Методические указания

Целью изучения темы «Генезис культуры и особенности первобытности как типа культуры» является изучения основ возникновения культуры, истоков ее формирования, определение специфики зарождения первобытного искусства и первобытных верований. Под первобытной культурой традиционно принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад, либо тех народов, которые ведут первобытный образ жизни.

Дайте определение «первобытности» как типа культуры, подчеркните синкретичный характер первобытной культуры, выявите предпосылки ее возникновения, подчеркните взаимосвязь верований, традиций и искусства. Говоря об этапах становления первобытной культуры, необходимо подчеркнуть магическую роль искусства, обратить внимание на роль мифологии (протокультуры) в развитии культуры. Подчеркнуть, что первобытная культура – это не только самый древний тип культуры, определявший бытие людей на протяжении почти всей их истории; но и первобытной, архаичной может быть культура живущих «рядом» с нами народов, высокомерно называемой некоторыми примитивной. Необходимо помнить, что древнейшая культура остается органичной и весьма существенной частью современной культуры, которая заслуженно гордится своим рационализмом и техническим могуществом.

Расскажите о зачатках первых религиозных представлений. Назовите типы первобытных верований (анимизм, тотемизм, фетишизм). Расскажите о ранних формах культа предков, о роли в них системы запретов – табу. Если тотемизм ориентирован на внутренние потребности рода, то анимизм носит всеобщий характер. Связующим звеном между анимизмом и тотемизмом служит вера в души предков и возможность их заступничества в грозном мире духов. Средством же связи с потусторонним миром является магия. 

Дайте определение понятию «первобытное искусство», объясните причины его появления. Назовите и охарактеризуйте виды первобытного искусства. Объясните, почему первые скульптурные изображения были женскими. Дайте определение антропоморфному и зооморфному стилям в первобытном искусстве. Расскажите, опираясь на динамику наскальных рисунков, о развитии абстрактного мышления. Объясните, почему орнамент является выражением высшей степени абстракции. Раскройте роль неолитической революции.

Говоря об антропогенезе, следует различать два подхода к проблеме: креационизм и эволюционизм. Рассмотрите несколько теорий происхождения культуры. В рамках деятельностного подхода обратите внимание на орудийно-трудовую теорию. Расскажите о роли магии и символов в процессе формирования культуры. Свяжите слово культура со словом культ. Опираясь на работу Н.Бердяева, расскажите о глубинной связи между культурой и культом, о близости культуры и религии.

Дополнительная литература

1. Линс Ю. История древних цивилизаций. — М.—СПб.: АСТ Полигон, 1999. – С.12-109.

2. Лосев А. Ф. Далектика мифа /А. Ф. Лосев. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. – С.21-187.

3. Любимов Л.Б. Искусство древнего мира. — М.: Акт, 2002. – 240с.

4. Мифологический словарь. - М.: Бол. Росс. энциклопедия, 1992. – 672с.

5. Тайлор, Э. Первобытная культура / Э. Тайлор. – М., 1989. – 573с.

6. Фрезер, Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. - М.: Эксмо, 2006. – 960с.

 

Контрольные вопросы

К вопросу 1

1. Дайте определение понятию «первобытная культура».

2. Каковы этапы первобытной культуры?

3. Что такое неолитическая революция? Какое значение она имеет для первобытной культуры?

4. Каким термином обозначается процесс возникновения человека?

5. В чем состоит историческое значение первобытного типа культуры?

 

К вопросу 2

1. Какое место занимает миф в первобытной культуре, каковы его отличительные признаки?

2. Какие элементы ранних религий существуют в настоящее время?

3. Какая особенность характерна для мировоззрения людей первобытного общества?

4. Какой вид письменности характерен для первобытного общества?

5. Какая наука изучает быт и культуру древних народов по сохранившимся памятникам?

 

К вопросу 3

1. Что такое культурологенез?

2. В чем смысл орудийно-трудовой теории происхождения культуры?

3. Можно ли считать магию (культ) источником зарождения культуры?

4. Какова роль символов в процессе зарождения культуры, искусства?

Темы докладов и сообщений

1. Культура первобытного типа в современных условиях[5].

2. Магия и ее формы[4,6].

3. Анимистические представления первобытного человека[4,5].

4. Анализ содержания мифа (по выбору)[2,4,5].

5. Специфические особенности первобытного искусства[1,3,5].

 

 

Семинар 10.

Формирование европейской культуры

(история культуры от Античности до Ренессанса)

1. Античность как тип культуры. Особенности культуры Древней Греции и Древнего Рима.

2. Средневековая культура. Культурно-исторические типы. Романика и готика.

3. Ренессанс как переходный тип культуры. Культура эпохи Возрождения в Италии. Северное Возрождение.

Основные понятия: античность, полис, агон, катарксис, теоцентризм, карнавализация, куртуазность, романика, готика, Ренессанс, антропоцентризм, гуманизм.

Основная литература

К вопросу 1

1. Боннар, А. Греческая цивилизация / А. Боннар. М., 1992. Т. I. Гл. 2, 4, 8; Т. II. Гл. 2, 3, 4, 7, 8; Т. III. Гл. 1, 2, 3, 5. (а также другие книги этого автора)

2. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972. –С. 74-99,170-214, 201-214. 238-259.

3. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.– С.319-321.

4. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М., 1990. – 351 с.

 

К вопросу 2

1. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. – М., 1988. (а также другие книги этого автора)

2. Данилова Е. И. Искусство средних веков и Возрождения: Работы разных лет / [Авт. вступ. ст. М. Я. Либман].- М.: Совет. художник, 1984.- 271 с.

3. Даркевич В.П. Народная культура Средневековья: Пародия в лит. и искусстве, IX-XVI вв. / Рос. АН, Ин-т археологии. - М.: Наука, 1992. - 286 с.  

4. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010. – С. 321-323.

5. Культурология: учеб. пособие / под ред. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 1995. С. 174–194, 562–573.

К вопросу 3

1. Баткин Л.М. Итальянское возрождение. Проблемы и люди. М.,1995. С. 45-55, 88-95, 116-118, 186-191, 228-230. (а также другие книги этого автора)

2. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М.: Интрада, 2001. – С101-127,127-151,197-205,

3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств: Вып. 1–3. М., 1986–1993.

4. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.– С. 323-326.

5. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1998. – 366с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: