх перед наказани
| ||
| ем.
| ||
| Поэтому, Ваша задача состоит в
| ||
| том, чтобы сместить точку зрения
| ||
| лица на общественную оценку его
| ||
| поступка с общепринятой в иную
| ||
| плоскость, где его поступок будет
| ||
| р | рассматриваться им и Вами (как
| |
| п представителем общества) как вы
| ||
| званный не зависящими от лица
| ||
| причинами, и значит, имеющий го
| ||
| раздо меньшую общественную
| ||
| опасность и общественное порица-
| ||
| Ние.
| ||
| Приемы такого рода воздействия
| ||
| могут быть самыми разнообразными
| ||
| А зависимости от личности конкретного
| ||
| субъекта, характера и содержа-
| ||
| Ния совершенного деяния, наличия
| ||
| или отсутствия доказательств, а их
| ||
| Использование предполагает конст к1^11иЛЬ~)иВаг1ИС 1ДиСД1ШЛа1 аС 1 1\ип^1
| ||
| руирование специально подобран
| ||
| ных тем.
| ||
| Формирование тех или иных тем
| ||
| Должно происходить на основе ана
| ||
| лиза двух предыдущих бесед, Ваше-
| ||
| Го знания о личности субъекта. Кро
| ||
| ме того, сам опрашиваемый (в ходе
| ||
| ответов на последние два вопроса
| ||
| первой беседы-опроса) может не
| ||
| произвольно подсказать Вам свое
| ||
| видение «оправдывающей» его мо
| ||
| тивации. В качестве таковой могут
| ||
| выступать стечения различных
| ||
| субъективных и объективных об
| ||
| стоятельств, которые как бы отодви
| ||
| гают на второй план его свободное
| ||
| волеизъявление, личностные качест
| ||
| ва, социальная направленность.
| ||
| Осмысленные субъектом предло
| ||
| женные обстоятельства должны
| ||
| стать «опорой», способствующей
| ||
| постепенному переходу к призна
| ||
| нию. Линия поведения опрашиваю
| ||
| щего, характер его вопросов и заяв
| ||
| лений, входящих в схему предыду
| ||
| щих бесед и, несомненно, вызы
| ||
| вающих существенный психологи
| ||
| ческий резонанс, с одной стороны,
| ||
| могут создавать в глазах опраши
| ||
| ваемого преувеличенное представ
| ||
| ление о наличии против него доказа
| ||
| тельств, их объеме, весе, значении и
| ||
| высокой вероятности их предъявле
| ||
| ния в любой момент беседы. С дру
| ||
| гой стороны, опрашивающий сам
| ||
| предлагает собеседнику темы, «под
| ||
| сказывающие» путь «морального
| ||
| оправдания» в содеянном, на кото
| ||
| рое, находясь не в столь крайних об
| ||
| стоятельствах, тот бы не решился.
| ||
| решении его проблемы так, чтобы он
| ||
| увидел в Вас сторонника.
| ||
|
| Разумеется, при этом не идет речь | |
| о полном оправдании и допустимо
| ||
| сти самого проступка или обмане в
| ||
| том, что ответственность за него не
| ||
| предусмотрена либо может быть ис-
| ||
|
| ключена. | |
| 3. Конструирование указан
| Путь, идя по которому субъект | |
| ных тем, предлагаемых винов
| получает моральное оправдание в | |
| ному, основано на предположе
| проступке и видит для себя спаси | |
| нии, что заподозренный, воз
| тельную возможность сохранить | |
| можно, примет на себя некото
| «свое лицо», - это, прежде всего, | |
| рую ответственность за содеян
| значительное самооправдание и пре | |
| ное, если увидит, что опраши
| уменьшение общественной опасно | |
| вающий сможет помочь освобо
| сти проступка в его собственных | |
| диться ему от всей ответствен
| глазах. Такое самооправдание долж | |
| ности и вины за это.
