Человек как космический феномен

 

«Имеет ли Вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астроному, – крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащемся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? А может быть, он является и тем и другим одновременно? Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни, или же все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чём он состоит, и как мы его можем достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если Вселенная неотвратимо движется к гибели?» Эти вопросы были поставлены английским учёным и философом Бертраном Расселом более половины столетия тому назад. Ответы на них имеют важное мировоззренческое значение для осмысления бытия во Вселенной, в человеческом обществе и для жизни конкретного человека. Для ответа на них попытаемся посмотреть на то, что происходит на Земле со стороны.

Планета Земля обладает биосферой, способной поглощать и накапливать энергию космических лучей. Все живые существа смертны. Смерть на органическом уровне, где распад идёт на молекулы, – явление заурядное, просто форма существования биосферных существ. Распад до атомного уровня – это энтропия, которую производит время, распределяя энергию равномерно по пространству. Этот процесс обратим. Но самый трагичный распад – это аннигиляция, – разложение на субатомном уровне с выделением частиц света, уносимых в небытие. Это можно рассматривать как наибольшее несчастье, обедняющее Землю.

 На Земле происходит не только накопление солнечного света путём фотосинтеза, но и творческие его преобразования в форме Истины и Красоты, что можно рассматривать как борьбу с аннигиляцией и Небытием. Понятия «истина» и «красота» возникают только в человеческом обществе. Только человек может творчески преобразовать окружающий мир. И здесь всё зависит от человеческого выбора. Социальное бытие выходит за пределы биологии вида Homo sapiens. Оно даёт возможность каждому отдельному человеку и каждой социальной целостности сделать выбор между аннигиляцией, небытием и актом творчества. Сознательная деятельность людей может быть направлена в одну из двух имеющихся сторон, но деятельность, связанная с биологическими отправлениями, права на выбор лишена. Наряду с деяниями – сознательными устремлениями людей, идут стихийные процессы, связанные с сопричастностью человека биосфере. Они представляют собой явления природы, формирующие состояния вокруг людей – географическую среду, и внутри человека – физиологию высшей нервной деятельности. Те и другие влияют на поведение людей в отдельности и коллективов. Разница между явлением и деянием принципиальна. Деяния можно совершить или не совершить. Они лежат в полосе свободы, и за них человек несёт ответственность перед своей совестью. Последствия деяний непредсказуемы. Они могут быть благодетельны и губительны, тогда как результаты явлений всегда нейтральны: они лежат вне сферы добра и зла, прогресса и регресса, пользы и вреда для порождающей их биосферы. Ей любые процессы безразличны, кроме тех, которые идут от разума.

Таким образом, свобода выбора между Добром и Злом – исключительно человеческая проблема. Этот выбор порождает ответственность человека перед собой, обществом, человечеством и Вселенной. Ответственности противостоит безответственность, основанная не на совести, а на приказе начальства. Безответственность, несвобода и отсутствие творчества всегда импонировали взглядам обывателей, людей с рабской психологией: эгоистов и собственников. Может показаться, что во всех деяниях человеком руководит расчёт, сознание собственной выгоды. Но изучение истории показывает, что существует самопожертвование ради других, не объяснимое никакой выгодой и расчётом. Налицо явная борьба противоположностей, происходящая на уровне энергетических импульсов, тех самых которые в древности назывались «силами». Очень большая степень вероятности, что эти импульсы на Землю приходят извне, из космоса, а затем уже в биосфере становятся источниками деятельности людей в одну или другую стороны: в сторону добра или в сторону зла. Возникает вопрос, по какому принципу происходит разделение энергетических импульсов по разным направлениям? Механизм такого разделения настолько сложен, что его объяснение можно предложить только как гипотезу.

Владимир Вернадский, изучая принципы становления ноосферы, заметил: «Человеческий разум не является формой энергии, а производит действия, как будто ей отвечающие». Если допустить, что человеческий разум воспринимает биохимические импульсы, отражённые в биосфере чем-то, которые были инициированы космическим излучением, то это многое объясняет. Люди обычно не знают, что создаёт в них творческие подъёмы или депрессии. Очень часто говорят: «это от бога» или «от дьявола»; некоторые ссылаются на наследственность. Но, скорее всего это космическое излучение, попадающее в биосферу посредством контакта с чем-то. Если речь идёт об аннигиляции, то это что-то и есть вакуум, в котором протекают процессы аннигиляции постоянно. Вакуум выступает как ограничитель энергетических импульсов живого вещества. Именно он является препятствием для совершенствования и вносит в биосферу Земли искажения, нанося ей удары за счёт смещения направления импульсов. Первоначальное явление природы, отражённое вакуумом, превращается в деяние, обусловленное свободной волей человека.

Это энергетическое воздействие явно не земного происхождения. Предположение, что оно идёт не от Солнца, а из рассеянной Галаксии, нашло уточнение. Американский астроном Джон Эдди составил график солнечной активности за 5000 лет, и оказалось, что все датированные интенсивные изменения человеческого общества лежат либо на низких точках солнечной активности, либо на её спадах. Это позволяет сделать вывод о том, что при снижении солнечной активности защитные свойства ионосферы снижаются, и отдельные кванты или пучки энергии могут пролетать невысоко над земной поверхностью. При этом они дадут жёсткое излучение на своём пути, а оно, как известно, вызывает мутации. Общество их интерпретирует в соответствии с собственной культурой и оценивает как добро или зло.

Такая постановка проблемы была известна уже более двух тысяч лет тому назад. Наиболее распространённые философские системы древности утверждали двуполярность мира и жизни, расходясь только в одном: что считать добром, а что злом. Сложилось деление на системы жизнеутверждающие и жизнеотрицающие. Жизнеотрицающие учили: материальный мир ужасен и не имеет права на существование, так как всё живое ожидает смерть, которая есть уничтожение. Жизнеутверждающие возражали: мир прекрасен, а смерть, постоянно сопутствующая жизни, просто выход из сложных, часто непереносимых ситуаций. Смерть может быть благом, потому что она спасает от зла, несправедливости, обиды, страдания, которые страшнее смерти. Обе позиции последовательны и равно бездоказательны. Можно выбрать любую, но при выборе обнаруживается разница между двумя доминантами поведения и психологии. В человеческом обществе это или отрицание морали, истины, любви, красоты, творчества и приравнивания к ним аморального поведения, лжи, несправедливости, или признание нравственных заповедей, правды и всех человеческих ценностей, почитаемых с момента зарождения человеческого общества.

Человеческое сознание обладает определённой силой. Это очевидно. В XX веке был сформулирован антропологический принцип, согласно которому ритмы Вселенной и человека, а также размеренность функционирования этих систем близки или совпадают. Вселенная как бы устроена для того, чтобы человек мог её осмыслить и освоить. Человек рассматривается как мощный фактор эволюции Вселенной.

Отсюда вытекает вывод, что многие моральные нормы, выработанные для регуляции межчеловеческих отношений, должны столь же неукоснительно применяться во взаимоотношениях человека с природой и космосом. Если Вселенная «сделала» всё, чтобы человек мог появиться и эволюционировать, то ему надо со своей стороны сделать всё, чтобы сохранить космос, а также попытаться познать его закономерности. В данном случае речь идёт о космической этике, определённых правилах поведения человека при освоении космического пространства, а также при возможной встрече с представителями внеземных цивилизаций.

Ещё две с половиной тысячи лет тому назад Пифагор и Платон учили о числе как основе Космоса и об эйдосе как своеобразном духовном алгоритме, на основе которого строится физическая реальность. Библия, почитаемая многими как источник религиозного вероучения, может предстать при определённом анализе в виде научного знания. Возможно, это научное послание высокоорганизованного разума, переданное для гораздо более примитивного сознания в виде притч и сказок. Там заложена информация, как жить, творить добро и относиться друг к другу. Это твёрдое философское, этическое, религиозное и научное знание. От нас зависит, насколько мы можем подключиться к этому знанию и к высшей нравственности.

Можно сделать вывод, что человек действительности часть космоса – микрокосмос, встроенный в структуру макрокосмоса и имеющий дар свободы выбора своего поведения. Одной из главных проблем, связанных с формированием сознания личности человека начала XXI столетия, является самоопределение по отношению к космосу и природе. Земля и её живая оболочка, включая человечество – единая система, подчиняющаяся ритмике солнечной активности и других космических воздействий.

 

Глава 8. Культура.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: