Вокальное творчество

Песни занимали главное место в творчестве Шуберта и оказали влияние на другие жанры (песенные темы встречаются в симфониях, сонатах, фортепианных миниатюрах).

«Маргарита за прялкой» (1814) - первая романтическая песня, на стихи Гёте (из «Фауста»). Характер печальный, тема - о несчастной любви, об одиночестве. Вокальная партия (выразительная, проникновенная мелодия) и фортепианная (изображающая монотонное жужжание прялки, создающее тоскливое настроение, о объединяющее все произведение) равноправны:

 

Лесной царь» (1815) - на стихи Гёте. Новый жанр - баллада (происходит из народной поэзии). Особенности: повествовательность, увлекательный сюжет, часто фантастический, трагическая развязка, сквозное развитие (поэтому возрастает роль фортепианной партии, а в мелодии появляется декламация). Самый яркий пример – музыкальное воплощение криков ребенка:

Вокальный цикл - новый романтический жанр, созданный Шубертом: ряд песен, объединенных сюжетом, идеей и музыкальными средствами (общие интонации, ритмы и т.д.). Шубертом написаны два вокальных цикла: «Прекрасная мельничиха» (20 песен, 1823г.) и «Зимний путь» (24 песни 1827г.)- Общее в них: стихи одного поэта Мюллера; романтические темы - несчастная любовь, странствия, одиночество; изобразительность аккомпанемента. Различия: «Зимний путь» - произведение более трагическое (в 1-м цикле у героя есть «друг» - ручей, во 2-м - герой одинок, его странствия бесцельны): в «Прекрасной мельничихе» природа весенняя, цветущая, в «Зимнем пути» - холодная, застывшая, враждебная человеку; мелодии 1-го цикла напоминают народные песни (№ 1 «В путь»):

 

 вокальные партии 2-го цикла соединяют распевность и декламационность (№ 24 «Шарманщик»); во всех песнях 1-го цикла фортепианная партия изображает журчание ручья, его настроение соответствует настроению мельника (радостное в № 1, печально-умиротворенное в № 19 «Мельник и ручей»):

 

 во 2-м цикле фортепианная партия сложнее, изображает тяжелый шаг путника (№ 1 «Спокойно спи»), игру шарманки (№ 24), (тема вокальной парии –

 

 шелест листвы, завывание ветра, звук почтового рожка; большинство песен 1го цикла - мажорные, во 2-м цикле - минорные, гармонически более сложные, чем в 1-м цикле.

Неоконченная симфония, си минор, № 8.

 

Создана в 1822г., впервые исполнена в 1865г. - судьба этого произведения отражает отношение современников к музыке Шуберта. Первая романтическая симфония: содержание - раскрытие переживаний, чувств человека мечтательного, легко ранимого. Состоит из 2-х частей, но идея исчерпана: 1 часть - драматическая, 2 часть - лирико-созерцательная, выражает примирение с судьбой. Необычен музыкальный язык: мелодии песенного склада, их вступлению предшествуют несколько тактов аккомпанемента (как в песне); тональность 1 части - си минор, 2 части - Ми мажор, тональное соотношение ГП и ПП в 1 части - терцовое (си минор– Соль мажор), оркестровка красочная, повышается роль деревянных духовых (т.ГП исполняют гобой и кларнет на фоне сопровождения струнных). Форма 1 части -сонатная:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: