Темы докладов и сообщений

1. Дихотомия Восток - Запад.

2. Образ человека в конфуцианстве.

3. Этнос и культура.

4. Понятие национальной культуры, национальная и народная культура.

5. Традиционные национальные черты русского характера.

6. Этническая культура. Сравнительные характеристики этнической и национальной культур.

7. Л.Н. Гумилев об особенностях формирования, расцвета и умирания этносов.

8. Этика в индо-буддийской культуре.

9. Любовь и эротика в индо-буддийской культуре.

10. Искусство индо-буддийского Востока.

11. Эпос Древней Индии «Махабхарата» и «Рамаяна».

12. Буддийская культура в Японии.

13. Символика в искусстве Китая.

14. Семантика мусульманского искусства.

15. Ислам и искусство.

 

Семинар 8.

Типология культуры (второе занятие)

1. Массовая и элитарная культуры.

2. Культура и контркультура. Понятие субкультуры. Молодежные субкультуры.

Основные понятия: типология культуры, формы культуры,   массовая культура, масса, элитарная культура, доминирующая культура, контркультура, субкультура, ценности.

Основная литература

К вопросу 1

1. Кравченко, А.И. Культурология / А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2001. – С.73-77.

2. Радугин, А.А. Культурология: учеб. пособие /А.А. Радугин. – М.: Центр, 2007. – С.43-48.

3. Культурология /Е.В.Головнева и др. – Омск: Изд-во ОмГТу, 2005. – С. 13-14.

К вопросу 2

1. Гмызина, Э.В. Человек в мире современной культуры: Учеб. пособие. Часть 2 / Э.В. Гмызина. – Киров: Изд-во ВятГУ, 2004. – С. 21-22, 26-27, 32.

2. Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Культурология. – М.: Гардарики, 2002. – С. 150-167.

3. Ионин, Л.Г. Социология культуры / Л.Г. Ионин. – М., 1998. – 236с.

4. Кравченко, А.И. Культурология / А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2001. – С. 62-64. 

 

Дополнительная литература

1. Быкова, Э.В. Культура народная, элитарная и массовая. – http://avt.meim.adu.ru/kafedra/KT/Publik/posob2kt.htm1.

2. Булыгина, А.А. Субкультуры и контркультуры: грани взаимодействия//Науч. Зап. НГАЭиУ. – Новосибирск, 2001. – С. 19-23.

3. Гуревич, П.С. Культура и контркультура//Свободная мысль, 1994. – №11. – С. 86.

4. Давыдов, Ю.Н. и др. Социология контркультуры: критический анализ / Ю.Н. Давыдов, И.Б. Роднянская. – М., 1980. – 264с.

5. Дудкин, А.С. Контркультура и «бегство от свободы»//ХХ век: итоги прошлого и проблемы настоящего. – Пенза, 2003. – Вып.4, ч.1. – С. 36-42.

6. Контркультура, идеология и политика. – М.: Инион, 1976. – 250с.

7. Костина, А.В. Массовая культура: аспекты понимания // Знание. Понимание. Умение, 2006. – №1. – С. 28-35.

8. Миронов, В.В. Средства массовой коммуникации как зеркало поп-культуры. – http://tvartist.narod.ru/text12/14.htm.

9. Рожков, М.И. и др. Особенности субкультуры неформальных молодежных объединений/ М.И. Рожков, М.А. Ковальчук, А.М. Ходырев. – http://www.yspu.yar/ru.

10. Руднев, В.П. Словарь культуры ХХ века / М.: Аграф, 1999. – С. 155-159.

11. Субкультурные объединения молодежи. – М, 1987. – С.8-26.

12. Флиер, А.Я. Массовая культура и ее социальные функции // Общественные науки и современность. – 1998. – № 6. – С. 138-148.

13. Эстетика молодежной субкультуры. – http://iforprof.do.am/1oad/41-1-0142.

Методические указания

Целью изучения темы «Типология культуры» является определение роли массовой и элитарной культуры в развитии общества. Массовая и элитарная культура относятся к формам культуры и представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Субкультура и контркультура - это часть общей культуры нации, которая отличается от доминирующей культуры своими ценностными ориентациями.

Повторите вопросы, рассмотренные на предыдущем семинарском занятии (определение типологии культуры, критериев типологии, определение понятия «формы культуры»). Дайте определение «массовой» и «элитарной культуры». Выявите специфику разделения культуры на массовую и элитарную. Расскажите об истоках их формирования, подчеркните специфические особенности и сферы их проявления. При изучении массовой культуры выявить связь этого понятия с понятием «масса». Элитарную культуру необходимо рассмотреть в сопоставлении с массовой культурой, подчеркивая ее творческую функцию.

Изучение субкультуры и контркультуры необходимо начать с характеристики доминирующей культуры, тем самым подчеркивая их сходство и различие. Дайте определение субкультуры и контркультуры, обратите внимание на роль контркультуры в исторической динамике. Говоря о роли субкультур в обществе, подчеркните их значение в пополнении доминирующей культуры новыми ценностями. Приведите примеры, когда субкультуры становится контркультурой. Подчеркните причины появления молодежных субкультур. Расскажите о любой молодежной субкультуре. При подготовке к этому вопросу опирайтесь на учебники П.С. Гуревича.

 

Контрольные вопросы

К вопросу 1

1. Дайте определение понятию «типология».

2. Вспомните основные критерии типологии культуры?

3. Что называется отраслями, типами, видами и формами культуры?

4. Как соотносятся между собой массовая и элитарная культура?

5. Назовите негативные стороны массовой культуры.

6. Является ли массовая культура культурой «социальных низов»?

 

К вопросу 2

1. Каковы механизмы трансляции культуры?

2. Почему в культуре рождаются субкультуры?

3. Верно ли, что контркультура – это начало новой культуры?

4. Чем отличается субкультура от конткультуры?

 

Темы докладов и сообщений

1. Современные тенденции развития молодежных субкультур (на любом примере)[9, 11, 13].

2. Молодежная субкультура и общечеловеческое искусство[3,10].

3. Контркультура и ее ценности[2,4, 5, 6].

4. Битничество как феномен молодежной субкультуры[5,6].

5. Массовая и элитарная культура[1,7,8,12].

 

 

Семинар 9.

 Генезис культуры и особенности первобытности

Как типа культуры

1. Первобытность как тип культуры. Этапы становления и типологические характеристики.

2. Синкретизм первобытной культуры. Первобытные формы религии и искусства, мировоззрения.

3. Культурологенез. Методы изучения человека и культуры. Концепции генезиса культуры.

Основные понятия: креационизм, эволюционизм, палеолит, неолит, антропогенез, патриархат, матриархат, неолитическая революция, синкретизм, политеизм, анимизм, тотемизм, фетишизм, табу, магия.

 

Основная литература

К вопросу 1

1. Алексеев В. П., Першиц А.И. История первобытного общества. — М.: Высшая школа, 1999. – 352c.

2. Древние цивилизации. - М.: Мысль, 1989. – 478с.

3. Культурология: Учебник для технических вузов /под ред.М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов-на Дону: Феникс, 2001. – С.24-40.

4. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2001. – С. 196-197.

 

К вопросу 2

1. Борзова, Е.П. История мировой культуры / Е.П. Борзова. – СПб.: Лань, 2002. – С. 29-45.

2. Культурология: Учеб. Пособие/под ред. А.А. Радугина.- М.,2001. – С. 54-59.Кравченко А.И.

3. Культурология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2001. – С. 197-205.

4. Токарев С. А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. – М., 1990. – С.579-583.

К вопросу 3

1. Алексеев В. П., Першиц А.И. История первобытного общества. — М.: Высшая школа, 1999. – С.352с.

2. Гуревич, П.С. Культурология / П.С.Гуревич. – М.: Гардарики, 2002. – С.47-54.

3. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2001. – С. 148-149.

4. Культурология: Учебник для технических вузов /под ред.М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов-на Дону: Феникс, 2001. – С. 127-145.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: