Моцартом написано более 50 симфоний, но последняя известна под № 41 («Юпитер»), т.к. некоторые ранние произведения были обнаружены позднее. Симфония № 40 (1788) - самая необычная симфония XVIII века: ее темы - лирико-драматического характера, финал трагический. Предвосхищает романтический стиль (раскрывает переживания личности), но все же истинно классическая, т.к.:
1) состоит из 4 частей (1-быстрая, 2-медленная, 3- менуэт, 4 - быстрая),
2) в 1,2,4 частях сонатная форма,
3) тональные соотношения традиционны,
4) состав оркестра парный.
1 часть - экспозиция начинается с т.ГП взволнованного характера: напоминает арию ламенто (гомофонная фактура, вокальный склад мелодии, нисходящие м.2 и восходящие м.6):
Св. ч. - развитие интонаций т.ГП и новая, более решительная тема. т.ПП -Си-бемоль мажор, нежная, грациозная:
З.ч. - на интонациях т.ГП, полифоническая.
Разработка - трагический характер. Модуляции в далекие тональности. Вычленение мотивов из т.ГП и полифоническое их развитие.
Реприза - все темы в соль миноре, трагичнее, чем в экспозиции.
|
|
2 часть - Ми-бемоль мажор. Сонатная форма. т.ГП (основная тональность, полифоническое изложение) и т.ПП (Си-бемоль мажор, гомофонная фактура) -индивидуальны, но не контрастны: лирические, задумчивые. Тема главной партии:
3 часть - менуэт, но необычного драматического характера:
Форма сложная трехчастная, 2й раздел - трио (Соль мажор, светлый характер, перекличка разных фупп инструментов. Зй раздел - реприза da саро (точная).
4 часть - сонатная форма. Характер близок 1 части, а т.ГП напоминает Третью часть – она драматична, стремительна, из 2-х элементов:
Тема ПП - Си-бемоль мажор, лирическая, более спокойная:
Разработка короткая, но активная. Реприза и кода минорные, трагичные, что необычно для классической симфонии.