| но быть достаточным для того, что | |
| Конструкция (содержание)
| бы заподозренный был готов, опира | |
| предлагаемых лицу «тем» по
| ясь на предложенные ему варианты, | |
| «моральному оправданию» соде- принять на себя некоторую (но уже
| ||
| янного должна предполагать не всю) долю ответственности за со-
| ||
| (давать) возможность обви- деянное, с учетом сформулирован-
| ||
| нить в этом кого-нибудь или ных Вами смягчающих вину обстоя-
| ||
| что-нибудь еще кроме се- | тельств. | |
| бя(внешние обстоятельства) ли | При этом субъект должен быть | |
| бо изложить свое минимальное | уверен, что предлагаемый ему путь | |
| участие в совершенном, хотя | морального оправдания, создающий | |
| бы в его собственном сознании. | в его сознании основу для принятия | |
| решения о частичном признании, | ||
| действительно окажется единствен | ||
| но возможным в данной ситуации | ||
| выходом для освобождения от всей | ||
| меры ответственности и тяжести ви | ||
| ны за проступок. Он должен видеть, | ||
| что опрашивающий и сам рассмат | ||
| ривает обсуждаемый выход из соз | ||
| давшегося положения в плане сня | ||
| тия части вины с заподозренного и | ||
| недопущения наступления всей от | ||
| ветственности. | ||
| Механизм морального оправда | ||
| ния субъекта в собственных глазах | ||
| состоит в предоставляемой ему воз | ||
| можности переложить часть вины и | ||
| ответственности на конкретные, | ||
| предлагаемые ему обстоятельства - | ||
| тяжелое материальное положение, | ||
| неблагоприятные условия жизни, | ||
| совершение проступка (преступле | ||
| ния) впервые, отказ от имевшихся | ||
| возможностей совершить другие, | ||
| 124
| ||
| более опасные действия, незаконные либо провоцирующие действия потерпевшего или окружающих лиц, отсутствие прямого умысла на совершение проступка (преступления) или непреступная цель содеянного, неожиданное стечение обстоятельств, ставших причиной события и т.д. |
| Р — рациональное объясне | Социально приемлемая мотива |
| ние | ция поступка - это наименее осуж |
| Дайте ему социально прием | даемая обществом совокупность мо |
| лемую мотивацию совершенного | тивов, приводящих ж сояершеншо |
| поступка. | проступка или преступления,, кото |
| Для этого следует проделать | рые, как таковые, Екз.-п.пшнстаом |
| мыслительную работу за запо | членов этого общества осуддавэтся. |
| дозренного, который получит | Известно, что в осапие одного н |
| возможность думать, что он спа | того же деяния могут пежагп. раз |
| сает свое лицо. | личные мотивы, в т.ч.:и те, которые |
| 125
| |
| усугубляют вину субъекта и усили | ||
| вают степень его ответственности, | ||
| или, наоборот, смягчают вину субъ | ||
| екта вплоть до выражения ему со | ||
| \ | чувствия (вспомните незабываемую | |
| фразу в суде: «Свободу Юрию Де- | ||
| точкину» из известного фильма «Бе | ||
| регись автомобиля») и даже способ | ||
| ствуют смягчению наказания, вклю | ||
| чая освобождение от него. Правиль | ||
| ное изменение или уточнение моти | ||
| вации субъекта (которая социально | ||
| неприемлема и осуждаема) на про | ||
| тивоположную либо иную приемле | ||
| мую означают для лица снятие с не | ||
| го части вины и, соответственно, | ||
| меры осуждения окружающих и от | ||
| ветственности. | ||
| Поскольку заподозренный, скры | ||
| вая свою причастность к событию, | ||
| умалчивает и о мотивационной сто | ||
| роне своих действий, а субъектив | ||
| ные причины последних пока не вы | ||
| яснены, опрашивающий должен сам | ||
| предложить возможные варианты | ||
| социально приемлемой мотивации, | ||
| которая позволит ему по-новому пе | ||
| реоценить совершенный проступок, | ||
| 126
| ||
| возможную будущую ответствен | |
| ность за него и степень осуждения | |
| окружающих. Вот почему замена | |
| или трансформация мотивации в | |
| сознании виновного, окружающих и | |
| лица, ведущего расследование, в ря | |
| де случаев влекут совсем иную, по | |
| сравнении с исходной, нравственно- | |
| правовую оценку содеянного, аеже- | |
| ли это могло показаться им на пер | |
| вый взгляд. В связи с этим, опраши | |
| вающий должен помочь ему сфор | |
| мулировать (в более мягкой форме) | |
| оправдывающую мотивация) север-, | |
| шенных действий. | |
| Рассматривая предлагаемые ему | |
| варианты социально приемлемой | |
| мотивации, субъект должен прийти | |
| к выводу, что иного выбора (за ис | |
| ключением случая, когда лицо счи | |
| тает, что оно полностью недосягае | |
| мо для расследования), как принять | |
| один из них в данной ситуации:, для | |
| него нет. | |
| П — программа | Используя формулирожн оаци- |
| Предложите заподозренному | ально приемлемой мотивации,, помо |
| программу (систему аргументов) | гите субъекту спасти свое лнщо, |
| для самооправдания поступка, | предложив программу самооправд?.- |
| 1.27
| |
|
|
|
| |
| который он совершил, будучи | иия поступка, который он совершил | ||
| вынужденным сделать это. | (жертва, экономическая система, не | ||
| благоприятное стечение обстоя | |||
| тельств и т.п.). Выделите и подчерк | |||
| ните в этой программе субъективные | |||
| (внутренние) и объективные (внеш | |||
| ние) факторы, которые привели его к | |||
| совершению проступка (преступле | |||
| ния). Излагайте свою программу та | |||
| ким образом, чтобы субъект само | |||
| стоятельно пришел к заключению, | |||
| что его действия на самом деле были | |||
| вынужденными или неизбежными. | |||
| Вы можете также продолжить в | |||
| будущее эту программу для опраши | |||
| ваемого с тем, чтобы он смог уви | |||
| деть, оценить и сравнить предлагае | |||
| мый Вами вариант развития событий | |||
| с тем, который его ожидает в случае | |||
| полного отрицания. Заметьте при | |||
| этом, что так им будет преодолен и | |||
| этот трудный и неприятный для него | |||
| период жизни; что сделанное оста | |||
| лось в прошлом и не должно повли | |||
| ять на его лучшее будущее. | |||
| И - преуменьшение | Преуменьшение - т.е. создание | ||
| Помогите ему преуменьшить | для подозреваемого условий, когда | ||
| действительный факт его уча- | он смог бы мысленно преуменьшить | ||
| 128
| |||
| с | стия в событии или тяжелые по- з | значение факта своего участия (либо |
| с следствия совершенного престу- д | действительной роли), опасности | |
| пл пления. Например: «Вы могли д | действий и тяжести последствий со | |
| бы взять все деньги, но взяли | вершенного проступка (преступле | |
| только нужное вам количество». | ния). | |
| Смягчите используемые опреде | Предлагая субъекту темы само | |
| ления вещей, обстоятельств, | оправдания, следует добиваться, | |
| действий, давая при этом запо | чтобы они были восприняты через | |
| дозренному возможность самому | призму более мягких оценок соде | |
| постепенно осознать это. В не | янного. | |
| которых случаях преувеличение | Так, преуменьшение факта уча | |
| его роли в событии, вызванных | стия (ограничение роли) и опасности | |
| им последствий, может, наобо | осуществленных действий может | |
| рот, льстить виновному и также | быть выражено в:, | |
| принести положительный ре | 1) замене формулировок и оце | |
| зультат. | нок, характеризующих противо | |
| правные действия на более мягкие | ||
| (украл - взял, убил - выстрелил и | ||
| т.п.). | ||
| 1/Яропр!^ УЯОЯУП*ТУЭ П^* й^Т В Ы'Й1 ГПОГТНД 1\.а^€Ш^Ь Лар(лК1Срс1 ДС п^> И. с<п ги Л11)1.Ц<а | | ||
| тяжести последствий происшедшего | ||
| события, имущественного, физиче | ||
| ского или морального вреда, схедует | ||
| КПЙ^ГЯТ!- 12СЛГ*1^Я'?1-Т1Э!11С1ии П^'Г^ГО |ГЦГт1Н| 1'1-эис1и1ь оы^Ки-эЫоиппп псии^д ушрта | ||
| шиваемым чрезмерно стропта. и ве- | ||
| приятных для него оценок и выра | ||
| жений, игнорируя, смягчая либо | ||
| нейтрализуя их негатнви»г звучание: | ||
| Ш
| ||
|
|
| |
| и скрытый смысл. Виновному и так | ||
| известны отрицательные результаты | ||
| содеянного, но ему важно то, как к | ||
| ним отнесетесь Вы и окружающие, | ||
| как именно эти оценки могут ска | ||
| заться на дальнейшем ухудшении | ||
| его положения, «потере лица»; "" | ||
| , | 2) оперировании в ходе беседы | |
| более узким объемом выполненных | ||
| действий по причинению вреда либо | ||
| второстепенными действиями, либо | ||
| только теми, которые первоначально | ||
| входили в общий замысел субъекта. | ||
| Всегда существует некоторое ко | ||
| личество сопутствующих событию | ||
| обстоятельств, которые и объектив | ||
| но, и в сознании лица, вызвавшего | ||
| своими действиями негативные по | ||
| следствия, могут указывать на суще | ||
| ственное преуменьшение вины | ||
| субъекта, снижение ответственности | ||
| за причиненный вред, меньшую сте | ||
| пень порицания или на определение | ||
| более мягкого наказания. Поэтому | ||
| субъекту следует помочь постепенно | ||
| осмыслить такую возможность, что | ||
| бы в собственном сознании он стал | ||
| полагать, что заслуживает (или мо- | ||
| 130
| ||
| 1——————————————————Гж | жег заслуживать) меньшую ответст | |
| венность за все отрицательные по | ||
| следствия, по сравнению с той, ко | ||
| торую предполагал до беседы; | ||
| 3) предоставлении субъекту воз | ||
| можности^ ограниченного описания | ||
| или умолчания обо всех своих дей | ||
| ствиях за счет вероятности их ис | ||
| полнения соучастниками, посто | ||
| ронними лицами либо невозможно | ||
| сти проверки его объяснений. Здесь | ||
| речь идет об объективной стороне | ||
| деяния, к которой относятся: обета- | ||
| игыи^я слД^ттио ттп^/^туттприж Гтс^/"*— пивка ^ииыхкш 1диу^1т11лсп|хм ^иуи^ | ||
| ступка), характер действий субъекта | ||
| и вызванные ими после дстьня. По | ||
| скольку трактовать весь состав со | ||
| бытия всегда можно через ослабле | ||
| ние или, наоборот, усиление вины и | ||
| ответственности, то для соответст | ||
| вующей интерпретации (т.е. пре | ||
| , | уменьшения) берется тгэнс об огра | |
| ничении роли исполнителя и ослаб- | ||
| ПР*НЫИ ТОЧГДРТН НЯ^ТЛ/ПЫЙПП Н"1Й П1Л|Г'ПР'1П"~ ЛСПНН 1 МЛ^С^ I» ПиУ" 1^л1П ЕлЕИЛКЧ. 111)А-.*.1С",щ, | ||
| ствий в представлении самгсо субъ | ||
| екта; | ||
| 4) указании на спонтанность, им | ||
| пульсивность или непреднаадерки- | ||
| 131
| ||
|
|
| |
| ность совершенных действий под | ||
| воздействием внезапно возникшей | ||
| ситуации либо вмешательства по | ||
| сторонних в качестве обстоятельст | ||
| ва, преуменьшающего вину; | ||
| 5) ссылках на некоторые специ | ||
| фические особенности (характер) | ||
| предмета посягательства, которые | ||
| могут выступать в качестве основа | ||
| ния для смягчения ответственности. | ||
| В отношении тяжести последст | ||
| вий проступка (преступления) сле | ||
| дует избегать жестких, однозначных | ||
| и эмоционально насыщенных оце | ||
| нок, делая упор на преуменьшении | ||
| их значения в Ваших глазах (ведь | ||
| Вы являетесь для него выразителем | ||
| общественного мнения, и на Вас | ||
| субъект будет ориентироваться в | ||
| своем стремлении «сохранить свое | ||
| лицо»). Кроме того, Вам следует | ||
| найти и указать опрашиваемому на | ||
| • | те вероятно существующие обстоя | |
| тельства, которые для Вас (и естест | ||
| венно для него) имеют оправдатель | ||
| ное значение: | ||
| 1) при совершении проступка | ||
| субъект причинил наименьший | ||
| 132
| ||
| ги, а взял столько, сколько ему было
| |
| и\гяеиг\\* нужное,
| |
| е- • | |
| 2) субъект пренебрег возможно- | |
| стью скрыть следы преступления и
| |
| своего участия в нем, воздержав
| |
| шись тем самым от причинения еще
| |
| большего вреда;
| |
| 3) ряд возникших при соаерпю- | |
| нии проступка последствии про
| |
| изошли случайно, были вызваны
| |
| вынужденными действиями помимо
| |
| желания субъекта либо носили по
| |
| отношению к его цепи побочный
| |
| характер (например, автомобиль
| |
| йьтп \/гияи вштгтл/ и р^гвр^^гутт! ит>г"1~м' иыл у1 пап аопду п с-и^глудя.гешт-1 и | |
| скрыться от преследования); | |
| 4) имелось намерение субъекта | |
| при совершении проступка возмес | |
| тить ущерб в будущем либо он до | |
| пускал это (например, вернуть, дгазь- | |
| ги в кассу); | |
| 5) имеется возможайсгь н жела | |
| ние субъекта загладить арнчмнеи- | |
| ный вред немедленно'; | |
| Дайте возможность зал еда трен- | |
| •№
| |
|
| |||
| ' | ному осознать постепенно. | указанные | факторы |
|
| |||
|
|
| |
| ЛИНИЯ ПОВЕДЕНИЯ | КОММЕНТАРИИ | |
| 1. Предложите положитель | Сделанное Вами заявление включа | |
| ные в отрицательные альтер | ет скрытый подтекст, подразумеваю | |
| нативы, которые предполага | щий очевидность доказанности прича | |
| ют наличие вины. | стности субъекта к событию. Как бы | |
| Пример: «Существуют два | считая это установленным, Вы предла | |
| типа людей, которые берут день | гаете ему явно выигрышную альтерна | |
| ги из небольших денежных фон | тиву - вариант оправдательной моти | |
| дов. Есть обычный жулик, во | вации («второй тип людей») и соответ | |
| ришка..., но я не думаю, (обра | ствующее смягчающее обстоятельство | |
| щение), что вы человек этого ти | (намерение вернуть деньги). | |
| па. Есть также люди второго ти | При этом Вы выясняете оправда | |
| па, которым нужно занять не | тельную мотивацию содеянного. На | |
| много денег в связи с их тяже | возможность подтвердить наличие это | |
| лым финансовым положением, и | го смягчающего обстоятельства и де | |
| которые всегда намереваются | лается расчет. Ведь обсуждать тему | |
| возвратить эту небольшую сум | доказанности своей вины субъект ме | |
| му денег обратно. Как мне ка | нее всего расположен. | |
| жется, вы никогда не собирались | Данный вопрос представляет собой | |
| оставить у себя эти деньги на- | хорошо известную профессионалам | |
| 134
| ||
| в | всегда, не так ли, (обращение)?» с | сыска «вилку», включающую и наибо |
| Л лее выгодный для опрашиваемого от | ||
| вет. Подобные вопросы являются раз | ||
| новидностью «вопросов-ловушек», | ||
| рассчитанных на «сужение сознания», | ||
| т ^ ^т^\ и^/*т1с\{*€\Киги*т^. (^гтпявнтТв/^в ^ 1 «с. vi и псудшуиимиу 1 ь ^ииолп ик^х ^ | ||
| итири^тттмчсо лЙт^млм им/т^ппияньги 11Д1С(\Л-1^Л1М^Х ^ТиОСМ^М НгШЛи^М.иЦ^П'!] | ||
| влекущую непроизвольную проговор- | ||
| ку. Однако, если вопрос-ловушка ста | ||
| вит лицо в положение проигравшего, | ||
| из которого трудно выйти (оправдать | ||
| ся, объяснить промах и т.п.), то Ваш | ||
| вопрос ясно указывает пицу выход из | ||
| затруднительной ситуации. | ||
| Основное отличие Вашего вопроса | ||
| от вопросов-ловушек состоит б том, | ||
| что субъекту существенно сужают | ||
| диапазон возможных ответов рамкамг | ||
| того ярпругя т^я^'г'\/ту птрчцмй и'плу^пий 1Ш и а^ПСЛ1и иа^^.^-^Я^СППП,, (ШШрЫП | ||
| для Вас желателен (нсэддя таз задач | ||
| программы). Естественно, чю он соз | ||
| нательно выбирает нимба лее выиг | ||
| рышный в его положениж вариант н | ||
| трм рямт^тм ияхптпярт мт.тгг^пп-пт. в налит- 1СИ ^ОМо1М (ЮЧИПйС-1. Мли.^ЛМ 1..б| С! П-Ч.пД, | ||
| ном Вам направлении. Следует учесть, | ||
| . | что предлагаемая альтернатива..капжна | |
| Д1Л*п» гттю мрту^ 'эншппв-гг^и трп гггмя^иптм^ьдтуЗг иЫ1о ДЛЯ г1С1и -ДПат.ПМ.ит!.11.11 ИЩЛ.С^иСигС^М^иЕ.. | ||
| Предлагаемая суб'ъе юту бозмо ж - | ||
| 135
| ||
|
|
| |
| ность выбора путей самооправдания | ||
| может быть облечена в любой вопрос | ||
| с той или иной альтернативой, включая | ||
| любые детали события, которые до | ||
| пускают многозначное толкование, в | ||
| т.ч. и прямо противоположное. | ||
| 2. Сделайте заявление (либо | Заявления и вопросы подобного ро | |
| вопрос), которое подразумева | да весьма точно соответствуют психи | |
| ет наличие вины человека и | ческому состоянию субъекта, вызывая | |
| желание признать эту вину. | у него заметные поведенческие и пси | |
| Произнесите это в положи | хофизиологические реакции, о кото | |
| тельной (утвердительной) | рых говорилось выше. | |
| форме и попросите подтвер | Сложность формулировки данного | |
| дить Ваши слова. | вопроса состоит в том, что он должен | |
| Примеры: «Все это как бы | одновременно: | |
| вышло из-под вашего контроля, | • во-первых, предполагать нали | |
| не так ли?»; «Вы никогда не со | чие вины субъекта; | |
| бирались оказаться в таком не | • во-вторых, включать побужде | |
| приятном положении, не так | ние и возможность признать вину; | |
| ли?»; «Вы в действительности | • в-третьих, требовать подтвер | |
| никогда не думали, что станете | ждения причастности к событию, ко | |
| хулиганом, не так ли?» | торая еще не установлена. | |
| Субъекту вновь, как и в предыду | ||
| щем случае, предлагается вопрос- | ||
| вилка. При этом новое обращение к | ||
| • | нему в еще большей степени должно | |
| укреплять представление субъекта о | ||
| значении и убедительности имеющих- | ||
| 136
| ||
| ся против него доказательств. Оно ло
| |
| гически связано с предыдущим чаявле-
| |
| нием. | |
| Здесь важно получение подобного | |
| признания, т.е. сведений о фактах,
| |
| опосредованно связанных с соверше
| |
| нием скрываемых действий виновного,
| |
| Побуждение к признанию вины | |
| должно давать достаточные основания
| |
| и способствовать возникновению же
| |
| лания признаться в содеянном. Доста
| |
| точным моральным оправданием, а зя
| |
| тем опорой для последующего призна
| |
| ния в приведенном примере, может по
| |
| служить то, что субъект не отдавал от-
| |
| чета в своих действиях, никогда ае ду | |
| мал, что данный постутиг может по | |
| ставить его в такое положение, не | |
| предполагал, что способен на такое | |
| либо никогда ранее не -замышлял ниче | |
| го подобного. | |
| «Оправдывающие» су'6'т.екти. глаго | |
| лы, которые наиболее преяпачтнтеяь- | |
| ны: «не хотел», «не планировал).», «не | |
| предполагал», «не допускали:" н т.п. | |
| могут относиться как «с наиболее опас | |
| ным действиям виновнигс?, так н к атй- | |
| ростепенным. Желание прнзналь свою | |
| 1 Т" 1! и
| |
|
|
| ||
| вину должно формироваться у субъек | |||
| та включением в вопрос предположе | |||
| ний о наличии смягчающих обстоя | |||
| тельств, касающихся, например, от | |||
| дельных «единиц» поведения (дейст | |||
| вий, операций) лица при совершения | |||
| проступка, причинении малого вреда | |||
| или вреда по неосторожности, опреде | |||
| ленной (некриминальной) направлен | |||
| ности умысла и т.д. | |||
| Полу
Сейчас читают про:
| |||






