Увертюра «Эгмонт» 1810г

 

Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» написана по заказу венского театра. Содержание: героическая борьба нидерландского народа против испанского ига: Эгмонт – полководец, возглавивший восстание и казненный по приказу герцога Альбы в 1568г. Лучший из созданных Бетховеном эпизодов трагедии - увертюра, которая кратко передает смысл произведения Гёте. Форма сонатная со вступлением и кодой. Вступление медленное, противопоставляет грозную сарабанду

 

 

и печальную тему с нисходящими интонациями:

 

 Тональность фа минор.

Основной раздел: т.ГП - героико-драматический вариант второй темы вступления:

 т.ПП - Ля-бемоль мажор, сарабанда:

 разработка - борьба контрастных сил; реприза - продолжение развития, драматичнее экспозиции; перед кодой - театральный прием (изображение казни Эгмонта - 1 развязка — трагическая); кода Фа мажор, 2 развязка — оптимистическая: подвиг героя принес победу его народу.

Соната № 8, «Патетическая», до минор, 1799г.

 

Бетховен — выдающийся пианист. Для фортепиано им написано множество произведений в разных жанрах (вариации, концерты, танцы, небольшие пьесы -например, «Багатели»), но основное место принадлежит 32м сонатам. Соната № 8 -одна из самых известных. Название «Патетическая» (страстная) - авторское. Произведение вызвало споры из-за новизны содержания (идея борьбы личности с судьбой, конфликтность) и стиля (яркие контрасты тем, применение оркестровых приемов в фортепианной музыке).

1 часть открывается медленным вступлением.

 

 

Оно театрально (напоминает оперную увертюру), основано на контрасте грозных аккордов форте и более легкого звучания пиано в среднем регистре с пунктирным ритмом. Основной раздел –быстрый, в сонатной форме. т.ГП - бурная, гневно-протестующая:

 

 вырастает из вступления, в басах - тремоло (оркестровый прием). 1я тема ПП ми-бемоль минор, на интонациях мольбы, жалобы:

  2я тема ПП - Ми-бемоль мажор, порывистая, энергичная.

т.ЗП - Ми-бемоль мажор, активная, взволнованная. Разработка драматична. Начинается темой вступления, затем развивается т.ГП. В репризе все темы звучат в до миноре, более трагично. Кода начинается измененной темой вступления без начальных грозных аккордов, безысходно, скорбно. Но окончание волевое, целеустремленное (т.ГП).

2 часть — медленная, лирико-философского характера. Ля-бемоль мажор. Рондо - АВАСА. Рефрен - мелодия в низком (виолончельном) регистре, без мелизмов (ново для того времени), по характеру размеренная:

 

 

 Первый эпизод печального характера. Второй - взволнованный, с триольным ритмом, который сохраняется в последнем проведении рефрена.

3 часть - быстрая, рондо-соната. Драматический порыв, вызов судьбе. Основная тема интонационно напоминает 1 тему ПП из 1 части:

Схема финала:

           ЭКСПОЗИЦИЯ                 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ                     РЕПРИЗА

т. ГП  Св.ч. т.ПП. З.ч. т. ГП               ЭПИЗОД               т. ГП  Св.ч. т.П.П. З.ч. т. ГП

рефрен   1 эпизод рефрен      вместо разработки         рефрен  1 эпизод рефрен

А             В                А                     С                     А               В     А 

до минор  Ми-бемоль до минор Ля-бемоль мажор   до минор  до минор до минор

                   мажор

Соната№ 14, до-диез минор, 1801 год.

 

Название «Лунная» принадлежит поэту Рельштабу и навеяно настроением первой части. Бетховенское обозначение - «соната-фантазия» 1 часть - адажио: напоминает музыку Баха (прелюдийная фактура. хоральная мелодия), подготавливает романтический ноктюрн (возвышенный лирический характер, задумчивость. созерцательность, мелодия вокального склада и арпеджированное сопровождение); содержит также черты траурного марша (скорбная сосредоточенность, пунктирный ритм, повторение одного звука). Форма очень сложная (сочетает признаки трехчастной, сонатной, рондообразной), так как воплощает содержание, отличающееся большой глубиной. 2 часть - аллегретто. Ре бемоль мажор. Сложная Зх-частная форма. Напоминает менуэт. Мечтательный характер. «Цветок между двумя пропастями» (Лист). 3 часть - быстрая, трагически-страстная. выражает отчаяние и надежду. Кульминация сонаты. Огромный контраст с 1 частью, хотя главные темы (I и 3 частей) основаны на сходных фигурациях. Сонатная форма. Произведение удивительно едино, так как:

I) строится по принципу ускорения темпа;

2) части исполняются без перерыва;

3) применяются одноименные тональности;

4) есть сходство в темах 1 части и финала.

Соната № 23, фа минор, 1804-1806.

 

Героико-драматическое произведение. Название «Аппассионата» (страстная) - не авторское, но верно отражает содержание. Р.Роллан назвал ее «Пламенный поток в гранитном русле». Действительно, в ней бурная эмоциональность соединяется со строгой логикой формы. По глубине идей и масштабности близка симфонии. Создана незадолго до симфонии № 5 и во многом ее подготавливает. 1 часть - сонатная форма. т.ГП - тревожная, конфликтная, но в то же время волевая. Состоит из нескольких элементов, один из которых - «ритм судьбы» (встретится в 5 симфонии). т.ПП - вариант т.ГП, гимнический характер. Разработка сложная, как в симфонии. В репризе продолжается развитие тем. Кода - как бы вторая разработка. 2 часть — вариации на хоральную тему возвышенно-философского характера. 3 часть — вступает без перерыва. Связана со 2-й частью диссонирующим аккордом (как бы тревожным сигналом). Сонатная форма. Все темы волевого характера. Смысловой вывод: человек никогда не достигает полного покоя, но борьба с судьбой - смысл его жизни.

 

Вывод. Творчество Бетховена - вершина в развитии музыкального классицизма. Оно воплощает веру в человеческий разум и волю (симфония № 5. соната № 23), отражает важнейшие идеи эпохи Просвещения (Ода Шиллера «К радости» введена в финал симфонии № 9). Бетховена привлекали героические сюжеты: борьба за независимость («Эгмонт»), борьба с тиранией (опера «Фиделио»). Его герои - личности сильные, сохраняющие верность долгу наперекор судьбе.

Творческое наследие Бетховена огромно и основное место в нем принадлежит жанрам, сформированным в эпоху классицизма: 9 симфоний, 32 фортепианные сонаты, 10 скрипичных сонат, 5 виолончельных сонат, 16 квартетов.

О классицизме творчества Бетховена свидетельствуют и безупречная логика его произведений, четкость форм (особенно сонатной).

Одновременно музыка Бетховена подготавливает романтизм: повышается внимание к переживаниям человека (1 часть «Лунной» сонаты), к образам природы («Пасторальная» симфония); в фортепианных пьесах «Багатели» («Безделушки») и вокальном цикле «К далекой возлюбленной» закладываются основы, развитые вскоре Шубертом, Шуманом и другими композиторами-романтиками.

Творчество Бетховена - одна из самых величественных страниц в истории музыкального искусства. Оно всегда будет вызывать изумление и восхищение. «Бетховен - это возрожденный миф о Прометее, это искусство Эсхила, Шекспира, Микеланджело, Льва Толстого» (Асафьев).

 

РОМАНТИЗМ

Ведущее направление искусства XIX века. Особенности: внимание к чувствам человека. Самым прекрасным искусством романтики считали музыку.

Темы: любовь, природа, искусство (герой - художник, поэт, музыкант), одиночество, непонятость художника (часто автобиографичность), желание уйти от действительности в сказку, в прошлое (средневековье), в экзотические страны.

Жанры: песня, романс, инструментальные миниатюры (прелюдия, ноктюрн, вальс, этюд и т.д.), вокальные и фортепианные циклы, программная музыка (идея синтеза искусств).

Представители: Шуберт, Вебер, Мендельсон, Шопен, Шуман, Лист, Вагнер, Чайковский, Рахманинов и другие.

ФРАНЦ ШУБЕРТ

1797 (Лихтенталь) – 1829 (Вена)

 

Великий австрийский композитор-романтик, автор около 1500 произведений: более 600 песен, 18 музыкально-сценических произведений, 9 симфоний, более 100 хоровых произведений, многочисленных сочинений для фортепиано (22 сонаты. 8 экспромтов, 6 «Музыкальных моментов», вальсы, марши и др.).

Заниматься музыкой начал в 7 лет у отца (школьного учителя) и старшего брата. С 11 по 17 лет учился в Венском конвикте (педагоги - Сальери и Ружичка), с 17 по 18 лет - в школе св. Анны, готовящей учителей. 2 года работал младшим учителем в школе отца. В 1816г. стал свободным художником.

Творчество Шуберта развивалось в неблагоприятных условиях (реакция, наступившая после наполеоновских войн, от искусства требовалась развлекательность, а не серьезные идеи). При жизни композитора его произведения почти не издавались и редко звучали со сцены. Единственный авторский концерт состоялся за полгода до смерти. Распространялись его сочинения благодаря друзьям на «шубертиадах» (любительских концертах, где звучала музыка Шуберта в исполнении автора и других музыкантов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: