Основной вопрос философии

 

Философские искания лучше всего начинать с самого главного, основного вопроса. Он уже известен, хотя не все философские системы считают его таковым. Но, скорее всего, для человека не искушенного в философских изысканиях он может показаться слишком надуманным, абстрактным и абсолютно не важным для практических нужд людей. Посмотрим, так ли это. Начнем рассуждения с обычного, обыденного примера проблемы.

Перед всяким человеком во все времена вставала проблема добывания средств существования. Для того чтобы их добыть, надо трудиться. Человек может рассуждать следующим образом: «Чтобы питаться, надо работать. Питаться надо, чтобы жить. А для чего жить, если человек смертен? Чтобы продолжить себя в других поколениях. Но ведь они тоже умрут! Может быть, в жизни есть какой-то высший смысл? Человек живет в своем селении. Селение находится в стране, а страна на Земле. Земля – одна из планет Солнечной системы. Солнечная система входит в галактику Млечный путь, которая относится к системе галактик, а все это находится во Вселенной. Откуда она взялась, и есть ли во всем этом смысл? Как связан этот смысл со смыслом жизни одного человека?» Можно, конечно над этим всем и не задумываться, но тогда человеческая жизнь мало, чем будет отличаться от жизни животного или растения. При этом надо учитывать, что ход рассуждений может быть и другим, также неоднозначными могут быть и выводы.

В истории философской мысли встречались самые разнообразные интерпретации основного вопроса философии. Так в различных учениях на первый план выносились проблемы путей достижения истинного знания, природы нравственного долга, свободы, человеческого счастья, практики, смысла жизни, отношения сознания и бытия, сущность мира. Очевидно, что основной вопрос философии был связан с насущными проблемами существования определенной культуры в определенном историческом времени. А если это так, то актуальность этого вопроса может и должна меняться в зависимости от степени информированности людей, их потребностей, общего уровня культуры, ценностей человеческой жизни.

В XIX веке Энгельсом был сформулирован: «…основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию». Можно сказать и по-другому «что первично, материя или сознание» или «в чём сущность мира»? В решении этого вопроса философы могут делиться на материалистов, полагающих, что первична материя, а сознание – производное от материи или вообще материально, и на идеалистов, полагающих, что сознание или идея первична, творит мир, который материален. Иными словами материалисты говорят «Сущность мира в нём самом», а идеалисты – «Сущность мира в чём-то другом». Могут быть ещё вульгарные материалисты, утверждающие, что сознание материально; диалектические материалисты, утверждающие, что сознание творит высокоорганизованная материя – человеческий мозг. Также и идеалисты могут быть субъективными, выводя мир из сознания одного человека; и объективными, считая, что мир создается надмировым всеобщим сознанием, мировой идеей или богом.

Выделяют еще и вторую сторону основного вопроса философии – о познаваемости мира. Её можно сформулировать примерно так: «Есть ли у человека возможность истинного познания каких-либо объектов или явлений в действительности»? В принципе вариантов ответа может быть только два: «человек может правильно познать какое-либо явление или объект» и «мир не познаваем в принципе».

Постановка этих вопросов отражает современный уровень развития науки и философии. Ответы на эти вопросы могут быть, иначе не было бы многочисленных сторонников каждой из версий. Но окончательное доказательство правоты одной из сторон пока ещё, а, скорее всего никогда, не может быть принято бесспорным.

Выведенные в качестве основных вопросы философии современности и варианты их решения не исчерпывают всего богатства, и разнообразия философской мысли. Истории философии мы уделим достаточно внимания в дальнейшем. И тогда обнаружится, что деление философов на материалистов и идеалистов достаточно условно, особенно если мы будем говорить о далёком прошлом. Мы обнаружим, что их можно разделить на монистов – признающих одно начало в основе мира и дуалистов – признающих два начала в основе мира. Кроме того, существуют оптимисты, верящие в прогресс мира и общества и пессимисты, отрицающие прогресс и будущие перспективы человечества. Ну и, конечно же, есть диалектики, исходящие из постоянной изменчивости мира и его всеобщей связи и метафизики, отрицающие развитие и взаимосвязь явлений.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: