Особенность философии как мировоззрения

 

Термин «философия» в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости». Но дословный перевод мало что скажет, если мы не разберёмся в сущности названных слов и в том, что в них хотели вложить.

Философия, в отличие от религии, которая уделяла значительное внимание человеческим надеждам, тревогам и вере, выводит на первое место попытку осознать мир и место человека в этом мире, прежде всего, с позиций разума. В этом смысле и нужно понимать слово «мудрость» как разумное отношение к человеческому существованию и миру в целом. Но при этом философия и не наука, потому что, используя знание, она оценивает этическую и эстетическую сторону этого знания. Философия является теоретической и методологической основой любой науки, обладая исходным абстрактным знанием об основах мироздания, человека и общества. Она даёт возможность определить, как познать мир, человека и общество. Философия – это форма общественного сознания, дающая возможность осознать основные законы развития мира, человека, мышления и общества. Она даёт мировоззренческие ориентации, помогает осознать смысл жизни и цели человеческой активности, углубляя историческую память человечества, накапливая духовный опыт людей. Поэтому философию можно определить как систематизированное мировоззрение.

Неосознанное отношение человека к окружающему миру называется мироощущением. То есть, человек живёт, не задумываясь о причинах происходящих явлений, не извлекает уроков из происходящего, не понимая, к чему приведут его действия. Более сложным понятием является мировосприятие. В этом случае человек уже может составить более-менее цельную картину происходящего вокруг него, оценивая её с обыденной точки зрения. Мировоззрение осмысливает на высшем уровне весь уклад человеческой жизни, систему ценностей и основу существования мира. Это познание сущности, самого главного, основного в мире и человеческой жизни.

Философия исследует вечные вопросы устройства мира и человеческого общественного бытия. Можно подумать, что эти вопросы могут быть объяснены раз и навсегда, и потом людям остаётся руководствоваться этими открытыми всеобщими положениями. Но это не так. Философские истины существуют, и их можно познать, но они не носят абсолютного характера и до конца не могут быть познаны. Всякое познание относительно. Круг познанного, горизонт познания постоянно расширяется. При этом возникает значительно больше вопросов, чем было до какого-либо открытия. Философское познание постоянно расширяется, и, соответственно, возникает больше возможности постановки новых философских проблем. Учитывая то, что окончательную сущность мира познать, не удалось, и, скорее всего, не удастся, нельзя судить о конечной причине всех явлений в мире. Но что же тогда изучает философия? Зачем и как это происходит?

Научные знания, в отличие от мифологии и религии основываются только на достоверных, доказанных фактах. Основное внимание науки направлено на земную жизнь людей. Наука призвана облегчить существование человека, создать условия для роста процесса производства, охраны здоровья человека и обеспечения его безопасности. Первичные научные знания человечества были весьма несовершенны и неразвиты. Теоретическое обоснование фактов действительности и формирование абстрактных понятий происходило на довольно примитивном, часто ошибочном уровне. Но все это заложило развитие человеческого знания далее, в процессе движения истории.

Та часть человеческого знания, которая, используя абстрактные понятия, позволяет судить об основе существования, и развития мира и человека получила название философии. Таким образом, возникновение философии было подготовлено всем предшествующим ходом человеческой истории. Духовными предпосылками возникновения философии послужили первоначальные мифологические, религиозные, этические, эстетические и научные идеи. Материальной предпосылкой стал научно – технический прогресс: совершенствование орудий труда и производство избыточного продукта, за счет чего стало возможным выделение умственного труда, его отделение от физического. Все это дало возможность на высшем теоретическом уровне осмыслить окружающий человека мир, самого человека и его место в этом мире, то есть сформировать мировоззрение как совокупность, оценок, принципов, определяющих самое общее понимание мира, человека и его сознания.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: