Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций

    В теории гражданского права выделяют следующие формы государственной поддержки СО НКО: прямая и косвенная.

    Прямая поддержка социально ориентированных организаций выражается в административном воздействии государственных органов на сферу деятельности таких субъектов рынка. Косвенная поддержка осуществляется без прямого вмешательства государства и опирается на основные закономерности функционирования национальной экономики.

    С принятием поправок в 2010 г. в ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» появилось две формы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций со стороны государственных органов: «2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах; 4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах» [2]. Ссылки оформляются всегда одинаково. Это и есть косвенная поддержка, осуществляемая государством.
В 2013 г. были введены ещё две формы: «1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка; 3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон О НО?). Данные две формы являются прямыми способами оказания государством помощи социально ориентированным некоммерческим организациям. Рассмотрим их подробнее.

    Форма непрямой государственной поддержки относится к ведению науки налогового, бюджетного и финансового права. Предоставление налоговых льгот выражается в применении определенного «облегченного» налогового режима к деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.
Предоставление налоговых льгот СО НКО можно разделить на два направления: 1. стимулирование деятельности СО НКО путем предоставления им определенного налогового режима, отличного от обычного; 2. предоставление налоговых привилегий, которые связаны с благотворительностью.

    Первый вид налоговых льгот касается деятельности СО НКО, а второй – субъектов, которые осуществляют помощь и поддержку таких организаций.
Что касается первого вида налоговых льгот, то здесь можно привести следующие примеры. Во- первых, это вычет из налоговой базы по налогу на прибыль и налогу, который платится из-за упрощенной системы налогообложения. Во-вторых, это освобождение СО НКО от уплаты налогов за определённый перечень товаров, работ и услуг, указанных в ст. 149 Налогового кодекса РФ. Например, «услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми при наличии специального заключения организации здравоохранения, органов социальной защиты и др.» (НК РФ). В НК РФ и иных нормативных актах указаны и другие налоговые льготы по отношению к организациям, которые занимаются социальной направленности.
    Второй вид налоговых привилегий – это предоставление налоговых льгот лицам, которые оказывают помощь и поддержку СО НКО.
Виды прямой поддержки были перечислены выше. Условно можно разделить их на две группы мероприятий: 1 группа – финансовая; имущественная; информационная; 2 группа – осуществление закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у таких организаций.
Рассмотрим для начала более широкую группу мероприятий, связанных с формой прямой поддержки. Для систематизации информации по данной группе разделим её на отдельные сферы.

    Первая сфера – финансовая. Государство стремится обеспечить финансирование деятельности СО НКО, чтобы воплотить наиболее интересные и необходимые для общества проекты на практике. Для этого выделяются средства федерального, регионального и муниципального бюджета. Субсидии могут выделяться как из федерального бюджета, так и бюджета субъекта РФ. Один из видов субсидирования – гранты. Это безвозмездная субсидия, выдаваемая в денежной форме юридическим или физическим лицам на осуществление их проектов, либо на проведение научных или других исследований, на обучение, лечение и другие цели с условием последующего отчёта об их использовании.

    Таким образом, основами способами поддержки СО НКО со стороны государства в финансовой сфере является выделение денежных средств в виде грантов и субсидий на реализацию проектов такими организациями.
Следующая сфера мероприятий прямой поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций – информационная поддержка. Она реализуется посредством создания сайта в сети Интернет каждым субъектом РФ, где размещается информация для социально ориентированных некоммерческих организаций и о них.

    Имущественная поддержка — следующая группа мероприятий прямой поддержки СО НКО. Данный вид помощи государства социально ориентированным некоммерческим организациям заключается в передаче движимого и недвижимого имущества, кроме земельных участков, принадлежащих государству или муниципалитету в безвозмездное пользование или аренду таким организациям.
    Вторая группа прямого вида поддержки государством социально ориентированных некоммерческих организаций – это осуществление закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у таких субъектов.

    Социально ориентированным некоммерческим организациям, так же как и субъектам малого предпринимательства в федеральном законе о закупках для государственных и муниципальных нужд[6] отведена статья, которая определяет основные положения государственной поддержки данных субъектов в закупках. В ней говорится о том, что заказчики обязаны осуществлять закупки у таких субъектов не менее чем в 15-процентном объеме от годового объема закупок. Верхний предел не ограничен. До принятия Закона № 44-ФЗ существовал особый перечень товаров, работ и услуг, которых необходимо было закупать у СМП и СО НКО. Сейчас проведение конкурентных процедур для таких субъектов возможно при любом предмете государственного контракта. По настоящему законодательству максимальная цена процедуры, которая может проводиться для таких субъектов, увеличилась с 15 млн. рублей до 20 млн. рублей.
Таким образом, работа по развитию рынка социальных услуг и государственной поддержки СО НКО требует взаимодействия между государственными органами.     Кроме того следует уделять больше внимания практике реализации законодательства, которое регулирует деятельность СО НКО: подробнее проводить мониторинг за деятельностью таких организаций для более качественной оценки проблем и быстрого их устранения. Очевидно, что данные задачи следует решать путем применения проектного подхода, а не через стандартные регламенты взаимодействия между государственными органами по данным вопросам.

 











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: