История философии с древности до начала XIX века

Введение.

 

 Человечество в начале XXI века выходит на совершенно новый уровень осмысления мира и самого человека, что требует несколько иного качественно подхода к пониманию места человека в мире. Философия имеет дело с предельными, вечными вопросами. Она задумывается над универсальными, «конечными» проблемами. Философия совсем иной, нежели наука, весьма эксцентричный способ мышления, погружения в тайны мира. Философия – это специфическая, глубоко личностная и уникальная форма постижения мира, которая пытается ответить на коренные вопросы человеческого существования, раскрыть общие принципы существования мира, общества и человека.

 

 

Методические рекомендации для самостоятельной работы.

В учебно-методическом пособии предлагаются тексты для самостоятельной работы студентов, вопросы для обсуждения на семинарских занятиях, а также проблемные задания, призванные помочь осмыслить учебный материал и подойти к нему с необычной, нестандартной стороны. Желательно ответы на вопросы, решения проблемных заданий и анализ текстов подготовить заранее, до начала семинарского занятия. В том случае, если у студентов возникнут какие-либо вопросы при подготовке к семинарскому занятию, их необходимо задать в начале занятия.

Работая с источником, сначала его надо полностью прочитать, отмечая для себя основные смысловые узлы текста. Затем, зная содержание источника, попытаться ответить на поставленные вопросы. При этом необходимо найти в тексте источника цитаты, подтверждающие ваш ответ. Может возникнуть необходимость в повторном чтении источника, чтобы найти отметить возникшие противоречия, отработать возможные вопросы со стороны слушателей и подтвердить свою точку зрения. Для сравнения источников друг с другом необходимо сопоставить основные смысловые моменты каждого текста, выделив своеобразие подходов в объяснении законов развития природы, сознания и общества. Для аргументации выдвинутых положений желательно приводить цитаты из имеющихся текстов.

В ходе семинарского занятия студенты должны сформулировать свою точку зрения и привести в её обоснование теоретические и практические аргументы. Они должны показать, почему другие точки зрения кажутся ошибочными, и продумать предложения о том, как сделать более продуктивными общественные дискуссии по соответствующей проблеме, и как в целях поисках оптимальных практических решений наладить сотрудничество людей, придерживающихся противоположных взглядов.

 

Тема 1.

Философия: её место в культуре и роль в жизни человека.

 

Цель занятия: Показать ценность философии как дисциплины; раскрыть роль философии в индивидуальной жизни человека и в истории всего человечества; указать на необходимость философии для социокультурной и индивидуальной жизни; активизировать интеллектуальную работу студентов; показать, как работать с заданиями и вопросами.

 

 

Методические указания для работы на семинаре.

 

При обсуждении вопросов на семинаре вы должны сформулировать и доказать позицию, с которой в большей степени согласны. Вы должны найти аргументы, опровергающие противоположную точку зрения, при этом возможна дискуссия с применением контраргументов противоположной стороны. В дискуссию могут быть вовлечены и другие студенты группы. При ведении дискуссии необходимо избегать повышенного тона, грубости и подмены понятий. Все позиции должны быть аргументированы. При подборе доказательств используйте весь свой арсенал знаний. Вспомните, что изучали в школе на уроках физики, химии, биологии, истории, астрономии. Совсем не обязательно ваша или противоположная точка зрения будут истинными. Истина рождается в процессе дискуссии.

 

 

Вопросы для обсуждения теоретического материала.

 

Основной вопрос философии.

 

1. В чём особенность философии как формы освоения мира?

2. Для чего необходимо изучать философию?

3. Что послужило материальными и духовными предпосылками возникновения философии?

4. Что выдвигалось в качестве основного вопроса философии в истории философской мысли?

5. Каким он представляется теперь?

6. Как он решается основными философскими направлениями?

 

Основные философские законы и категории.

 

1. Каковы основные принципы диалектики?

2. Что представляет собой философский закон?

3. Какие вы знаете философские законы?

4. В чём сущность закона единства и борьбы противоположностей?

5. Какова сущность закона перехода количественных изменений в качественные?

6. Каковы основные положения закона отрицания отрицания?

7. Какие вы знаете категории диалектики?

8. Какова диалектическая взаимосвязь категорий «единичное» и «общее»?

9. В чём проявляется диалектика содержания и формы как категорий философии?

10. Как связаны между собой категории «сущность» и «явление»?

11. Какова взаимосвязь категорий «причина» и «следствие»?

12. Какими характеристиками обладают категории «часть» и «целое»?

13. Каким образом связаны между собой категории «необходимость» и «случайность»?

14. Как связаны между собой категории «возможность» и «действительность»?

15. Каково содержание философского знания?

16. Проследите взаимосвязь в последовательности изложения этого знания.

 

 

Проблемные задания.

 

1. Покажите диалектическую взаимосвязь противоположностей на примере физиологических процессов: работы сердца – систолы и диастолы; теплорегуляции – теплопродукции и теплоотдачи; мышечного движения – участия антагонистов и синергистов.

2. Покажите механизм действия закона на примере: патологического процесса при радиоактивном облучении; применении разной дозы лекарственных препаратов; воспалительного процесса.

3. Покажите диалектическое отрицание на примере: построения белковой молекулы; формирования иммунитета; генетически передаваемые признаки человека.

4. Как проявляется категории «единичное» и «общее» в случае заболевания одного больного и в период эпидемии?

5. Покажите диалектическую взаимосвязь между категориями «содержание» и «форма» на примере заболевания «грипп».

6. Покажите диалектическую взаимосвязь категорий «сущность» и «явление» на примере гипертонической болезни.

7. Как проявляются причинно-следственные связи при переохлаждении, неблагоприятных условиях трудовой деятельности, нервно-психических перенапряжениях, табакокурении и злоупотреблении спиртными напитками?

8. На примере любой системы человеческого организма покажите взаимосвязь части и целого.

9. Как проявляются категории «необходимость» и «случайность» в генетических и инфекционных заболеваниях?

10. Какова диалектика возможности и действительности в профилактике заболеваний?

Тема 2.

История философии с древности до начала XIX века.

 

Цель занятия: Научить студентов производить анализ философских текстов, углубить их знания по истории философии, ознакомить со своеобразием концепций различных направлений философии. Студенты должны сформировать своё отношение к каждой теории, отражённой в конкретном тексте.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: