№ | Дата | Тема урока | Цели по программе | |||
I четверть (48 ч) | ||||||
Добукварный период | Добукварный период
1.1.1.1 Понимать, что такое речь, текст, предложение, слово 1.1.2.1 Определять, о ком/ о чем говорится в тексте, и понимать, что хотел сказать автор 1.1.3.1 Пересказывать прослушанный материал, сохраняя последовательность событий (с помощью учителя) 1.1.4.1 Прогнозировать содержание рассказа по заголовку/иллюстрации 1.1.5.1 Использовать речевой этикет в разных ситуациях общения 1.1.6.1 Использовать в речи слова-описания/ сравнения, невербальные средства общения (мимика, жесты), соблюдать интонацию для передачи смысла высказывания 1.1.7.1 Высказывать отношение к прослушанному, обосновывать его простыми предложениями 1.1.8.1 Составлять рассказ по сюжетной иллюстрации или по серии картинок 1.1.9.1 Выделять звуки в словах и различать их признаки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие) 1.1.9.2 Понимать, что слова состоят из слогов, определять количество и порядок слогов в слове
1.1.9.3 Понимать смыслоразличительную роль звука и ударения 1.1.9.4 Понимать функции йотированных букв в слове 1.2.1.1 Читать схемы слов/предложений 1.2.5.1 Формулировать вопросы к иллюстрациям/ тексту (с помощью учителя), отвечать на вопросы по содержанию прочитанного 1.3.3.1 Составлять картинный план, план-схему текста и озаглавливать (с помощью учителя) 1.3.4.1 Передавать информацию из прослушанных/прочитанных текстов при помощи рисунка, схемы, знаков с помощью учителя 1.3.8.1 писать элементы букв, прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения; писать разборчиво в соответствии с нормами каллиграфии; обозначать звуки сильных позиций буквами на письме 1.3.10.1 различать, использовать в письменной речи слова-предметы, слова-признаки, слова-действия и изменять их по числам 1.3.11.1 ставить знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный, восклицательный знаки | |||||
ВСЁ ОБО МНЕ | ||||||
1. | Давайте познакомимся! | |||||
2. | Кто такие школьники? | |||||
3. | Как люди общаются? | |||||
4. | Что помогает людям общаться? | |||||
5. | Как Буратино пошёл в школу? | |||||
6. | Что такое интонация? | |||||
7. | Из чего состоят предложения? | |||||
8. | Что такое слово? | |||||
9. | О чём могут рассказать слова? | |||||
10. | Как образуется слог? | |||||
11. | Как мы произносим слоги? | |||||
12. | Как найти ударный слог? | |||||
13. | Умная страничка | |||||
14. | Что мы слышим и произносим? | |||||
15. | Как найти звук? | |||||
16. | Как получить новые слова? | |||||
17. | Что такое рифма? | |||||
18. | Что умеют гласные звуки? | |||||
19. | Что зависит от ударения? | |||||
20. | Гласные приглашают тебя в цирк | |||||
21. | Кто где живёт? | |||||
22. | Как безопасно играть в доме? | |||||
23. | В гости к звонким и глухим согласным | |||||
24. | Что ты делаешь дома? | |||||
25. | Что ты знаешь о звуках? | |||||
26. | Как оценивать поступки героев? | |||||
27. | Игровая страничка | |||||
Основной (букварный) период | Основной (букварный) период:
1.1.1.1 Понимать, что такое речь, текст, предложение, слово 1.1.2.1 Определять, о ком/ о чем говорится в тексте, и понимать, что хотел сказать автор 1.1.3.1 Пересказывать прослушанный материал, сохраняя последовательность событий (с помощью учителя) 1.1.4.1 Прогнозировать содержание рассказа по заголовку/иллюстрации 1.1.5.1 Использовать речевой этикет в разных ситуациях общения 1.1.6.1 Использовать в речи слова-описания/ сравнения, невербальные средства общения (мимика, жесты д.), соблюдать интонацию для передачи смысла высказывания 1.1.7.1 Высказывать отношение к прослушанному, обосновывать его простыми предложениями 1.1.8.1 Составлять рассказ по сюжетной иллюстрации или по серии картинок 1.1.9.1 Выделять звуки в словах и различать их признаки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие) 1.1.9.2 Понимать, что слова состоят из слогов, определять количество и порядок слогов в слове 1.1.9.3 Понимать смыслоразличительную роль звука и ударения 1.2.1.1 Читать схемы слов/предложений 1.2.1.2 Использовать основные виды чтения (плавное слоговое чтение с переходом на чтение целыми словами, осознанное чтение) 1.2.3.1 Определять начало, середину и конец текста с помощью учителя 1.2.4.1 Понимать лексическое значение и смысл слов с учетом обобщенности их значений (слова-предметы, слова-признаки, слова-действия); близкие/противоположные по значению, многозначные слова (с помощью учителя) 1.2.5.1 Формулировать вопросы к иллюстрациям/ тексту (с помощью учителя), отвечать на вопросы по содержанию прочитанного 1.2.6.1 Распознавать текст-повествование, жанры по их особенностям (сказка, рассказ, стихотворение), стили (художественные и нехудожественные тексты) с помощью учителя 1.2.9.1 Распознавать образ буквы и сопоставлять его со звуком 1.2.9.2 Понимать, какую работу выполняет буква в слове в зависимости от ее позиции (гласный как показатель мягкости/твердости согласных) 1.2.9.3 Понимать роль ь, ъ знака в слове 1.3.3.1 Составлять картинный план, план-схему текста и озаглавливать (с помощью учителя) 1.3.5.1 Составлять и писать простые предложения/тексты на заданную тему, используя слова для справок/с помощью учителя; 1.3.6.1 Писать простые предложения/тексты, дополняя их рисунками, знаками, схемами 1.3.8.1 Писать элементы букв, прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения; писать разборчиво в соответствии с нормами каллиграфии; обозначать звуки сильных позиций буквами на письме 1.3.9.1 Списывать/писать слова, написание которых расходится с произношением (вода, снег, пенал), соблюдать правила переноса (с помощью учителя) 1.3.9.3 Писать заглавную букву в именах собственных, в начале предложения (с помощью учителя) 1.3.9.4 Писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова 1.3.10.1 Различать, использовать в письменной речи слова-предметы, слова-признаки, слова-действия и изменять их по числам 1.3.11.1 Ставить знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный, восклицательный знаки | |||||
МОЯ ШКОЛА | ||||||
28. | Что мы знаем о школе? | |||||
29. | Чем звуки отличаются от букв? | |||||
30. | Звук [а]. Буква А а | |||||
31. | Как произносятся гласные буквы? | |||||
32. | Можно ли играть с буквами? | |||||
33. | Что ты делаешь в школе? | |||||
34. | Где можно прыгать и играть? А где нужно заниматься? | |||||
35. | Звук [у]. Буква У у | |||||
36. | Что такое урок? | |||||
37. | Как дети собираются в школу? | |||||
38. | Как дети добираются до школы? | |||||
39. | Какой путь ты проходишь по школе? | |||||
40. | Звук [и]. Буква И и | |||||
41. | Как ты понимаешь безопасный маршрут до школы?... | |||||
42. | Почему дети любят играть? | |||||
43. | Что читают дети? | |||||
44. | Что можно узнать из книг? | |||||
45. | Звук [о]. Буква О о | |||||
46. | Школа - дом знаний | |||||
47. | Я - школьник (пересказ рассказа о школе) | |||||
48. | Звук [ы]. Буква Ы ы | |||||
II четверть (48 ч) | ||||||
1. | История с буквой Ы | |||||
2. | Из каких частей состоит сказка и рассказ? | |||||
3. | Я - школьник (написание рассказа) | |||||
4. | Как представить своего друга? | |||||
5. | Как написать рассказ о школе? | |||||
6. | Что я умею? Что я могу? | |||||
| ||||||
МОЯ СЕМЬЯ И ДРУЗЬЯ |
| |||||
7. | Что такое семья? | |||||
8. | Чем мы занимаемся в свободное время? | |||||
9. | Звуки [м], [м']. Буква Мм | |||||
10. | Как ты заботишься о маме? | |||||
11. | Звуки [т], [т']. Буква Т т | |||||
12. | Что ты знаешь о своей семье? | |||||
13. | Звуки [н], [н']. Буква Н н | |||||
14. | Мы - помощники | |||||
15. | Что мы можем вместе? | |||||
16. | Звуки [л], [л']. Буква Л л | |||||
17. | Как мы отдыхаем? | |||||
18. | На что и клад, коли в семье лад | |||||
19. | Что такое родовое древо? | |||||
20. | Звуки [с], [с']. Буква С с | |||||
21. | Как можно завести новых друзей? | |||||
22. | Звуки [р], [р']. Буква Р р | |||||
23. | Что такое дружба? | |||||
24. | Звук [ш]. Буква Ш ш | |||||
25. | Почему дружат люди разных народов? | |||||
26. | Как распознать настоящих друзей? | |||||
27. | Какие правила есть у дружбы? | |||||
Мир вокруг нас | ||||||
28. | Звуки [к], [к']. Буква К к | |||||
29. | В гости к птицам | |||||
30. | Звуки [п], [п']. Буква П п | |||||
31. | Изучаю природные зоны Казахстана | |||||
32. | Звуки [б], [б']. Буква Б б | |||||
33. | Что ты наблюдаешь в природе? | |||||
34. | Парные согласные Б-П | |||||
35. | Звуки [г], [г']. Буква Г г | |||||
36. | Учусь создавать постер | |||||
37. | Парные согласные Г-К | |||||
38. | Звуки [д], [а']- Буква Д д | |||||
39. | Стихи и рассказы о погоде | |||||
40. | Парные согласные Д - Т | |||||
41. | Звуки [з], [з']. Буква 3 з | |||||
42. | Составляю рассказ о зиме | |||||
43. | Парные согласные 3 - С | |||||
44. | Звук [ж]. Буква Ж ж | |||||
45. | Продолжаем сочинять рифмы | |||||
46. | Парные согласные Ж - Ш | |||||
47. | Читаю слова с ЖИ и ШИ | |||||
48. | Отправляемся в путешествие | |||||
III четверть (54 ч) | ||||||
Путешествие | ||||||
1. | Что ты знаешь о путешествиях? | |||||
2. | Звуки [й'э], [э]. Буква Ее | |||||
3. | Кто путешествует по лесным тропкам? | |||||
4. | Какие правила путешествия по лесу нужно помнить? | |||||
5. | Звуки [й'о], [о]. Буква Ё ё | |||||
6. | Что ты возьмёшь с собой в путешествие? | |||||
7. | Что ещё необходимо в путешествии? | |||||
8. | Звуки [в], [в']. Буква В в | |||||
9. | Какой способ путешествия тебе нравится? | |||||
10. | Каких животных можно встретить в путешествии? | |||||
11. | Звук [й']. Буква Й й | |||||
12. | С кем ты хочешь путешествовать? | |||||
13. | Как нельзя путешествовать? | |||||
14. | Как можно путешествовать по сказкам? | |||||
15. | Где прячется Ь? | |||||
16. | Как составить маршрут путешествия? | |||||
17. | Какие книги о путешествиях ты знаешь? | |||||
18. | Звук [э]. Буква Э э | |||||
19. | Кто такой экскурсовод? | |||||
20. | Экскурсия на стройку | |||||
21. | Звуки [й' а], [а]. Буква Я я | |||||
22. | Как сделать постер с фотографиями? | |||||
23. | Как разделить яблоко? | |||||
24. | Звуки [й'у], [у]. Буква Ю ю | |||||
25. | О чём может рассказать буква Ю? | |||||
26. | А ты путешествовал по Казахстану? | |||||
27. | Волшебное путешествие по Казахстану | |||||
Традиции и фольклор | ||||||
28. | Какие бывают традиции и обычаи? | |||||
29. | Звуки [х], [х']. Буква X х | |||||
30. | В какие игры родители играли в детстве? | |||||
31. | Какие игры у разных народов? | |||||
32. | Звук [ц]. Буква Ц ц | |||||
33. | Поиграй и отгадай | |||||
34. | Животные играют | |||||
35. | Звук [ч']. Буква Ч ч | |||||
36. | В гостях у Чиполлино | |||||
37. | Играем с буквами | |||||
38. | Играем в грамматическую арифметику | |||||
39. | Звук [щ']. Буква Щ щ | |||||
40. | Умеешь ли ты составлять правила игры? | |||||
41. | Составляем рассказ по плану | |||||
42. | Что такое фольклор? | |||||
43. | Звуки [ф], [ф']. Буква Ф ф | |||||
44. | Кто такие герои? | |||||
45. | Парные согласные В-Ф | |||||
46. | Буква Ъ | |||||
47. | Разделительные ЪиЬ | |||||
48. | Герои среди нас | |||||
49. | Кто такие батыры? | |||||
50. | Что ты знаешь о батырах нашей страны? | |||||
51. | Знаешь ли ты легенды? | |||||
52. | Как Алдаркосе поменял шубу | |||||
53. | Почему петухи остались голодными? | |||||
54. | Что мы знаем о празднике Наурыз? | |||||
IV четверть (48 ч) | ||||||
Послебукварный период | Послебукварный период
1.1.1.1 Понимать, что такое речь, текст, предложение, слово 1.1.2.1 Определять, о ком/ о чем говорится в тексте, и понимать, что хотел сказать автор 1.1.3.1 Пересказывать прослушанный материал, сохраняя последовательность событий (с помощью учителя) 1.1.4.1 Прогнозировать содержание рассказа по заголовку/иллюстрации 1.1.5.1 Использовать речевой этикет в разных ситуациях общения 1.1.6.1 Использовать в речи слова-описания/ сравнения, невербальные средства общения (мимика, жесты д.), соблюдать интонацию для передачи смысла высказывания 1.1.7.1 Высказывать отношение к прослушанному, обосновывать его простыми предложениями 1.1.8.1 Составлять рассказ по сюжетной иллюстрации или по серии картинок 1.1.9.1 Выделять звуки в словах и различать их признаки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие) 1.1.9.2 Понимать, что слова состоят из слогов, определять количество и порядок слогов в слове 1.1.9.3 Понимать смыслоразличительную роль звука и ударения 1.1.9.4 Понимать функции йотированных букв в слове 1.2.1.2 Использовать основные виды чтения (плавное слоговое чтение с переходом на чтение целыми словами, осознанное чтение) 1.2.2.1 Определять, о ком/ о чем говорится в тексте, и понимать, что хотел сказать автор текста 1.2.3.1 Определять начало, середину и конец текста с помощью учителя 1.2.4.1 Понимать лексическое значение и смысл слов с учетом обобщенности их значений (слова-предметы, слова-признаки, слова-действия); близкие/противоположные по значению, многозначные слова (с помощью учителя) 1.2.5.1 Формулировать вопросы к иллюстрациям/ тексту (с помощью учителя), отвечать на вопросы по содержанию прочитанного 1.2.6.1 Распознавать текст-повествование, жанры по их особенностям (сказка, рассказ, стихотворение), стили (художественные и нехудожественные тексты) с помощью учителя 1.2.7.1 Находить информацию в одном источнике, используя алфавитный порядок расположения текстов (словари, справочники, детские энциклопедии) 1.2.8.1 Сравнивать тексты разных жанров (сказка, рассказ, стихотворение) и стилей (художественные и нехудожественные) с помощью учителя 1.2.9.1 Распознавать образ буквы и сопоставлять его со звуком 1.2.9.2 Понимать, какую работу выполняет буква в слове в зависимости от ее позиции (гласный как показатель мягкости/твердости согласных) 1.2.9.3 Понимать роль ь, ъ знака в слове 1.3.3.1 Составлять картинный план, план-схему текста и озаглавливать (с помощью учителя) 1.3.5.1 Составлять и писать простые предложения/тексты на заданную тему, используя слова для справок/с помощью учителя; 1.3.6.1 Писать простые предложения/тексты (сообщение, поздравление, письмо с помощью учителя) 1.3.7.1 Проверять написание слов, предложений/текста и исправлять ошибки с помощью учителя 1.3.8.1 Писать элементы букв, прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения; писать разборчиво в соответствии с нормами каллиграфии; обозначать звуки сильных позиций буквами на письме 1.3.9.1 Списывать/писать слова, написание которых расходится с произношением (вода, снег, пенал), соблюдать правила переноса (с помощью учителя) 1.3.9.2 Применять правила правописания: жи-ши, ча-ща, чу-щу; -чк-, -чн-, -нщ-, -шн- 1.3.9.3 Писать заглавную букву в именах собственных, в начале предложения (с помощью учителя) 1.3.9.4 Писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова | |||||
Еда и напитки | ||||||
1. | Как мы общаемся? | |||||
2. | Что такое речь? | |||||
3. | Какой бывает речь? | |||||
4. | Что такое звуки? | |||||
5. | Характеристика звука | |||||
6. | Что такое буквы? | |||||
7. | В гости к алфавиту | |||||
8. | Посещение кафе | |||||
9. | Как надо вести себя за столом? | |||||
10. | Что мы едим? | |||||
11. | Составление рецепта салата | |||||
12. | Как писать жи-ши, ча-ща, чу-щу? | |||||
13. | Почему полезна каша? | |||||
14. | Как принимать гостей? | |||||
15. | Как переносить слова? | |||||
16. | Как вырастить хороший урожай? | |||||
17. | Согласные звуки и буквы | |||||
18. | Чем питаются птицы и звери? | |||||
19. | Игры с парными согласными | |||||
20. | Как приготовить вкусную, полезную пищу? | |||||
21. | Как писать чк, чн, щн, нщ? | |||||
22. | Написание рассказа о правильном питании | |||||
23. | Экскурсия в зоопарк | |||||
24. | Как Алдаркосе ходил в гости | |||||
В здоровом теле - здоровый дух! | ||||||
25. | Ь в конце слова | |||||
26. | Определяем жанр произведения | |||||
27. | Ь в середине слова | |||||
28. | Разделительный Ь | |||||
29. | Ударение | |||||
30. | Ударные и безударные гласные | |||||
31. | Непроверяемые гласные | |||||
32. | Для чего нужен режим дня? | |||||
33. | Как пишется первое слово в предложении? | |||||
34. | Что ставят в конце предложения? | |||||
35. | Какие слова пишутся с большой буквы? | |||||
36. | Какие слова пишутся с большой буквы? | |||||
37. | Какие слова обозначают предмет? | |||||
38. | Какие слова обозначают предмет? | |||||
39. | Какие слова называют действие предмета? | |||||
40. | Какие слова называют действие предмета? | |||||
41. | Какие слова называют признак предмета? | |||||
42. | Какие слова называют признак предмета? | |||||
43. | Что такое предлог? | |||||
44. | Что такое предлог? | |||||
45. | Что нужно для здоровья? | |||||
46. | О правилах личной гигиены | |||||
47. | Вспоминай, повторяй, ничего не забывай! | |||||
48. | Вспоминай, повторяй, ничего не забывай! |
МАТЕМАТИКА
1. Пояснительная записка
1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
2. Учебная программа является учебно-нормативным документом, определяющим по каждому учебному предмету/дисциплине содержание и объем знаний, умений, навыков соответственно возрастным познавательным возможностям учащихся.
3. Учебная программа ориентирует процесс обучения на использование методического потенциала каждого предмета для осознанного усвоения учащимися знаний и приобретения умений по предметным областям, развитие самостоятельности путем овладения способами учебной, проектной, исследовательской деятельности, умениями ориентироваться в социокультурном пространстве.
4. В учебной программе гармонично сочетаются традиционные функции учебно-нормативного документа с описаниями инновационных педагогических подходов к организации образовательного процесса в современной школе. Подходы к обучению являются основными ориентирами в построении принципиально новой структуры учебной программы по предмету.
5. Ценностно-ориентированный, деятельностный, личностно-ориентированный, коммуникативный подходы, как классические основы образования, использованы для усиления приоритетности системы целей обучения и результатов образовательного процесса, что нашло отражение в новой структуре учебной программы.
6. Одним из основных требований к процессу обучения на современном этапе является организация активной деятельности обучащегося по самостоятельному «добыванию» знаний. Такой подход способствует не только приобретению предметных знаний, социальных и коммуникативных навыков, но и личностных качеств, которые позволяют ему осознавать собственные интересы, перспективы и принимать конструктивные решения. Активная познавательная деятельность обучащегося приобретает устойчивый характер в условиях сотворчества и поддержки учителя как партнера, консультанта.
7. Такого характера усиление личностно-ориентированного образования возможно при использовании интерактивных методов обучения, которые в различных сочетаниях создают предпосылки для сотрудничества всех участников образовательного процесса, не допуская авторитарности во взаимоотношениях. Использование диалоговых и рефлексивных технологий сочетается с организацией проектной и исследовательской деятельности учащихся.
8. Все инновационные подходы к организации образовательного процесса превращают обучение в модель общения учащихся в реальном творческом процессе, предполагающий активный обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
9. Учебная программа конкретного предмета позволяет развивать активность ученика в познавательном и социальном плане путем организации учебной проектной деятельности, ориентированной на использование материалов регионального характера (объекты, предприятия, источники информации). Проектная деятельность воспитательного характера, осуществляемая в рамках достижения целей обучения данного предмета, может быть организована в партнерстве с родителями, представителями местного сообщества.
10. В учебных программах каждого предмета предусмотрена реализация трехъязычного образования, которая предполагает обучение не только трем языкам, но и организацию внеурочной деятельности учащихся на трех языках (казахском, русском и английском). Вклад каждого предмета в создание полиязычной обучающей среды в совокупности обеспечивает реализацию политики трехъязычного образования. Коммуникативный подход, являясь основой обучения языкам, рассматривается как ведущий принцип развития речевой деятельности учащихся средствами каждого учебного предмета – обмен знаниями и навыками в различных учебных ситуациях, правильное использование системы языковых и речевых норм.
11. В процессе усвоения предметного содержания и достижения целей обучения необходимо создать предпосылки/условия для развития у учащихся навыков применения информационно-коммуникационных технологий, включая поиск, обработку, извлечение, создание и презентацию необходимой информации, сотрудничество для обмена информацией и идеями, оценивание и совершенствование своей работы через использование широкого спектра оборудования и приложений.
12. В учебной программе сформулированы ожидаемые результаты, представленные в виде системы целей обучения, которые служат основой для определения содержания учебного предмета. В содержательном аспекте учебные программы раскрывают вклад конкретного учебного предмета в воспитание учащегося как субъекта своего учения и субъекта межличностного общения.
13. Учебные программы обеспечивают реализацию принципа единства воспитания и обучения, основанного на взаимосвязанности и взаимообусловленности ценностей образования и результатов на «выходе» из школы с системой целей обучения конкретного предмета.
14. Отличительной особенностью учебных программ является их направленность на формирование не только предметных знаний и умений, а также навыков широкого спектра. Выстроенная система целей обучения является основой развития следующих навыков широкого спектра: функциональное и творческое применение знаний, критическое мышление, проведение исследовательских работ, использование информационно-коммуникационных технологий, применение различных способов коммуникации, умение работать в группе и индивидуально, решение проблем и принятие решений. Навыки широкого спектра являются залогом успешности учащихся, как в школьной образовательной практике, так и в перспективе, после окончания школы.
15. Современные инновации в экономике, изменения на рынке труда обуславливают необходимость владения такими навыками, которые в совокупности позволяют учащимся анализировать и оценивать ситуацию и информацию для решения задач, творчески использовать имеющиеся знания и опыт для синтеза новой идеи и информации. Актуальными становятся такие личностные качества как инициативность, любознательность, готовность к изменениям, коммуникабельность.
16. Содержание ежедневного образовательного процесса по конкретному предмету подчинено целям обучения и ориентировано на формирование у учащихся готовности творчески использовать приобретенные знания, умения и навыки в любой учебной и жизненной ситуации, развитие настойчивости в достижении успеха, мотивирует к обучению в течение всей жизни.
17. Развитие личностных качеств в органическом единстве с навыками широкого спектра являются основой для привития учащимся базовых ценностей образования: «казахстанский патриотизм и гражданская ответственность», «уважение», «сотрудничество», «труд и творчество», «открытость», «образование в течение всей жизни». Эти ценности призваны стать устойчивыми личностными ориентирами учащегося, мотивирующими его поведение и повседневную деятельность.
2. Цель и задачи изучения учебного предмета «математика»
18. «Математика» как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важных целей и задач начального образования. Начальное обучение математике способствует развитию критического мышления, формированию первоначальных навыков исследования и общения, применения математических знаний в жизни.
19. Изучая курс математики, учащиеся начальных классов учатся анализировать, синтезировать, классифицировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, усваивают основы математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усваивают знания и способы действий, что составляет основу умения учиться.
20. Основная цель поэтапно и систематически излагаемого учебного курса математики начальных классов состоит в предоставлении учащимся основ математических познаний и соответствующих навыков, содержащих описание пространственных форм и количественных соотношений предметов в окружающем мире, нацеленный на развитие восприятия математики как способа изображения и понимания мира и требует от учащихся восприятия предмета и расширения своих познаний, заинтересованности в математической науке.
21. В соответствии с основной целью математического образования на начальном уровне учебный предмет ориентирован на реализацию следующих задач:
1) развивать логическое мышление, пространственное воображение и умение использовать математические термины;
2) развивать способность решать учебные и практические проблемы, использовать арифметические алгоритмы, выполнять геометрические построения и проводить математические исследования;
3) развивать критическое мышление и творческие способности;
4) воспринимать математику как способ изображения, моделирования и понимания мира;
5) понимать то, как использовать свои математические знания и умения в изучении других предметов, также и в повседневной жизни;
6) развивать личностные качества: любознательность, целеустремленность, ответственность, уверенность, независимость;
7) развивать когнитивные навыки понимания, объяснения, анализа, синтеза, классификации, применения и отображения;
8) развивать коммуникативные и социальные навыки, навыки работы в команде и выражения точки зрения, уважения мнения других людей, проявления лидерских качеств, представления своей работы в письменной и устной формах;
9) развивать навыки поиска и отбора информации, управления собственным временем и саморегулирования.
3. Педагогические подходы к организации учебного процесса
22. Организации образования Республики Казахстан придерживаются принципа, согласно которому одной из задач процесса обучения учащихся является необходимость научить, как учиться и стать самостоятельными, мотивированными, заинтересованными, уверенными, ответственными и способными проводить анализ.
23. Учителям необходимо развивать эти качества, используя различные подходы в обучении:
1) выслушивание индивидуального мнения учащегося и признание важности использования уже имеющихся знаний, умений и навыков с целью их развития;
2) использование индивидуального и дифференцированного подходов;
3) моделирование проблем и стратегий их решения;
4) поддержка обучения учащихся посредством оценивания их достижений;
5) поощрение активного обучения, основанного на исследовательской деятельности учащихся;
6) развитие навыков критического мышления учащихся.
24. Примеры стратегий обучения математике:
1) организация творческой, проектной, игровой деятельности учащихся;
2) развитие у учащихся коммуникативных навыков: объяснения, презентации идей, участия в диалогах, обсуждениях, работ с текстами, составления алгоритмов, инструкций, описания и объяснения способов выполнения математических заданий;
3) стимулирующее и развивающее обучение учащихся с помощью тщательно подобранных заданий и видов деятельности;
4) организация самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальная и групповая работа;
5) взаимообучение;
6) содействие решению задач, требующих проведения поиска информации из различных источников, использование возможностей ИКТ;
7) организация деятельности учащихся с использованием практического применения математики;
8) мотивирование учащихся к анализу и корректированию своих работ (рефлексия).
25. Использование информационно-коммуникационных технологий:
1) компетентность в использовании цифровых технологий в математике включает в себя уверенное и творческое применение технологий для работы, досуга и коммуникации, которые строятся на базовых навыках ИКТ.
26. Учебная программа по предмету «Математика» включает:
1) обучение учащихся использованию базовых информационных технологий;
2) развитие навыков самостоятельной работы с целью поиска и отбора информации;
3) использование соответствующего программного обеспечения для создания презентаций в процессе изучения различных разделов, создание фото/видео о процессе выполнения математических заданий (создание геометрических фигур);
4) самостоятельное составление планов и графиков.
27. Развитие коммуникативных навыков учащихся:
1) одной из целей образовательной программы является социализация личности, т.е. воспитание граждан, способных эффективно общаться с различной аудиторией. Для достижения данной цели необходимо развивать навыки коммуникации, создавая стимулирующую и поддерживающую среду общения;
2) в процессе обучения необходимо развивать у учащихся навыки грамотного использования математического языка в устной и письменной формах общения;
3) примеры видов работ, способствующих развитию навыков слушания и говорения у учащихся в процессе обучения математике:
работа в группах и классах (объяснения, презентации идей);
презентация проектов;
участие в обсуждениях;
формулирование вопросов и поиск ответов на вопросы;
участие в диалоге с учащимися и учителями.
4) примеры видов работ, способствующих развитию навыка чтения, в процессе обучения математике; фиксирование ключевых слов в тексте; работа с научными текстами и нахождение семантической составляющей;
5) примеры видов работ, способствующих развитию навыка письма, в процессе обучения математике; составление алгоритмов, инструкций для выполнения заданий; описание и объяснение способа выполнения математических задач как письменно, так и устно; анализ процесса выполнения задания (устно и письменно).
4. Подходы к оцениванию учебных достижений
28. Оценивание результатов изучения предмета «Математика» осуществляется с применением критериального оценивания.
29. Критериальное оценивание основано на взаимосвязи преподавания, обучения и оценивания. Результаты критериального оценивания используются для эффективного планирования и организации образовательного процесса.
30. Критериальное оценивание включает формативное и суммативное оценивание.
31. Формативное оценивание проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учащимся и учителем, и позволяет своевременно корректировать учебный процесс.
32. Суммативное оценивание проводится по завершении изучения блока учебной информации в определенном периоде обучения, используется для предоставлении обратной связи учащимся, выставления четвертных и годовых оценок по предмету.
5. Организация содержания учебного предмета «Математика»
33. Распределение учебной нагрузки:
1) количество часов в программе для каждого класса:
таблица 1
Класс | Недельная нагрузка | Годовая нагрузка |
1 | 4 часа | 132 часа |
34. Схема размещения мебели в классной комнате должна включать зоны для моделирования и практической работы, места для представления работы учащихся, хранения папок, также стеллажи для книг. Необходимо, чтобы мебель в классе легко передвигалась, чтобы иметь возможность организовывать индивидуальную, парную и групповую работы, семинары.
35. В 4-ом классе должны предоставляться калькуляторы для выполнения сложных вычислительных операций, когда это целесообразно.
36. Содержание учебного предмета:
1) содержание по предмету организовано по разделам обучения. Разделы разбиты на подразделы, которые содержат в себе цели обучения по классам в виде ожидаемых результатов: навыка или умения, знания или понимания. Цели обучения, организованные последовательно внутри каждого подраздела, позволяют учителям планировать свою работу и оценивать достижения учащихся, также информировать их о следующих этапах обучения:
таблица 2
№ | Раздел | Подраздел |
1 | Числа и величины | 1.1 Натуральные числа и число 0. Дроби |
1.2 Операции над числами | ||
1.3 Величины и их единицы измерения | ||
2 | Элементы алгебры | 2.1 Числовые и буквенные выражения |
2.2 Равенства и неравенства. Уравнения | ||
3 | Элементы геометрии | 3.1 Геометрические фигуры и их классификация |
3.2 Изображение и построение геометрических фигур | ||
3.3 Координаты точек и направление движения | ||
4 | Множества. Элементы логики | 4.1 Множества и операции над ними |
4.2 Высказывания | ||
4.3 Последовательности | ||
4.4 Комбинации объектов | ||
5 | Математическое моделирование | 5.1 Задачи и математическая модель |
5.2 Математический язык |
37. В программе для удобства использования учебных целей и проведения мониторинга введена кодировка. В коде первое число обозначает класс, второе и третье числа - подраздел, четвертое число показывает нумерацию учебной цели. Например, в кодировке 1.2.1.4: «1» - класс, «2.1.» - подраздел, «4» - нумерация учебной цели.
38. Система целей обучения:
1) раздел 1 «Числа и величины»:
таблица 3
Подраздел | 1 класс |
Учащийся будет: | |
1.1 Натуральные числа и число 0. Дроби
| 1.1.1.1 понимать образование натуральных чисел и числа нуль; считать в прямом и обратном порядке в пределах 10/11-20; определять место числа в натуральном ряду чисел |
1.1.1.2 читать, записывать и сравнивать однозначные числа и число 10/11-20 | |
1.1.1.3 определять состав однозначных чисел/ разрядный состав чисел в пределах 20, раскладывать на сумму разрядных слагаемых | |
1.1.1.4 образовывать укрупненную единицу счета – десяток; считать, десятками до 100, записывать, сравнивать | |
1.1.1.5 считать в прямом и обратном порядке числовыми группами по 2 до 20; находить половину числа 2,4,6,8,10, предметов путем практического действия | |
1.2 Операции над числами | 1.1.2.1 понимать действие сложения как объединение множеств, не имеющих общих элементов и вычитание как удаление части множества |
1.1.2.2 понимать, что сложение и вычитание - взаимообратные действия, определять зависимость между компонентами, результатами этих действий | |
1.1.2.3 применять переместительное свойство сложения; свойство 0 и 1 | |
| 1.1.2.4 составлять, знать и применять таблицу сложения однозначных чисел без перехода через десяток |
1.1.2.5 выполнять устно сложение и вычитание без перехода через десяток: однозначных чисел;чисел в пределах 20/ сложение и вычитание десятков | |
1.3 Величины и их единицы измерения | 1.1.3.1 различать величины: длина/масса/объем (емкость)/время; выбирать меры и инструменты для их измерения, производить измерения |
1.1.3.2 производить измерение величин, используя единицы: см, дм/кг/л/ч | |
1.1.3.3 сравнивать значения величин см, дм/кг/л/ч и выполнять действия над ними | |
1.1.3.4 преобразовывать единицы длины (см, дм) на основе соотношений между ними. | |
| 1.1.3.5 определять время в часах по циферблату /различать единицы измерения времени: минута, час, день, неделя, месяц |
1.1.3.6 производить различные операции с монетами 1 тенге, 2 тенге, 5 тенге, 10 тенге, 20 тенге |
2) раздел 2 «Элементы алгебры»:
таблица 4
Подраздел | 1 класс |
2.1 Числовые и буквенные выражения | 1.2.1.1 составлять, читать, записывать и распознавать числовые и буквенные выражения (суммы, разности)/ равенства и неравенства |
1.2.1.2 находить значения буквенного выражения в одно действие при заданном значении буквы | |
1.2.1.3 представлять и применять в виде буквенного равенства связи между сложением и вычитанием: а+b=с, c–a=b, c-b=a | |
1.2.1.4 представлять в виде буквенного равенства свойства 0 при сложении и вычитании: a+0=a; a-0=a | |
1.2.1.5 сравнивать буквенные, числовые выражения без скобок | |
1.2.1.6 находить значения выражений со скобками и без скобок, содержащих два действия | |
2.2 Уравнения и неравенства | 1.2.2.1 распознавать равенство, неравенство, уравнение; различать верные и неверные равенства |
1.2.2.2 решать уравнения способом подбора и на основе связи сложения и вычитания |
3) раздел 3 «Элементы геометрии»:
таблица 5
Подраздел | 1 класс |
3.1 Геометрические фигуры и их классификация | 1.3.1.1 распознавать и называть геометрические фигуры: точка, прямая, кривая, ломаная, замкнутая и незамкнутая линии, отрезок, луч, угол |
1.3.1.2 различать плоские фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник)/ пространственные фигуры (куб, шар, цилиндр, конус, пирамида) и соотносить их с предметами окружающего мира | |
1.3.1.3 измерять и сравнивать стороны геометрических фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник) | |
1.3.2.1 изображать на плоскости прямую, кривую, ломаную замкнутую и незамкнутую линии /простейшие плоские фигуры (треугольник, четырехугольник) на точечной бумаге | |
1.3.2.2 чертить отрезок заданной длины. | |
3.2 Изображение и построение геометрических фигур | 1.3.2.3 составлять композиции из моделей плоских фигур и их частей |
1.3.2.4 определять основные отношения между геометрическими фигурами (больше-меньше, выше-ниже шире-уже, толще-тоньше) | |
1.3.3.1 определять расположения отмеченных на числовом луче точек, относительно друг друга |
4) раздел 4 «Множества», «Элементы логики»:
таблица 6
Подраздел | 1 класс |
4.1 Множества и операции над ними | 1.4.1.1 наглядно изображать 1 при помощи диаграмм объединение двух множеств и удаление части множества |
1.4.1.2 классифицировать множества по признакам их элементов (цвет, форма, размер, материал, действие объектов) | |
1.4.1.3 сравнивать множества объектов с помощью составления пар; определять равные множества, пустое множество | |
4.2 Высказывания | 1.4.2.1 определять верные и неверные утверждения |
1.4.2.2 решать головоломки с одинаковыми цифрами и фигурами, ребусы, простейшие логические задачи на соответствие и истинность | |
4.3 Последовательности | 1.4.3.1 составлять последовательность чисел до 10/ до 20/десятков до 100; определять закономерность в последовательности рисунков, фигур, символов, чисел в пределах 100 |
1.4.3.2 определять последовательность действий и состояний в природе, составлять последовательность чисел, фигур, игрушек, разноцветных бус и находить нарушение закономерности | |
4.4 Комбинации объектов | 1.4.4.1 составлять варианты комбинаций «по два» из предметов окружающего мира |
5) раздел 5 «Математическое моделирование»:
таблица 7
Подраздел | 1 класс |
5.1 Задачи и математическая модель | 1.5.1.1 моделировать задачу в виде схемы, рисунка, краткой записи; подбирать опорную схему для решения задачи |
1.5.1.2 использовать понятия: больше, меньше, равно, столько же, на несколько единиц больше/меньше, длиннее, короче, тяжелее, легче, дороже, дешевле, цена; / термины, определяющие расположение, направление и расстояние между предметами | |
1.5.1.3 анализировать и решать задачи на: нахождение суммы и остатка; составлять и решать обратные задачи | |
1.5.1.4 анализировать и решать задачи на: увеличение, уменьшение числа на несколько единиц, разностное сравнение, составлять и решать обратные задачи | |
1.5.1.5 анализировать и решать задачи на нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания, составлять и решать обратные задачи | |
| 1.5.1.6 обосновывать выбор действий и объяснять способ решения задачи на сложение и вычитание |
1.5.1.7 моделировать и решать простые задачи на увеличение/уменьшение на несколько единиц, разностное сравнение | |
1.5.1.8 моделировать решение простых задач на сложение и вычитание в виде числового выражения | |
5.2 Математический язык | 1.5.2.1 отличать цифру от числа, наглядно изображать однозначные числа разными способами (совокупностями точек, палочек) и на числовом луче |
1.5.2.2 использовать знаки «+», «-», «≠», «=», «>», «<»/ цифры /символ неизвестного числа (□) | |
1.5.2.3 использовать числовой луч для иллюстрации сложения и вычитания чисел, сравнения чисел (больше/меньше), чисел соседей, числовых интервалов и последовательности чисел | |
1.5.2.4 использовать названия компонентов действий сложения и вычитания при чтении и записи выражений | |
1.5.2.5 проводить сбор данных, систематизировать, достраивать/составлять таблицы, пиктограммы, диаграммы с помощью подручных материалов |
39. Долгосрочные планы:
1) 1 класс:
таблица 8
Сквозные темы | Раздел долгосрочного плана | Подразделы программы | Цели обучения |
І четверть | |||
*В контексте тем «Все обо мне», «Моя школа» | Раздел 1A – Введение в числа | 1.1 Натуральные числа и число 0. Дроби | 1.1.1.1 понимать образование натуральных чисел и числа нуль; считать в прямом и обратном порядке в пределах 10; определять место числа в натуральном ряду чисел 1.1.1.2 читать, записывать и сравнивать однозначные числа 1.1.1.3 определять состав однозначных чисел |
1.2 Операции над числами | 1.1.2.1 понимать действие сложения как объединение множеств, не имеющих общих элементов и вычитание как удаление части множества 1.1.2.5 выполнять устно сложение и вычитание без перехода через десяток: однозначных чисел | ||
3.3 Координаты точек и направление движения | 1.3.3.1 определять расположения отмеченных на числовом луче точек, относительно друг друга | ||
4.3 Последовательности | 1.4.3.1 составлять последовательность чисел до 10 | ||
5.2 Математический язык | 1.5.2.1 отличать цифру от числа, наглядно изображать однозначные числа разными способами (совокупностями точек, палочек) и на числовом луче 1.5.1.2 использовать понятия: больше, меньше, равно, столько же, на несколько единиц больше/меньше, длиннее, короче, тяжелее, легче, дороже, дешевле, цена 1.5.2.3 использовать числовой луч для иллюстрации сложения и вычитания чисел, сравнения чисел (больше/меньше), чисел соседей, числовых интервалов и последовательности чисел 1.5.2.2 использовать знаки «+», «-», «=», «≠», «>», «<»,цифры 1.5.2.4 использовать названия компонентов действий сложения и вычитания при чтении и записи выражений | ||
Раздел 1В – Геометрические фигуры | 4.1 Множества и операции над ними | 1.4.1.2 классифицировать множества по признакам их элементов (цвет, форма, размер, материал, действие объектов) | |
3.1 Геометрические фигуры | 1.3.1.1 распознавать и называть геометрические фигуры: точка, прямая, кривая, ломаная, замкнутая и незамкнутая линии, отрезок, луч, угол 1.3.1.2 различать плоские фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник)/ пространственные фигуры (куб, шар, цилиндр, конус, пирамида) и соотносить их с предметами окружающего мира | ||
3.2 Взаимное расположение геометрических фигур | 1.3.2.3 составлять композиции из моделей плоских фигур и их частей | ||
Раздел 1С – Величины их и измерения | 5.1 Задачи и математическая модель | 1.5.1.2 использовать понятия: больше, меньше, равно, столько же, на несколько единиц больше/меньше, длиннее, короче, тяжелее, легче, дороже, дешевле, цена | |
1.3 Величины и их единицы измерения | 1.1.3.1 различать величины: длина/масса/объем (емкость); выбирать меры и инструменты для их измерения, производить измерения 1.1.3.2 производить измерение величин, используя единицы: см, дм/кг/л 1.1.3.3 сравнивать значения величин см, дм/кг/л и выполнять действия над ними | ||
ІІ четверть | |||
В контексте тем «Моя семья и друзья», «Мир вокруг нас» | Раздел 2A – Сложение и вычитание чисел в пределах 20 | 1.1 Натуральные числа и число 0. Дроби | 1.1.1.1 считать в прямом и обратном порядке от 11 до 20; определять место числа в натуральном ряду чисел 1.1.1.3 определять разрядный состав чисел в пределах 20, раскладывать на сумму разрядных слагаемых 1.1.1.2 читать, записывать и сравнивать числа от 11 до 20 1.1.1.4 образовывать укрупненную единицу счета – десяток; считать, десятками до 100, записывать, сравнивать |
4.3 Последовательности | 1.4.3.1 составлять последовательность чисел до 20/десятков до 100, определять закономерность в последовательности рисунков, фигур, символов, чисел в пределах 100 | ||
1.2 Операции над числами | 1.1.2.5 выполнять устно сложение и вычитание без перехода через десяток: чисел в пределах 20/сложение и вычитание десятков 1.1.2.1 понимать действие сложения как объединение множеств, не имеющих общих элементов и вычитание как удаление части множества 1.1.2.4 составлять, знать и применять таблицу сложения однозначных чисел без перехода через десяток 1.1.2.3 применять переместительное свойство сложения; свойство 0 и 1 | ||
2.1 Числовые и буквенные выражения | 1.2.1.1 составлять, читать, записывать и распознавать числовые выражения (суммы, разности) | ||
5.2 Математический язык | 1.5.2.2 использовать знаки «+», «-», «=» 1.5.2.4 использовать названия компонентов действий сложения и вычитания при чтении и записи выражений | ||
Раздел 2B – Числа и закономерности | 1.1 Натуральные числа и число 0. Дроби | 1.1.1.5 считать в прямом и обратном порядке числовыми группами по 2 до 20; находить половину числа 2,4,6,8,10, предметов путем практического действия | |
4.3 Последовательности | 1.4.3.1 составлять последовательность чисел до 20/десятков до 100, определять закономерность в последовательности рисунков, фигур, символов, чисел в пределах 100 1.4.3.2 определять последовательность действий и состояний в природе, составлять последовательность чисел, фигур, игрушек, разноцветных бус и находить нарушение закономерности | ||
4.2 Высказывания | 1.4.2.2 решать головоломки с одинаковыми цифрами и фигурами, ребусы | ||
Раздел 2C – Измерения величин и чисел | 3.1 Геометрические фигуры и их классификация | 1.3.1.3 измерять и сравнивать стороны геометрических фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник) | |
1.3 Величины и их единицы измерения | 1.1.3.1 различать величины: длина/масса/объем (емкость)/время; выбирать меры и инструменты для их измерения, производить измерения 1.1.3.2 производить измерение величин, используя единицы: см, дм/кг/л/ч 1.1.3.3 сравнивать значения величин см, дм/кг/л/ч и выполнять действия над ними 1.1.3.4 преобразовывать единицы длины (см, дм) на основе соотношений между ними | ||
ІІІ четверть | |||
В контексте тем «Путешествие», «Традиции и фольклор» | Раздел 3A - Действия с числами | 1.1 Натуральные числа и число 0. Дроби | 1.1.1.2 сравнивать однозначные числа /11-20 |
5.2 Математический язык | 1.5.2.2 использовать знаки «+», «-», «≠», «=», «>», «<» | ||
1.2 Операции над числами | 1.2.1.6 находить значения выражений со скобками и без скобок, содержащих два действия 1.1.2.2 понимать, что сложение и вычитание - взаимообратные действия, определять зависимость между компонентами, результатами этих действий 1.1.2.3 применять переместительное свойство сложения; свойство 0 и 1 | ||
Раздел 3B – Величины. Ориентирование во времени | 1.3 Величины и их един
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Сейчас читают про:
|