С использованием мнемотаблиц
Задачи:
· Продолжать знакомить детей с произведениями русских писателей.
· Учить пересказывать короткие рассказы с опорой на схему.
· Развивать умение правильно, последовательно и полно пересказывать произведения.
· Развивать словесное творчество.
· Воспитывать любовь к домашним животным.
Материал и оборудование:
· Фотографии домашнего питомца;
· мнемотаблица;
Ход занятия
- Ребята, сегодня я хочу рассказать вам об одном своём верном друге. Хотите узнать кто это? Тогда отгадайте мою загадку:
Живёт под крылечком,
А хвост колечком.
Кто это?
- Конечно, вы все догадались, что это собака. У меня в деревне живёт очень добрый и верный пёс. Зовут его Рекс. Вот его фотография. Когда я приезжаю в деревню, он всегда радуется мне. Рекс охраняет наш дом, это сторожевая собака. А как выдумаете, почему я назвала его сторожевым. (Ответы детей) Верно, потому, что он сторожит дом. Рекс очень хороший сторож. А ещё он очень умный пёс. Такой же умный как герой рассказа Дмитрия Константиновича Ушинского «Бишка».
|
|
- Бишка это собака. Хотите узнать о ней? (ответы детей)
- Тогда слушайте внимательно. Вам обязательно понравится этот рассказ, и вы сами сможете его рассказать.
Чтение рассказа
Вопросы по содержанию произведения:
- Ребята, что попросили сделать Бишку?
- Как ответила Бишка, когда её попросили прочитать книжку?
- Все слова были вам понятны в этом рассказе?
- Какое интересное слово вы заметили?
(воспитатель объясняет детям слово «поноска»)
- Ребята, а сейчас я попрошу вас пересказать этот рассказ про Бишку, но сначала ещё раз прочитаю его с помощью картинок – подсказок. Они помогут мне и вам более точно и правильно пересказать рассказ.
Воспитатель читает рассказ с опорой на мнемотаблицу.
- А теперь, кто из вас хочет рассказать рассказ про Бишку?
Слушая рассказы детей, воспитатель отмечает с чем они справились, а что вызвало у них затруднение. Можно предложить детям такое упражнение: «Послушай, какими словами Бишка закончила свой ответ, и повтори за мной».
Если ребёнок затрудняется с пересказом, воспитатель обращает его внимание на схему.
- Посмотри, что ещё делает Бишка.
Воспитатель даёт оценку пересказу каждого ребёнка. Подчёркивает точность, последовательность пересказа.
Физкультминутка
Наша-то хозяюшка сметлива была
(идут по кругу)
Всем в избе работу к празднику дала:
Чашечку собачка моет язычком,
(ладони «чашечкой» и «лижут» язычком)
Хрюшка собирает крошки под окном.
(присели и ритмично покачивают головой)
Под столом котище лапою скребёт,
(стоя машут рукой к себе)
|
|
Половичку козочка веничком метёт.
(«метут» пол)
После многократного пересказа воспитатель предлагает детям творческую задачу.
- Ребята, представьте, что прочитать книгу попросили Коровушку. Подумайте и расскажите, как бы всё было дальше? А если бы попросили лошадку? и т. п.
Варианты рассказов детей.
- Замечательные истории вы придумали. Теперь вы сможете рассказать их своим мамам и папам. А может быть младшим братишкам или сестрёнкам.