Глава 2. Анализ государственной программы

2.1. Определение понятия «Государственная программа»

 

    Государственная программа — это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.[7]

    Государственные программы Российской Федерации разрабатываются федеральными органами исполнительной власти для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации.

           Государственные программы Российской Федерации разрабатываются на период, определяемый Правительством Российской Федерации.

    Государственные программы Российской Федерации включают в себя подпрограммы, содержащие, в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти Российской Федерации.

    Государственные программы Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

    Перечень государственных программ Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.

    В соответствии с Перечнем государственных программ Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р, ответственными исполнителями должны быть разработаны 43 государственные программы Российской Федерации.

В 2011 году были утверждены 2 государственные программы «Доступная среда» и «Информационное общество». В период с 2012 по 2013 годы были разработаны и утверждены еще 37 государственных программ.

    В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2014 году 39 государственных программ были актуализированы и приведены в соответствие с утвержденными параметрами федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015–2016 гг. Также в 2014 году была утверждена государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», первым годом реализации которой был определен 2015 год.

    Актуализация государственных программ и приведение их в соответствие с утвержденными параметрами федерального бюджета на 2015 год и плановый период 2016–2017 гг. не осуществлялась ввиду приостановления до 1 января 2016 года действия советующей нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации.

    Ответственным исполнителем Государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.[8] Соисполнитель - Министерство экономического развития Российской Федерации. Участниками программы являются такие учреждения, как Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Федеральная служба безопасности,

Федеральная служба охраны, Фонд социального страхования, Министерство спорта, Министерство финансов, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Министерство просвещения, Министерство культуры

Министерство юстиции, Министерство обороны, Министерство образования и науки Российской Федерации и многие другие.  

2.1. Анализ государственной подпрограммы «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»

         Ответственным исполнителем Государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.[9] Соисполнитель - Министерство экономического развития Российской Федерации. Участниками программы являются такие учреждения, как Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Федеральная служба безопасности,

Федеральная служба охраны, Фонд социального страхования, Министерство спорта, Министерство финансов, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Министерство просвещения, Министерство культуры

Министерство юстиции, Министерство обороны, Министерство образования и науки Российской Федерации и многие другие.  

    15 апреля 2014 года Правительство Российской Федерации постановило:[10]

    1. Утвердить государственную программу «Социальная поддержка граждан»;

В том числе Министерству труда и социальной защиты:

    2. Разместить на своем официальном сайте и сайте Государственных программ Российской Федерации www.rosmintrud.ru государственную программу «Социальная поддержка граждан» в течение двухнедельного срока со дня опубликования постановления Правительства; а также принять меры по реализации указанной государственной программы Российской Федерации.

    Постановление было подписано Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым.

    Программа «Социальная поддержка граждан» включает в себя следующие подпрограммы, в том числе федеральные целевые программы:[11]

1. Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан

2. Модернизация и развитие социального обслуживания населения

3. Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей

4. Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций

5. Старшее поколение

6. Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"

    Реализация программы подразумевает решение таких задач как:

1. Выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан;

2. Создание условий для обеспечения реализации Программы;

3. Обеспечение потребностей граждан в социальном обслуживании;

4. Создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей;

5. Расширение участия негосударственных некоммерческих организаций в решении социальных вопросов;

6. Создание условий для повышения материального и социального положения граждан старшего поколения.

    Период реализации проекта - 01.01.2013 - 31.12.2024.

    На реализацию всех подпрограмм выделено 33 611 294 473,5 тыс. рублей.

Доля денег

 

2.2. Анализ приоритетных направлений государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"

    На реализацию всех подпрограмм выделено 33 611 294 473,5 тыс. рублей.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограмм и ФЦП из средств федерального бюджета:[12]

20 486 525 366,5 тыс. руб. выделено на подпрограмму  «Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан»
4 581 476,7 тыс. руб. выделено на подпрограмму «Модернизация и развитие социального обслуживания населения»

 

12 722 753 465,9 тыс. руб. – «Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей»


11 518 835,2 тыс. руб. выделено на подпрограмму «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»


142 574 458,4 тыс. руб. -

Подпрограмма «Старшее поколение»


243 340 870,8 тыс. руб. - подпрограмма «Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».

    Таким образом, на подпрограмму «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» выделено 11 518 835,2 тыс. руб., что составляет 3,42% от общего бюджета на все подпрограммы.

 

 

2.3. Текущая ситуация с государственной поддержкой социально ориентированных некоммерческих организаций

 

    В числе наиболее сложных проблем и трудностей, с которыми сталкиваются НКО в своей работе, — финансовые трудности (60%), несовершенство законодательной базы (52%), отсутствие взаимодействия со СМИ (32%), отсутствие поддержи со стороны органов местной власти (22%).

    Последние годы отмечены ростом государственной поддержки третьего сектора.

    Основной формой государственной поддержки социально ориентированных НКО выступают бюджетные субсидии (гранты). Общие ассигнования на поддержку СО НКО из федерального бюджета увеличены с 9,1 млрд рублей в 2016 году до 12,9 млрд рублей в 2017 году.

    В начале 2017 года был создан единый Фонд президентских грантов, который распределяет гранты некоммерческим организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества. В 2017 году фонд распределил более 6 млрд руб. среди 3213 СО НКО. В 2018 году по программе президентских грантов направлено 8 млрд руб. На конкурс представлены проекты НКО, которые работают по 13 направлениям в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования и науки, молодежной политики, с 2018 года появилось новое направление – «Выявление и поддержка молодых талантов в области культуры и искусства».

    Всего в течение 2017–2018 гг. Фонд президентских грантов организовал четыре конкурса на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, в которых приняли участие 16 814 некоммерческих организаций. Ими было подготовлено и подано 35 184 социально значимых проекта. По итогам поддержано 6786 проектов на общую сумму 14 490 млн рублей, в том числе по итогам двух конкурсов 2018 года поддержку получают 3573 проекта из всех регионов страны на общую сумму 7,8 млрд рублей. На второй конкурс 2018 года было представлено 9843 проекта из всех 85 регионов страны, в перечень победителей вошли 2022 некоммерческие неправительственные организации из всех регионов страны. Больше половины из поддержанных НКО (1049) получили президентский грант впервые. Многие (483 организации) участвовали в предыдущих конкурсах, но победить смогли только сейчас – после доработки заявок. Стоит отметить постоянный рост количества региональных проектов (исключая Москву и Санкт-Петербург), которые становятся победителями конкурсов. Например, по сравнению с 2015 годом количество поддержанных региональных проектов выросло в четыре раза. Увеличилось и количество проектов-победителей из малых городов и сельской местности, в 2018 году это 1068 организаций, которые получили грантов на общую сумму более 1,2 млрд рублей (на 20% больше, чем в прошлом году). Расширение географии и увеличение количества заявок говорит о том, что люди поверили в эту систему, и в то, что они могут получить финансовую поддержку на свой проект.

    В 2018 году были внесены поправки в Налоговый кодекс, освобождающие граждан от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при получении денежных средств из президентских грантов. Поправки позволят снять обременение с тех выплат, которые НКО производят в адрес добровольцев или каких-либо благополучателей. Волонтеры будут освобождены от уплаты НДФЛ в том случае, если они получили помощь в натуральном выражении, например в виде оплаты билета до места, где они будут осуществлять свою добровольческую деятельность, а также проживания, питания и прочих нужд.

    Один из главных вопросов грантовой программы – реальный социальный эффект реализуемых проектов. В настоящее время Фонд президентских грантов разрабатывает систему оценки результативности проектов и измерения социального эффекта. В некоторых регионах презентация результатов реализации грантовых проектов проходит на площадках региональных общественных палат.

    Финансовую поддержку НКО осуществляют также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Государственные программы субъектов Российской Федерации по поддержке СО НКО в настоящее время приняты и реализуются в 74 регионах страны.

    По данным Минэкономразвития, в 2017 году финансовую поддержку из региональных бюджетов получили 6,6 тыс. организаций (в 2016 году – 5,7 тыс.). Объем государственной финансовой поддержки, предоставленной СО НКО из бюджетов субъектов Российской Федерации, составил почти 25 млрд руб. (в 2016 – 19,5 млрд). В виде субсидий на конкурсной основе в 2017 году было распределено 8,7 млрд рублей (в 2016 году – 6,2 млрд). Так, в Москве на реализацию социально значимых проектов на конкурсной основе в 2017 году было выделено 273 млн рублей: в конкурсе приняли участие 687 НКО, был поддержан 181 проект. В 2018 году бюджет конкурса составил 400 млн руб. В Липецкой области ежегодно на поддержку и развитие СО НКО выделяются средства из областного бюджета, в 2018 году их размер составляет 20,5 млн руб. В 2017 году из бюджета Пензенской области на предоставление субсидий СО НКО Пензенской области было выделено 7,5 млн руб., поддержано 46 СО НКО.

    Наблюдается тенденция роста поддержки СО НКО на муниципальном уровне: объем субсидий, предоставленных местным бюджетам для реализации муниципальных программ поддержки СО НКО, выросли с 2,3 млрд руб. в 2016 году до 2,9 млрд руб. в 2017 году. Доля муниципальных районов и городских округов, реализующих мероприятия по поддержке СО НКО, выросла за 2017 год с 53 до 62%. В то же время программы по поддержке СО НКО приняты только в 23% муниципальных районов и городских округов 96.

    По данным Росстата, в 2017 году совокупные поступления в адрес СО НКО из федерального бюджета составили 43 млрд руб. (в 2016 году – 28 млрд руб.), из бюджетов субъектов Российской Федерации – 38 млрд. руб. (в 2016 - 49 млрд), из муниципальных (местных) бюджетов – 10 млрд (в 2016 году – 7 млрд), из государственных внебюджетных фондов – 6 млрд (остались на уровне 2016 года). Однако к данным цифрам, как и ранее, есть ряд вопросов. Во-первых, чем могут быть вызваны столь скачкообразные изменения совокупных поступлений из федерального и региональных бюджетов? Во-вторых, какие формы государственной поддержки учитываются? Очевидно, что в данном случае речь идет и о получении автономными некоммерческими организациями государственных субсидий. В числе получателей государственной поддержки – НКО, созданные при казенных социальных учреждениях, профессиональные спортивные клубы.

    В некоторых странах акцент делается на государственном финансировании текущей деятельности организации, что позволяет реализовывать долгосрочные социальные проекты. Участники форумов «Сообщество», отвечая на вопрос о том, какая форма государственной поддержки НКО должна быть приоритетной, разделились в этом вопросе примерно поровну.

    В нашей стране государство оказывает третьему сектору имущественную поддержку в форме передачи во владение и пользование нежилых помещений. По данным Росстата, только у 7544 российских СО НКО есть нежилое помещение (здание) в собственности, около 32 тыс. СО НКО безвозмездно пользуются нежилым помещением, находящимся в государственной, муниципальной или частной собственности, еще около 26 тыс. организаций арендуют нежилые помещения. Общее количество СО НКО, получивших недвижимое имущество в аренду на льготных условиях или в безвозмездное пользование, в 2017 году составило 3,4 тыс. организаций (в 2016 году – 3,1 тыс.), количество предоставленной площади в 2017 году составило 969 тыс. кв. метров (в 2016 году – 667 тыс.), что составляет в среднем 284 кв. метра на одну организацию (в 2016 году – 215 кв. метров).

    Кроме того, 29 субъектов Российской Федерации реализуют меры по предоставлению на льготных условиях СО НКО и социальным предпринимателям рекламных площадей, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации. Правовую, консультационную, информационную и организационную поддержку СО НКО в регионах оказывают ресурсные центры, добровольческие центры, центры инноваций в социальной сфере. Финансовая поддержка на региональном уровне в 2017 году оказывалась 125 ресурсным центрам в 67 субъектах Российской Федерации, общий объем ее составил 166,6 млн рублей. Кроме того, в регионах создаются центры инноваций социальной сферы, которые наряду с малым бизнесом могут оказывать поддержку и СО НКО. В 2017 году из федерального бюджета предоставлены субсидии на создание и развитие 11 таких центров (четыре из которых являются новыми) в размере 31,5 млн рублей.

В нашей стране государство оказывает третьему сектору имущественную поддержку в форме передачи во владение и пользование нежилых помещений. По данным Росстата, только у 7544 российских СО НКО есть нежилое помещение (здание) в собственности, около 32 тыс. СО НКО безвозмездно пользуются нежилым помещением, находящимся в государственной, муниципальной или частной собственности, еще около 26 тыс. организаций арендуют нежилые помещения. Общее количество СО НКО, получивших недвижимое имущество в аренду на льготных условиях или в безвозмездное пользование, в 2017 году составило 3,4 тыс. организаций (в 2016 году – 3,1 тыс.), количество предоставленной площади в 2017 году составило 969 тыс. кв. метров (в 2016 году – 667 тыс.), что составляет в среднем 284 кв. метра на одну организацию (в 2016 году – 215 кв. метров).

    Кроме того, 29 субъектов Российской Федерации реализуют меры по предоставлению на льготных условиях СО НКО и социальным предпринимателям рекламных площадей, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации. Правовую, консультационную, информационную и организационную поддержку СО НКО в регионах оказывают ресурсные центры, добровольческие центры, центры инноваций в социальной сфере. Финансовая поддержка на региональном уровне в 2017 году оказывалась 125 ресурсным центрам в 67 субъектах Российской Федерации, общий объем ее составил 166,6 млн рублей. Кроме того, в регионах создаются центры инноваций социальной сферы, которые наряду с малым бизнесом могут оказывать поддержку и СО НКО. В 2017 году из федерального бюджета предоставлены субсидии на создание и развитие 11 таких центров (четыре из которых являются новыми) в размере 31,5 млн рублей.

    По данным опроса, проведенного Общественной палатой Российской Федерации, из числа участников форумов «Сообщество» подавляющее большинство знают о существовании ресурсных центров в регионах, но регулярно пользуются их услугами только около 22%.

    Примеры ряда регионов заслуживают отдельного внимания и тиражирования. В Новосибирской области создана разветвленная и постоянно функционирующая сеть муниципальных ресурсных центров. Бюджет организаций составляет примерно от 200 до 600 тыс. руб., эти средства они получают как из областного, так и из муниципального бюджетов. Работают два человека как добровольцы, это обычно люди, которые еще где-то получают зарплату. Им предоставляется материально-ресурсная база и помещение, которое дает муниципалитет. В 2018 году создан онлайновый ресурсный центр «НКО. Удмуртия», цель которого – обеспечение некоммерческих организаций и активных граждан единым информационным ресурсом. Новостная лента сайта обновляется практически ежедневно, здесь же можно найти анонсы актуальных событий Удмуртии, информацию о грантовых конкурсах и реализуемых проектах, полезные ссылки. В Сибирском федеральном округе в 2018 году был создан единый Сибирский ресурсный центр НКО.

    По данным Минэкономразвития, число сотрудников СО НКО, получивших обучение по вопросам оказания услуг в социальной сфере за счет средств субъектов Российской Федерации, выросло с 3,6 тыс. человек в 2016 году до 7 тыс. человек в 2017 году.

 

Положительные и отрицаельные экстерналии действия программы Насколько программа поможет програмМА ПРОПИСАТЬ МНЕНИЕ

 

 

2.4. Мероприятия по повышению эффективности государственной поддержки

Выводы по Главе 2


[1] https://www.financialguide.ru/article/economics/znachenie-nekommercheskogo-sektora-dlya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-rossii#_link1(дата обращения – 10.05.2020)

[2] Mankiw, N. Gregory, David Romer, David N. Weil. «A Contribution to the Empirics of Economic Growth.» The Quarterly Journal of Economics, May 1992 (education); Hamoudi, Amar A., Jeffrey D. Sachs. «Economic Consequences of Health Status: A Review of the Evidence.» Center for International Development at Harvard University, Working Papre No 30, December 1999. (дата обращения – 10.05.2020)

 

[3] https://report2018.oprf.ru/ru/3.php (дата обращения - 10.05.2020)

[4] Предложения по изменению обязательной отчетности для НКО в Минюст // Форум доноров, 06.07.2018 http://www.donorsforum.ru/reports/predlozheniya-po-izmeneniyu-obyazatelnoj-otchetnosti-dlya-nko-v-minyust/

[5] http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2017/9/economicsmanagement/Pavlova_Lakeeva.pdf

[6] https://minjust.ru/ru/node/286923

[7] https://programs.gov.ru/Portal/government_program

[8] https://programs.gov.ru/Portal/program/03/passport (дата обращения - 09.05.2020)

[9] https://programs.gov.ru/Portal/program/03/passport (дата обращения - 09.05.2020)

[10] https://base.garant.ru/70644062/ (дата обращения – 27.04.2020)

[11] https://programs.gov.ru/Portal/program/03/passport (дата обращения - 04.05.2020)

[12] https://programs.gov.ru/Portal/program/03/passport (дата обращения - 10.05.2020)







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: