Древнеиндийская философия

 

Во II тысячелетии до н.э. на территории Северной Индии появляются индоарийские племена. Они обладали довольно высоким уровнем материальной культуры, что способствовало быстрому и успешному их утверждению в долине Ганга. Поэтому индоарийские религиозно-мировоззренческие идеи на долгие тысячелетия определили особенности индийской культуры и философии.

Древнеарийская культура уделяла большое внимание религиозной символике и мифологии, культам и жертвоприношениям. Ведущую роль в обществе играли жрецы (брахманы). Они выступали толкователями священных текстов – самхит или вед, которые представляли собой сборники гимнов в честь богов. Эти толкования или комментарии были оформлены в виде религиозно-философских трактатов – брахманов, араньяков и упанишад. Все ведические тексты считались священным откровением, и только брахманы могли быть истинными знатоками и толкователями ведической мудрости. В этом проявилась особенность социального строения древней Индии. Брахманы и управленческая верхушка (кшатрии) составляли привилегированную часть общества в противоположность третьему, основному социальному слою общинников - производителей (вайшьи) и самому низшему слою неимущих и неполноправных (шудр). Таким образом, раннефилософская система брахманизма вытекала из общественного устройства древнеиндийского общества.

Брахманы вели активные религиозные исследования вед, на основе которых возникали сложные философские построения. Это особенно проявилось в упанишадах («сидеть около ног учителя»), где обсуждались проблемы бытия и небытия, жизни и смерти, первопричины мира. Но авторитет брахманов постепенно ослабевал. Появлялись новые религиозно-философские направления.

Первыми поставили под сомнение авторитет брахманов аскеты-проповедники (шраманы). Они доходили даже до отрицания святости вед, чем расшатывали устоявшуюся социальную структуру древней Индии. Но шраманы существенно расходились между собой в понимании религиозно-философского идеала. Одни из них проповедовали аскетический образ жизни, другие видели его в покорности судьбе – фатализме, а третьи настойчиво искали пути спасения. К сторонникам поисков путей спасения относятся буддисты, последователи учения Будды.

«Будда» (просветлённый) – более позднее название человека по имени Сиддхартха, происходившего из царского рода Гаутамы племени шакья. В возрасте 29 лет он ушел из родительского дома, чтобы найти путь избавления от страданий для себя и всего человечества. Около семи лет он пробыл странствующим проповедником под прозвищем Шакьямуни, после чего нашел истинный путь к спасению и стал называться Буддой.

Учение Будды появилось в VI веке до н.э. и первоначально было очень простым. Его суть состояла в том, что человеческие желания при неудовлетворённости порождают страдания. Для того чтобы избавиться от страданий, надо ничего не желать. Смерть, также как и в ведических представлениях, ведёт к новым воплощениям, а значит к новым страданиям. Поэтому каждый человек должен стремиться к тому, чтобы после смерти не возродиться в другом существе. Идеал буддизма – нирвана. Это одновременно и существование, и несуществование. Попасть в нирвану – это значит прервать цепь перерождений вечно двигающегося мира (сансары) и обрести вечный покой.

По учению о карме, согласно древнеиндийским представлениям, причиной возрождения человека в другом существе после смерти, являются поступки человека. Буддизм учит, что поступки человека являются следствием его желаний. Для того чтобы достичь нирваны, нужно отказаться от желаний, от мира и от всех привязанностей в жизни. Отсюда вытекает относительность, и даже отрицание реальности всего существующего. В буддизме нет ответа на вопрос: «Как устроен мир?» Буддийская логика использует только понятие «дхарма». Дхарма – это элемент закономерных причинно-следственных связей мира. Дхармы, сталкиваясь, образуют сканды, которые, собираясь вместе, образуют душу человека. Если человек ведет праведную жизнь, избегая желаний, а значит и страдания, то сканды тесно привязаны друг к другу, и у человека появляется шанс попасть в нирвану. Если праведного существования не получается, то душа разваливается на составные части и теряет индивидуальность.

Такая установка логики поведения устраивала кшатриев, потому что отрицала необходимость брахманов и их культа. Кшатрии использовали буддизм в своей борьбе за власть против жреческой верхушки общества и впоследствии поддерживали распространение буддизма за его пассивную социальную позицию.

В дальнейшем, буддизм, как вероучение чрезвычайно усложняется. С одной стороны, в монашеских общинах шло углубленное изучение и развитие буддизма, а с другой – приспособление учения к местным традициям и верованиям народов разных стран. В I веке н.э. буддизм распался на два направления: хинаяну и махаяну. Сторонники хинаяны строго соблюдали заповеди Будды, даже в усиленном варианте. Идеалом для них была монашеская община, избиравшая «узкий путь» спасения. Сторонники махаяны или «широкого пути» спасения, напротив, стремились приспособить вероучение буддизма к особенностям жизни широких масс людей, что неизбежно привело к обожествлению личности Будды и допущению мирян в нирвану.

Буддизм превратился в мировую религиозно-философскую систему, но в самой Индии его влияние уменьшалось. Местные религии, объединив положения брахманизма и буддизма, дали начало индуизму, отражавшему новый, кастовый строй жизни индийского общества. Каста – это замкнутая группа людей, обычно наследственно занятых в определённой сфере деятельности. Они имели четкую внутреннюю организацию и закрепляли навсегда положение человека в обществе, который должен был оставаться в своей касте всю жизнь и воспитывать детей в духе кастовых норм и обычаев. Индуизм явился религиозно-идеологическим обоснованием кастовой системы.

Основой индуизма стали шесть философских систем (даршан): веданта, йога, миманса, вайшешика, ньяя и санкхья. Все эти системы должны помочь верующим найти путь к спасению, которое заключалось в освобождении души от телесной оболочки и слиянии с верховным божеством. Боги Вишну, Шива и Брахма олицетворяют три основные функции всемогущего божества: созидательную, охранительную и разрушительную. Кроме них существует огромное многообразие богов, позволяющее выбрать для поклонения наиболее близкого в соответствии с кастой верующего. Для каждой касты устанавливается определённый порядок жизни (дхарма). Выполняя установленный порядок, человек укрепляет свою карму – духовную судьбу, которая служит основой последующих перерождений человека. При соблюдении дхармы душа может воплотиться в тело представителя более высокой касты или в нирвану, а при несоблюдении дхармы – воплощается в тело представителя низшей касты, животное или растение.

Для древней индийской философии, в целом, была характерна широта кругозора и глубина мысли. Она признавала вечность мира, непрерывность его развития, происходящего по циклам, зависящим от божественной воли. Она оказала глубокое влияние на развитие философских взглядов у многих народов древности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: