СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Легенды о музыке……….…………....…2
Музыкальный язык…………………..……….……..4
П.И. Чайковский «Детский альбом»………….….18
Музыкальные формы………………………..……..20
Музыка и слово……………………….…..….…....22
Музыка и движение………………………..….…..26
Программно-изобразительная музыка…….….....31
Музыка и театр
Музыка к драматическому спектаклю…….34
Балет………………………………………....35
Опера………………….…………………......39
ВВЕДЕНИЕ
Легенды о музыке
Музыкальная литература – предмет, который дает знания об истории музыки, ее творцах, их произведениях.
Музыка отражает чувства, переживания человека.
Уже люди древнего мира считали, что музыка обладает великой силой. Они создали мифы, былины, сказки о музыкантах.
Аполлон и музы.
Аполлон (Феб в римской мифологии) – бог мудрости, света, покровитель искусств. Девять муз (дочери Зевса и богини памяти Мнемосины) жили на горе Парнас и служили Аполлону:
Каллиопа - муза эпической поэзии
|
|
Терпсихора – муза танца
Талия – муза комедии
Мельпомена – муза трагедии
Эвтерпа – муза лирической поэзии
Эрато – муза любовной поэзии
Полигимния – муза священных гимнов
Клио – муза истории
Урания – муза астрономии.
Слово «музыка» в Древней Греции означало «искусства муз», которые облагораживали и воспитывали души людей.
Состязание Аполлона и Пана.
Бог лесов и пастбищ – Пан изобрел свирель из тростинок разной длины. Он очень хорошо играл и решил соперничать с Аполлоном. Пан исполнил простодушный пастуший наигрыш, а Аполлон – величавый гимн. Все признали победу Аполлона, кроме царя Мидаса. За это бог вытянул его уши.
Из легенды об Орфее.
Древнегреческий певец Орфей был сыном речного бога Эагра и музы Каллиопы. Он прекрасно пел, аккомпанируя себе на золотой лире. Немецкий композитор XVIII века Кристоф Виллибальд Глюк создал оперу.
Жена Орфея – нимфа Эвридика была укушена змеей. Подруги опечалены ее гибелью (Хор подруг пример № 1):
Безутешен был Орфей. Отчаявшись, он решил отправиться в подземное царство Аида. Чудесными песнями он заворожил Харона, перевозчика через реку Стикс. В Аиде злобные фурии преградили ему путь (Пример № 2):
Но прекрасным пением Орфей усмирил и фурий и Цербера, умилостивил бога Аида и его жену Персефону. Попав в царство блаженных теней (Элизиум), он вдохновенно играет на флейте (№ 3):
Из легенды о Садко
Новгородский гусляр Садко задумал плыть в дальние моря.
Первая песнь (№ 4):
Прогнали гусляра купцы. Пошел к Ильмень-озеру, запел песню – кручинушку. (Вторая песнь, № 5):
|
|
Вышла на берег дочь Морского царя Волхова и посулила золотых рыб. Вернувшись в город, Садко бьется о заклад с купцами. Выиграв его, Садко снаряжает корабли в путь и поет на прощание песнь молодецкую. (Третья песнь, № 6):
О походе Садко в XIX веке русский композитор, морской офицер Николай Андреевич Римский-Корсаков написал одноименную оперу.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
Музыкальный язык богат и разнообразен, потому что в его словаре не просто звуки, а мелодия, лад, ритм, гармония, тембр, динамика, темп, штрихи, фразировка…
Создавая музыку, композиторы пользуются всеми этими элементами в разных сочетаниях.
Мелодия. Музыкальное произведение обычно вспоминается по его мелодии. Мелодия – развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Высшая точка ее развития - кульминация. Завершается мелодия устойчивым оборотом – кадансом.
Мотив - наименьшая выразительная частица мелодии (как и такт обычно состоит из одной сильной доли и одной или нескольких слабых долей).
Фраза образуется из нескольких мотивов.
Несколько фраз, связанных общей линией развития образуют предложения, два (реже – три) предложения образуют период, в котором излагается целостная мелодия (№ 7):
(Песня Евгения Крылатова)
Прекрасна, возвышенна мелодия песни «Мама» композитора Валерия Гаврилина. Через широкие нисходящие ходы она приходит к тихой кульминации (№ 8):
Гармония. Гармония – аккорды, сопровождающие мелодию. Она подчеркивает выразительность мелодии (в песне «Мама»), но иногда становится главным выразительным средством (в сцене превращения лебедушек в красных девиц в опере «Садко», в прелюдии Баха До-мажор (№ 9):
Ритм. Ритм организует музыку во времени. Он означает соотношение длительностей звуков между собой. Без ритма музыка невозможна. Очень ярко роль ритма показана в пьесе Сергея Прокофьева «Паника».
В танцах и маршах ритму принадлежит одно из главных мест. Так, в оркестровой пьесе французского композитора рубежа XIX – ХХ веков Мориса Равеля «Болеро» неизменная ритмическая формула словно в тисках держит напевную мелодию.
Лад. Лад – система, объединяющая устойчивые и неустойчивые звуки вокруг тоники. Самые распространенные лады – мажор и минор.
Георгий Васильевич Свиридов (русский композитор второй половины ХХ века) – пьеса «Весна и осень».
Первая часть – светлые, прозрачные аккорды, хрупкая мелодия, мажорный лад (№ 10):
Вторая часть – в мелодии жестко звучат интонации тритонов. Медленный темп усиливает выразительность печальных минорных аккордов (№ 11):
Тембр и регистр. Оркестр.
Тембр – музыкальная краска.
Симфонический оркестр объединяет более ста разных инструментов, каждый из которых имеет свою окраску.
Деревянные духовые инструменты: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
Медные духовые инструменты: валторны, трубы, тромбоны, туба.
Ударные инструменты: литавры, большой и малый барабаны, тарелки, треугольник (кастаньеты, трещётки, маракасы, бруски, бич, тамтам и пр.). Нередко применяются колокола, колокольчики, ксилофон, челеста.
Дополнительно в оркестре могут быть арфа, фортепиано, орган.
Струнно-смычковая группа: скрипки (I и II), альты, виолончели, контрабасы.
В оркестровой музыке звучание всего оркестра (tutti) чередуется со звучанием отдельных групп и солирующих инструментов.
Полная запись всех партий оркестра – партитура. Переложение оркестровой музыки для фортепиано – клавир.
Схема расположения музыкаль ных инструментов оркестра:
Другие виды оркестров: духовой оркестр, оркестр народных инструментов, джазовый оркестр.
Музыкальный звукоряд каждого инструмента или голоса - диапазон делится на регистры (верхний, средний, нижний), звучащие по-разному.
|
|