С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и Волк»

Создана в 1936 году. Каждый персонаж имеет свой лейтмотив (- ведущий мотив в пер. с нем. – краткая муз. тема, постоянно звучащая при появлении определенного персонажа или при упоминании о нем) у одного и того же инструмента.

Струнная группа – тема Пети – светлая, жизнерадостная (№ 11):

 

 

Деревянные духовые.

Флейта – тема Птички – легкая, ажурная (№ 12):

 

Гобой (альтовый) – тема Утки, изображающая ее переваливающуюся походку с помощью синкоп и форшлагов (№ 13):

 

Кларнет в низком регистре – тема Кошки передает с помощью штриха staccato ее крадущиеся шаги (№ 14):

Фагот – тема Дедушки звучит ворчливо и хрипловато (№ 15):

Три валторны – тема Волка в низком регистре (№ 16):

Его тема звучит на фоне тревожного тремоло струнных, зловещего «шипения» тарелок и «шуршания» барабана.

 

Н.А. Римский-Корсаков. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».

Музыкальные картинки – сюита (в переводе с французского – ряд, последовательность). Ее исполняет полный состав симфонического оркестра.

 

Каждое чудо начинается блестящей фанфарой (№ 17):

 

Флейта-пикколо, колокольчики и арфа изображают тему города Леденца в высоком регистре (№ 18):

 

Деревянные духовые и струнные pizzicato, имитирующие звучание домр и балалаек – тема Белки (р.н.п. «Во саду ли, в огороде») (№19):

 

Эта тема при повторении изменяется в форме оркестровых вариаций.

Медные духовые (валторны и тромбоны) изображают героическую тему богатырей (№ 20):

 

 

 

Гобой исполняет певучую, тихую тему Царевны-Лебеди (№ 21):

 

 

Бенджамин Бриттен. «Путеводитель по оркестру для молодежи» (Вариации и фуга на тему Пёрселла). 1945 год.

 

 

Произведение начинается темой английского композитора XVII века Генри Пёрселла в характере гимна (№ 22):

Тема проводится каждой группой оркестра. Оркестровое tutti как бы подводит итог.

Далее, в вариациях тема меняет свой облик, проводится у разных инструментов.

Завершает произведение блестящий финал в форме фуги.

 

Фактура, ее типы.

Всё, что нас окружает, состоит из какого-либо вещества. И музыка в том числе. Музыкальное вещество называется «музыкальная ткань», или ФАКТУРА. В переводе с латинского оно означает «изготовление», «обработку».

Вещество, из которого состоят окружающие нас предметы, может быть разным по плотности. Облака – легкие, рельсы – тяжелые. И музыкальная ткань – фактура может быть легкой (прозрачной), или тяжелой. Это зависит от количества одновременно звучащих голосов. Сравните два примера, определите, где фактура легкая, где – тяжелая:

 

 

По количеству голосов фактура делится на одноголосную и многоголосную.

Исполни следующий пример один – соло или в унисон с друзьями:

 

Близко к унисонной фактуре и октавное изложение:

 

Многоголосная фактура делится на ТРИ вида:

v полифоническую (в ней все голоса самостоятельны и равноправны),

v гомофонно-гармоническую (в ней обычно есть главный голос – МЕЛОДИЯ)

v смешанную.

Полифоническая фактура в свою очередь делится на контрастную (состоящую из разных тем):

 

 

 

и имитационную (имитация – подражание, когда тема из одного голоса переходит в другой):

 

Гомофонно - гармоническая фактура может быть аккордовой (её часто называют хоральной):

 

но чаще всего гомофонно-гармоническая фактура представляет собой мелодию с аккомпанементом:

 

 

Внимательно рассмотрите схему видов фактур на следующей странице.

Подумайте, к каким видам фактур относятся ваши произведения по специальности.

 

Выпишите их названия, автора и вид фактуры:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

______________________________________________________________________

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: