Календарно-тематическое планирование

Дата Тема урока Цели по программе  
    I четверть (48 ч)      
    Добукварный период

Добукварный период

 

1.1.1.1 Понимать, что такое речь, текст, предложение, слово

1.1.2.1 Определять, о ком/ о чем говорится в тексте, и понимать, что хотел сказать автор

1.1.3.1 Пересказывать прослушанный материал, сохраняя последовательность событий (с помощью учителя)

1.1.4.1 Прогнозировать содержание рассказа по заголовку/иллюстрации

1.1.5.1 Использовать речевой этикет в разных ситуациях общения

1.1.6.1 Использовать в речи слова-описания/ сравнения, невербальные средства общения (мимика, жесты), соблюдать интонацию для передачи смысла высказывания

1.1.7.1 Высказывать отношение к прослушанному, обосновывать его простыми предложениями

1.1.8.1 Составлять рассказ по сюжетной иллюстрации или по серии картинок

1.1.9.1 Выделять звуки в словах и различать их признаки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие)

1.1.9.2 Понимать, что слова состоят из слогов, определять количество и порядок слогов в слове

1.1.9.3 Понимать смыслоразличительную роль звука и ударения

1.1.9.4 Понимать функции йотированных букв в слове

1.2.1.1 Читать схемы слов/предложений

1.2.5.1 Формулировать вопросы к иллюстрациям/ тексту (с помощью учителя), отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

1.3.3.1 Составлять картинный план, план-схему текста и озаглавливать (с помощью учителя)

1.3.4.1 Передавать информацию из прослушанных/прочитанных текстов при помощи рисунка, схемы, знаков с помощью учителя

1.3.8.1 писать элементы букв, прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения; писать разборчиво в соответствии с нормами каллиграфии; обозначать звуки сильных позиций буквами на письме

1.3.10.1 различать, использовать в письменной речи слова-предметы, слова-признаки, слова-действия и изменять их по числам

1.3.11.1 ставить знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный, восклицательный знаки

 
    ВСЁ ОБО МНЕ  
1.   Давайте познакомимся!  
2.   Кто такие школьники?  
3.   Как люди общаются?  
4.   Что помогает людям общаться?  
5.   Как Буратино пошёл в школу?  
6.   Что такое интонация?  
7.   Из чего состоят предложения?  
8.   Что такое слово?  
9.   О чём могут рассказать слова?  
10.   Как образуется слог?  
11.   Как мы произносим слоги?  
12.   Как найти ударный слог?  
13.   Умная страничка  
14.   Что мы слышим и произносим?  
15.   Как найти звук?  
16.   Как получить новые слова?  
17.   Что такое рифма?  
18.   Что умеют гласные звуки?  
19.   Что зависит от ударения?  
20.   Гласные приглашают тебя в цирк  
21.   Кто где живёт?  
22.   Как безопасно играть в доме?  
23.   В гости к звонким и глухим согласным  
24.   Что ты делаешь дома?  
25.   Что ты знаешь о звуках?  
26.   Как оценивать поступки героев?  
27.   Игровая страничка  
    Основной (букварный) период

Основной (букварный) период:

1.1.1.1 Понимать, что такое речь, текст, предложение, слово

1.1.2.1 Определять, о ком/ о чем говорится в тексте, и понимать, что хотел сказать автор

1.1.3.1 Пересказывать прослушанный материал, сохраняя последовательность событий (с помощью учителя)

1.1.4.1 Прогнозировать содержание рассказа по заголовку/иллюстрации

1.1.5.1 Использовать речевой этикет в разных ситуациях общения

1.1.6.1 Использовать в речи слова-описания/ сравнения, невербальные средства общения (мимика, жесты д.), соблюдать интонацию для передачи смысла высказывания

1.1.7.1 Высказывать отношение к прослушанному, обосновывать его простыми предложениями

1.1.8.1 Составлять рассказ по сюжетной иллюстрации или по серии картинок

1.1.9.1 Выделять звуки в словах и различать их признаки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие)

1.1.9.2 Понимать, что слова состоят из слогов, определять количество и порядок слогов в слове

1.1.9.3 Понимать смыслоразличительную роль звука и ударения

1.2.1.1 Читать схемы слов/предложений

1.2.1.2 Использовать основные виды чтения (плавное слоговое чтение с переходом на чтение целыми словами, осознанное чтение)

1.2.3.1 Определять начало, середину и конец текста с помощью учителя

1.2.4.1 Понимать лексическое значение и смысл слов с учетом обобщенности их значений (слова-предметы, слова-признаки, слова-действия); близкие/противоположные по значению, многозначные слова (с помощью учителя)

1.2.5.1 Формулировать вопросы к иллюстрациям/ тексту (с помощью учителя), отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

1.2.6.1 Распознавать текст-повествование, жанры по их особенностям (сказка, рассказ, стихотворение), стили (художественные и нехудожественные тексты) с помощью учителя

1.2.9.1 Распознавать образ буквы и сопоставлять его со звуком

1.2.9.2 Понимать, какую работу выполняет буква в слове в зависимости от ее позиции (гласный как показатель мягкости/твердости согласных)

1.2.9.3 Понимать роль ь, ъ знака в слове

1.3.3.1 Составлять картинный план, план-схему текста и озаглавливать (с помощью учителя)

1.3.5.1 Составлять и писать простые предложения/тексты на заданную тему, используя слова для справок/с помощью учителя;

1.3.6.1 Писать простые предложения/тексты, дополняя их рисунками, знаками, схемами

1.3.8.1 Писать элементы букв, прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения; писать разборчиво в соответствии с нормами каллиграфии; обозначать звуки сильных позиций буквами на письме

1.3.9.1 Списывать/писать слова, написание которых расходится с произношением (вода, снег, пенал), соблюдать правила переноса (с помощью учителя)

1.3.9.3 Писать заглавную букву в именах собственных, в начале предложения (с помощью учителя)

1.3.9.4 Писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова

1.3.10.1 Различать, использовать в письменной речи слова-предметы, слова-признаки, слова-действия и изменять их по числам

1.3.11.1 Ставить знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный, восклицательный знаки

 
    МОЯ ШКОЛА  
28.   Что мы знаем о школе?  
29.   Чем звуки отличаются от букв?  
30.   Звук [а]. Буква А а  
31.   Как произносятся гласные буквы?  
32.   Можно ли играть с буквами?  
33.   Что ты делаешь в школе?  
34.   Где можно прыгать и играть? А где нужно заниматься?  
35.   Звук [у]. Буква У у  
36.   Что такое урок?  
37.   Как дети собираются в школу?  
38.   Как дети добираются до школы?  
39.   Какой путь ты проходишь по школе?  
40.   Звук [и]. Буква И и  
41.   Как ты понимаешь безопасный маршрут до школы?...  
42.   Почему дети любят играть?  
43.   Что читают дети?  
44.   Что можно узнать из книг?  
45.   Звук [о]. Буква О о  
46.   Школа - дом знаний  
47.   Я - школьник (пересказ рассказа о школе)  
48.   Звук [ы]. Буква Ы ы  
    II четверть (48 ч)  
1.   История с буквой Ы  
2.   Из каких частей состоит сказка и рассказ?  
3.   Я - школьник (написание рассказа)  
4.   Как представить своего друга?  
5.   Как написать рассказ о школе?  
6.   Что я умею? Что я могу?  

 

    МОЯ СЕМЬЯ И ДРУЗЬЯ

 

 
7.   Что такое семья?  
8.   Чем мы занимаемся в свободное время?  
9.   Звуки [м], [м']. Буква Мм  
10.   Как ты заботишься о маме?  
11.   Звуки [т], [т']. Буква Т т  
12.   Что ты знаешь о своей семье?  
13.   Звуки [н], [н']. Буква Н н  
14.   Мы - помощники  
15.   Что мы можем вместе?  
16.   Звуки [л], [л']. Буква Л л  
17.   Как мы отдыхаем?  
18.   На что и клад, коли в семье лад  
19.   Что такое родовое древо?  
20.   Звуки [с], [с']. Буква С с  
21.   Как можно завести новых друзей?  
22.   Звуки [р], [р']. Буква Р р  
23.   Что такое дружба?  
24.   Звук [ш]. Буква Ш ш  
25.   Почему дружат люди разных народов?  
26.   Как распознать настоящих друзей?  
27.   Какие правила есть у дружбы?  
    Мир вокруг нас  
28.   Звуки [к], [к']. Буква К к  
29.   В гости к птицам  
30.   Звуки [п], [п']. Буква П п  
31.   Изучаю природные зоны Казахстана  
32.   Звуки [б], [б']. Буква Б б  
33.   Что ты наблюдаешь в природе?  
34.   Парные согласные Б-П  
35.   Звуки [г], [г']. Буква Г г  
36.   Учусь создавать постер  
37.   Парные согласные Г-К  
38.   Звуки [д], [а']- Буква Д д  
39.   Стихи и рассказы о погоде  
40.   Парные согласные Д - Т  
41.   Звуки [з], [з']. Буква 3 з  
42.   Составляю рассказ о зиме  
43.   Парные согласные 3 - С  
44.   Звук [ж]. Буква Ж ж  
45.   Продолжаем сочинять рифмы  
46.   Парные согласные Ж - Ш  
47.   Читаю слова с ЖИ и ШИ  
48.   Отправляемся в путешествие  
    III четверть (54 ч)    
    Путешествие  
1.   Что ты знаешь о путешествиях?  
2.   Звуки [й'э], [э]. Буква Ее  
3.   Кто путешествует по лесным тропкам?  
4.   Какие правила путешествия по лесу нужно помнить?  
5.   Звуки [й'о], [о]. Буква Ё ё  
6.   Что ты возьмёшь с собой в путешествие?  
7.   Что ещё необходимо в путешествии?  
8.   Звуки [в], [в']. Буква В в  
9.   Какой способ путешествия тебе нравится?  
10.   Каких животных можно встретить в путешествии?  
11.   Звук [й']. Буква Й й  
12.   С кем ты хочешь путешествовать?  
13.   Как нельзя путешествовать?  
14.   Как можно путешествовать по сказкам?  
15.   Где прячется Ь?  
16.   Как составить маршрут путешествия?  
17.   Какие книги о путешествиях ты знаешь?  
18.   Звук [э]. Буква Э э  
19.   Кто такой экскурсовод?  
20.   Экскурсия на стройку  
21.   Звуки [й' а], [а]. Буква Я я  
22.   Как сделать постер с фотографиями?  
23.   Как разделить яблоко?  
24.   Звуки [й'у], [у]. Буква Ю ю  
25.   О чём может рассказать буква Ю?  
26.   А ты путешествовал по Казахстану?  
27.   Волшебное путешествие по Казахстану  
    Традиции и фольклор  
28.   Какие бывают традиции и обычаи?  
29.   Звуки [х], [х']. Буква X х  
30.   В какие игры родители играли в детстве?  
31.   Какие игры у разных народов?  
32.   Звук [ц]. Буква Ц ц  
33.   Поиграй и отгадай  
34.   Животные играют  
35.   Звук [ч']. Буква Ч ч  
36.   В гостях у Чиполлино  
37.   Играем с буквами  
38.   Играем в грамматическую арифметику  
39.   Звук [щ']. Буква Щ щ  
40.   Умеешь ли ты составлять правила игры?  
41.   Составляем рассказ по плану  
42.   Что такое фольклор?  
43.   Звуки [ф], [ф']. Буква Ф ф  
44.   Кто такие герои?  
45.   Парные согласные В-Ф  
46.   Буква Ъ  
47.   Разделительные ЪиЬ  
48.   Герои среди нас  
49.   Кто такие батыры?  
50.   Что ты знаешь о батырах нашей страны?  
51.   Знаешь ли ты легенды?  
52.   Как Алдаркосе поменял шубу  
53.   Почему петухи остались голодными?  
54.   Что мы знаем о празднике Наурыз?  
    IV четверть (48 ч)    
    Послебукварный период

Послебукварный период

1.1.1.1 Понимать, что такое речь, текст, предложение, слово

1.1.2.1 Определять, о ком/ о чем говорится в тексте, и понимать, что хотел сказать автор

1.1.3.1 Пересказывать прослушанный материал, сохраняя последовательность событий (с помощью учителя)

1.1.4.1 Прогнозировать содержание рассказа по заголовку/иллюстрации

1.1.5.1 Использовать речевой этикет в разных ситуациях общения

1.1.6.1 Использовать в речи слова-описания/ сравнения, невербальные средства общения (мимика, жесты д.), соблюдать интонацию для передачи смысла высказывания

1.1.7.1 Высказывать отношение к прослушанному, обосновывать его простыми предложениями

1.1.8.1 Составлять рассказ по сюжетной иллюстрации или по серии картинок

1.1.9.1 Выделять звуки в словах и различать их признаки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие)

1.1.9.2 Понимать, что слова состоят из слогов, определять количество и порядок слогов в слове

1.1.9.3 Понимать смыслоразличительную роль звука и ударения

1.1.9.4 Понимать функции йотированных букв в слове

1.2.1.2 Использовать основные виды чтения (плавное слоговое чтение с переходом на чтение целыми словами, осознанное чтение)

1.2.2.1 Определять, о ком/ о чем говорится в тексте, и понимать, что хотел сказать автор текста

1.2.3.1 Определять начало, середину и конец текста с помощью учителя

1.2.4.1 Понимать лексическое значение и смысл слов с учетом обобщенности их значений (слова-предметы, слова-признаки, слова-действия); близкие/противоположные по значению, многозначные слова (с помощью учителя)

1.2.5.1 Формулировать вопросы к иллюстрациям/ тексту (с помощью учителя), отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

1.2.6.1 Распознавать текст-повествование, жанры по их особенностям (сказка, рассказ, стихотворение), стили (художественные и нехудожественные тексты) с помощью учителя

1.2.7.1 Находить информацию в одном источнике, используя алфавитный порядок расположения текстов (словари, справочники, детские энциклопедии)

1.2.8.1 Сравнивать тексты разных жанров (сказка, рассказ, стихотворение) и стилей (художественные и нехудожественные) с помощью учителя

1.2.9.1 Распознавать образ буквы и сопоставлять его со звуком

1.2.9.2 Понимать, какую работу выполняет буква в слове в зависимости от ее позиции (гласный как показатель мягкости/твердости согласных)

1.2.9.3 Понимать роль ь, ъ знака в слове

1.3.3.1 Составлять картинный план, план-схему текста и озаглавливать (с помощью учителя)

1.3.5.1 Составлять и писать простые предложения/тексты на заданную тему, используя слова для справок/с помощью учителя;
писать простые предложения/тексты, дополняя их рисунками, знаками, схемами

1.3.6.1 Писать простые предложения/тексты (сообщение, поздравление, письмо с помощью учителя)

1.3.7.1 Проверять написание слов, предложений/текста и исправлять ошибки с помощью учителя

1.3.8.1 Писать элементы букв, прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения; писать разборчиво в соответствии с нормами каллиграфии; обозначать звуки сильных позиций буквами на письме

1.3.9.1 Списывать/писать слова, написание которых расходится с произношением (вода, снег, пенал), соблюдать правила переноса (с помощью учителя)

1.3.9.2 Применять правила правописания: жи-ши, ча-ща, чу-щу; -чк-, -чн-, -нщ-, -шн-

1.3.9.3 Писать заглавную букву в именах собственных, в начале предложения (с помощью учителя)

1.3.9.4 Писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова

 
    Еда и напитки  
1.   Как мы общаемся?  
2.   Что такое речь?  
3.   Какой бывает речь?  
4.   Что такое звуки?  
5.   Характеристика звука  
6.   Что такое буквы?  
7.   В гости к алфавиту  
8.   Посещение кафе  
9.   Как надо вести себя за столом?  
10.   Что мы едим?  
11.   Составление рецепта салата  
12.   Как писать жи-ши, ча-ща, чу-щу?  
13.   Почему полезна каша?  
14.   Как принимать гостей?  
15.   Как переносить слова?  
16.   Как вырастить хороший урожай?  
17.   Согласные звуки и буквы  
18.   Чем питаются птицы и звери?  
19.   Игры с парными согласными  
20.   Как приготовить вкусную, полезную пищу?  
21.   Как писать чк, чн, щн, нщ?  
22.   Написание рассказа о правильном питании  
23.   Экскурсия в зоопарк  
24.   Как Алдаркосе ходил в гости  
    В здоровом теле - здоровый дух!  
25.   Ь в конце слова  
26.   Определяем жанр произведения  
27.   Ь в середине слова  
28.   Разделительный Ь  
29.   Ударение  
30.   Ударные и безударные гласные  
31.   Непроверяемые гласные  
32.   Для чего нужен режим дня?  
33.   Как пишется первое слово в предложении?  
34.   Что ставят в конце предложения?  
35.   Какие слова пишутся с большой буквы?  
36.   Какие слова пишутся с большой буквы?  
37.   Какие слова обозначают предмет?  
38.   Какие слова обозначают предмет?  
39.   Какие слова называют действие предмета?  
40.   Какие слова называют действие предмета?  
41.   Какие слова называют признак предмета?  
42.   Какие слова называют признак предмета?  
43.   Что такое предлог?  
44.   Что такое предлог?  
45.   Что нужно для здоровья?  
46.   О правилах личной гигиены  
47.   Вспоминай, повторяй, ничего не забывай!  
48.   Вспоминай, повторяй, ничего не забывай!  



МАТЕМАТИКА

1. Пояснительная записка

1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
2. Учебная программа является учебно-нормативным документом, определяющим по каждому учебному предмету/дисциплине содержание и объем знаний, умений, навыков соответственно возрастным познавательным возможностям учащихся.
3. Учебная программа ориентирует процесс обучения на использование методического потенциала каждого предмета для осознанного усвоения учащимися знаний и приобретения умений по предметным областям, развитие самостоятельности путем овладения способами учебной, проектной, исследовательской деятельности, умениями ориентироваться в социокультурном пространстве.
4. В учебной программе гармонично сочетаются традиционные функции учебно-нормативного документа с описаниями инновационных педагогических подходов к организации образовательного процесса в современной школе. Подходы к обучению являются основными ориентирами в построении принципиально новой структуры учебной программы по предмету.
5. Ценностно-ориентированный, деятельностный, личностно-ориентированный, коммуникативный подходы, как классические основы образования, использованы для усиления приоритетности системы целей обучения и результатов образовательного процесса, что нашло отражение в новой структуре учебной программы.
6. Одним из основных требований к процессу обучения на современном этапе является организация активной деятельности обучащегося по самостоятельному «добыванию» знаний. Такой подход способствует не только приобретению предметных знаний, социальных и коммуникативных навыков, но и личностных качеств, которые позволяют ему осознавать собственные интересы, перспективы и принимать конструктивные решения. Активная познавательная деятельность обучащегося приобретает устойчивый характер в условиях сотворчества и поддержки учителя как партнера, консультанта.
7. Такого характера усиление личностно-ориентированного образования возможно при использовании интерактивных методов обучения, которые в различных сочетаниях создают предпосылки для сотрудничества всех участников образовательного процесса, не допуская авторитарности во взаимоотношениях. Использование диалоговых и рефлексивных технологий сочетается с организацией проектной и исследовательской деятельности учащихся.
8. Все инновационные подходы к организации образовательного процесса превращают обучение в модель общения учащихся в реальном творческом процессе, предполагающий активный обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
9. Учебная программа конкретного предмета позволяет развивать активность ученика в познавательном и социальном плане путем организации учебной проектной деятельности, ориентированной на использование материалов регионального характера (объекты, предприятия, источники информации). Проектная деятельность воспитательного характера, осуществляемая в рамках достижения целей обучения данного предмета, может быть организована в партнерстве с родителями, представителями местного сообщества.
10. В учебных программах каждого предмета предусмотрена реализация трехъязычного образования, которая предполагает обучение не только трем языкам, но и организацию внеурочной деятельности учащихся на трех языках (казахском, русском и английском). Вклад каждого предмета в создание полиязычной обучающей среды в совокупности обеспечивает реализацию политики трехъязычного образования. Коммуникативный подход, являясь основой обучения языкам, рассматривается как ведущий принцип развития речевой деятельности учащихся средствами каждого учебного предмета – обмен знаниями и навыками в различных учебных ситуациях, правильное использование системы языковых и речевых норм.
11. В процессе усвоения предметного содержания и достижения целей обучения необходимо создать предпосылки/условия для развития у учащихся навыков применения информационно-коммуникационных технологий, включая поиск, обработку, извлечение, создание и презентацию необходимой информации, сотрудничество для обмена информацией и идеями, оценивание и совершенствование своей работы через использование широкого спектра оборудования и приложений.
12. В учебной программе сформулированы ожидаемые результаты, представленные в виде системы целей обучения, которые служат основой для определения содержания учебного предмета. В содержательном аспекте учебные программы раскрывают вклад конкретного учебного предмета в воспитание учащегося как субъекта своего учения и субъекта межличностного общения.
13. Учебные программы обеспечивают реализацию принципа единства воспитания и обучения, основанного на взаимосвязанности и взаимообусловленности ценностей образования и результатов на «выходе» из школы с системой целей обучения конкретного предмета.
14. Отличительной особенностью учебных программ является их направленность на формирование не только предметных знаний и умений, а также навыков широкого спектра. Выстроенная система целей обучения является основой развития следующих навыков широкого спектра: функциональное и творческое применение знаний, критическое мышление, проведение исследовательских работ, использование информационно-коммуникационных технологий, применение различных способов коммуникации, умение работать в группе и индивидуально, решение проблем и принятие решений. Навыки широкого спектра являются залогом успешности учащихся, как в школьной образовательной практике, так и в перспективе, после окончания школы.
15. Современные инновации в экономике, изменения на рынке труда обуславливают необходимость владения такими навыками, которые в совокупности позволяют учащимся анализировать и оценивать ситуацию и информацию для решения задач, творчески использовать имеющиеся знания и опыт для синтеза новой идеи и информации. Актуальными становятся такие личностные качества как инициативность, любознательность, готовность к изменениям, коммуникабельность.
16. Содержание ежедневного образовательного процесса по конкретному предмету подчинено целям обучения и ориентировано на формирование у учащихся готовности творчески использовать приобретенные знания, умения и навыки в любой учебной и жизненной ситуации, развитие настойчивости в достижении успеха, мотивирует к обучению в течение всей жизни.
17. Развитие личностных качеств в органическом единстве с навыками широкого спектра являются основой для привития учащимся базовых ценностей образования: «казахстанский патриотизм и гражданская ответственность», «уважение», «сотрудничество», «труд и творчество», «открытость», «образование в течение всей жизни». Эти ценности призваны стать устойчивыми личностными ориентирами учащегося, мотивирующими его поведение и повседневную деятельность.

2. Цель и задачи изучения учебного предмета «математика»

18. «Математика» как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важных целей и задач начального образования. Начальное обучение математике способствует развитию критического мышления, формированию первоначальных навыков исследования и общения, применения математических знаний в жизни.
19. Изучая курс математики, учащиеся начальных классов учатся анализировать, синтезировать, классифицировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, усваивают основы математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усваивают знания и способы действий, что составляет основу умения учиться.
20. Основная цель поэтапно и систематически излагаемого учебного курса математики начальных классов состоит в предоставлении учащимся основ математических познаний и соответствующих навыков, содержащих описание пространственных форм и количественных соотношений предметов в окружающем мире, нацеленный на развитие восприятия математики как способа изображения и понимания мира и требует от учащихся восприятия предмета и расширения своих познаний, заинтересованности в математической науке.
21. В соответствии с основной целью математического образования на начальном уровне учебный предмет ориентирован на реализацию следующих задач:
1) развивать логическое мышление, пространственное воображение и умение использовать математические термины;
2) развивать способность решать учебные и практические проблемы, использовать арифметические алгоритмы, выполнять геометрические построения и проводить математические исследования;
3) развивать критическое мышление и творческие способности;
4) воспринимать математику как способ изображения, моделирования и понимания мира;
5) понимать то, как использовать свои математические знания и умения в изучении других предметов, также и в повседневной жизни;
6) развивать личностные качества: любознательность, целеустремленность, ответственность, уверенность, независимость;
7) развивать когнитивные навыки понимания, объяснения, анализа, синтеза, классификации, применения и отображения;
8) развивать коммуникативные и социальные навыки, навыки работы в команде и выражения точки зрения, уважения мнения других людей, проявления лидерских качеств, представления своей работы в письменной и устной формах;
9) развивать навыки поиска и отбора информации, управления собственным временем и саморегулирования.

3. Педагогические подходы к организации учебного процесса

22. Организации образования Республики Казахстан придерживаются принципа, согласно которому одной из задач процесса обучения учащихся является необходимость научить, как учиться и стать самостоятельными, мотивированными, заинтересованными, уверенными, ответственными и способными проводить анализ.
23. Учителям необходимо развивать эти качества, используя различные подходы в обучении:
1) выслушивание индивидуального мнения учащегося и признание важности использования уже имеющихся знаний, умений и навыков с целью их развития;
2) использование индивидуального и дифференцированного подходов;
3) моделирование проблем и стратегий их решения;
4) поддержка обучения учащихся посредством оценивания их достижений;
5) поощрение активного обучения, основанного на исследовательской деятельности учащихся;
6) развитие навыков критического мышления учащихся.
24. Примеры стратегий обучения математике:
1) организация творческой, проектной, игровой деятельности учащихся;
2) развитие у учащихся коммуникативных навыков: объяснения, презентации идей, участия в диалогах, обсуждениях, работ с текстами, составления алгоритмов, инструкций, описания и объяснения способов выполнения математических заданий;
3) стимулирующее и развивающее обучение учащихся с помощью тщательно подобранных заданий и видов деятельности;
4) организация самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальная и групповая работа;
5) взаимообучение;
6) содействие решению задач, требующих проведения поиска информации из различных источников, использование возможностей ИКТ;
7) организация деятельности учащихся с использованием практического применения математики;
8) мотивирование учащихся к анализу и корректированию своих работ (рефлексия).
25. Использование информационно-коммуникационных технологий:
1) компетентность в использовании цифровых технологий в математике включает в себя уверенное и творческое применение технологий для работы, досуга и коммуникации, которые строятся на базовых навыках ИКТ.
26. Учебная программа по предмету «Математика» включает:
1) обучение учащихся использованию базовых информационных технологий;
2) развитие навыков самостоятельной работы с целью поиска и отбора информации;
3) использование соответствующего программного обеспечения для создания презентаций в процессе изучения различных разделов, создание фото/видео о процессе выполнения математических заданий (создание геометрических фигур);
4) самостоятельное составление планов и графиков.
27. Развитие коммуникативных навыков учащихся:
1) одной из целей образовательной программы является социализация личности, т.е. воспитание граждан, способных эффективно общаться с различной аудиторией. Для достижения данной цели необходимо развивать навыки коммуникации, создавая стимулирующую и поддерживающую среду общения;
2) в процессе обучения необходимо развивать у учащихся навыки грамотного использования математического языка в устной и письменной формах общения;
3) примеры видов работ, способствующих развитию навыков слушания и говорения у учащихся в процессе обучения математике:
работа в группах и классах (объяснения, презентации идей);
презентация проектов;
участие в обсуждениях;
формулирование вопросов и поиск ответов на вопросы;
участие в диалоге с учащимися и учителями.
4) примеры видов работ, способствующих развитию навыка чтения, в процессе обучения математике; фиксирование ключевых слов в тексте; работа с научными текстами и нахождение семантической составляющей;
5) примеры видов работ, способствующих развитию навыка письма, в процессе обучения математике; составление алгоритмов, инструкций для выполнения заданий; описание и объяснение способа выполнения математических задач как письменно, так и устно; анализ процесса выполнения задания (устно и письменно).

4. Подходы к оцениванию учебных достижений

28. Оценивание результатов изучения предмета «Математика» осуществляется с применением критериального оценивания.
29. Критериальное оценивание основано на взаимосвязи преподавания, обучения и оценивания. Результаты критериального оценивания используются для эффективного планирования и организации образовательного процесса.
30. Критериальное оценивание включает формативное и суммативное оценивание.
31. Формативное оценивание проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учащимся и учителем, и позволяет своевременно корректировать учебный процесс.
32. Суммативное оценивание проводится по завершении изучения блока учебной информации в определенном периоде обучения, используется для предоставлении обратной связи учащимся, выставления четвертных и годовых оценок по предмету.

5. Организация содержания учебного предмета «Математика»

33. Распределение учебной нагрузки:
1) количество часов в программе для каждого класса:
таблица 1

Класс Недельная нагрузка Годовая нагрузка
1 4 часа 132 часа

34. Схема размещения мебели в классной комнате должна включать зоны для моделирования и практической работы, места для представления работы учащихся, хранения папок, также стеллажи для книг. Необходимо, чтобы мебель в классе легко передвигалась, чтобы иметь возможность организовывать индивидуальную, парную и групповую работы, семинары.
35. В 4-ом классе должны предоставляться калькуляторы для выполнения сложных вычислительных операций, когда это целесообразно.
36. Содержание учебного предмета:
1) содержание по предмету организовано по разделам обучения. Разделы разбиты на подразделы, которые содержат в себе цели обучения по классам в виде ожидаемых результатов: навыка или умения, знания или понимания. Цели обучения, организованные последовательно внутри каждого подраздела, позволяют учителям планировать свою работу и оценивать достижения учащихся, также информировать их о следующих этапах обучения:
таблица 2

Раздел Подраздел

1

Числа и величины

1.1 Натуральные числа и число 0. Дроби
1.2 Операции над числами
1.3 Величины и их единицы измерения

2

Элементы алгебры

2.1 Числовые и буквенные выражения
2.2 Равенства и неравенства. Уравнения

3

Элементы геометрии

3.1 Геометрические фигуры и их классификация
3.2 Изображение и построение геометрических фигур
3.3 Координаты точек и направление движения

4

Множества. Элементы логики

4.1 Множества и операции над ними
4.2 Высказывания
4.3 Последовательности
4.4 Комбинации объектов

5

Математическое моделирование

5.1 Задачи и математическая модель
5.2 Математический язык

37. В программе для удобства использования учебных целей и проведения мониторинга введена кодировка. В коде первое число обозначает класс, второе и третье числа - подраздел, четвертое число показывает нумерацию учебной цели. Например, в кодировке 1.2.1.4: «1» - класс, «2.1.» - подраздел, «4» - нумерация учебной цели.
38. Система целей обучения:
1) раздел 1 «Числа и величины»:
таблица 3

Подраздел 1 класс

Учащийся будет:

1.1 Натуральные числа и число 0. Дроби





1.1.1.1 понимать образование натуральных чисел и числа нуль; считать в прямом и обратном порядке в пределах 10/11-20; определять место числа в натуральном ряду чисел
1.1.1.2 читать, записывать и сравнивать однозначные числа и число 10/11-20
1.1.1.3 определять состав однозначных чисел/ разрядный состав чисел в пределах 20, раскладывать на сумму разрядных слагаемых
1.1.1.4 образовывать укрупненную единицу счета – десяток; считать, десятками до 100, записывать, сравнивать
1.1.1.5 считать в прямом и обратном порядке числовыми группами по 2 до 20; находить половину числа 2,4,6,8,10, предметов путем практического действия

1.2 Операции над числами

1.1.2.1 понимать действие сложения как объединение множеств, не имеющих общих элементов и вычитание как удаление части множества
1.1.2.2 понимать, что сложение и вычитание - взаимообратные действия, определять зависимость между компонентами, результатами этих действий
1.1.2.3 применять переместительное свойство сложения; свойство 0 и 1



1.1.2.4 составлять, знать и применять таблицу сложения однозначных чисел без перехода через десяток
1.1.2.5 выполнять устно сложение и вычитание без перехода через десяток: однозначных чисел;чисел в пределах 20/ сложение и вычитание десятков

1.3 Величины и их единицы измерения

1.1.3.1 различать величины: длина/масса/объем (емкость)/время; выбирать меры и инструменты для их измерения, производить измерения
1.1.3.2 производить измерение величин, используя единицы: см, дм/кг/л/ч
1.1.3.3 сравнивать значения величин см, дм/кг/л/ч и выполнять действия над ними
1.1.3.4 преобразовывать единицы длины (см, дм) на основе соотношений между ними.



1.1.3.5 определять время в часах по циферблату /различать единицы измерения времени: минута, час, день, неделя, месяц
1.1.3.6 производить различные операции с монетами 1 тенге, 2 тенге, 5 тенге, 10 тенге, 20 тенге

2) раздел 2 «Элементы алгебры»:
таблица 4

Подраздел 1 класс

2.1 Числовые и буквенные выражения

1.2.1.1 составлять, читать, записывать и распознавать числовые и буквенные выражения (суммы, разности)/ равенства и неравенства
1.2.1.2 находить значения буквенного выражения в одно действие при заданном значении буквы
1.2.1.3 представлять и применять в виде буквенного равенства связи между сложением и вычитанием: а+b=с, c–a=b, c-b=a
1.2.1.4 представлять в виде буквенного равенства свойства 0 при сложении и вычитании: a+0=a; a-0=a
1.2.1.5 сравнивать буквенные, числовые выражения без скобок
1.2.1.6 находить значения выражений со скобками и без скобок, содержащих два действия

2.2 Уравнения и неравенства

1.2.2.1 распознавать равенство, неравенство, уравнение; различать верные и неверные равенства
1.2.2.2 решать уравнения способом подбора и на основе связи сложения и вычитания

3) раздел 3 «Элементы геометрии»:
таблица 5

Подраздел 1 класс

3.1 Геометрические фигуры и их классификация

1.3.1.1 распознавать и называть геометрические фигуры: точка, прямая, кривая, ломаная, замкнутая и незамкнутая линии, отрезок, луч, угол
1.3.1.2 различать плоские фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник)/ пространственные фигуры (куб, шар, цилиндр, конус, пирамида) и соотносить их с предметами окружающего мира
1.3.1.3 измерять и сравнивать стороны геометрических фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник)
1.3.2.1 изображать на плоскости прямую, кривую, ломаную замкнутую и незамкнутую линии /простейшие плоские фигуры (треугольник, четырехугольник) на точечной бумаге
1.3.2.2 чертить отрезок заданной длины.

3.2 Изображение и построение геометрических фигур

1.3.2.3 составлять композиции из моделей плоских фигур и их частей
1.3.2.4 определять основные отношения между геометрическими фигурами (больше-меньше, выше-ниже шире-уже, толще-тоньше)
1.3.3.1 определять расположения отмеченных на числовом луче точек, относительно друг друга

4) раздел 4 «Множества», «Элементы логики»:
таблица 6

Подраздел 1 класс

4.1 Множества и операции над ними

1.4.1.1 наглядно изображать 1 при помощи диаграмм объединение двух множеств и удаление части множества
1.4.1.2 классифицировать множества по признакам их элементов (цвет, форма, размер, материал, действие объектов)
1.4.1.3 сравнивать множества объектов с помощью составления пар; определять равные множества, пустое множество

4.2 Высказывания

1.4.2.1 определять верные и неверные утверждения
1.4.2.2 решать головоломки с одинаковыми цифрами и фигурами, ребусы, простейшие логические задачи на соответствие и истинность

4.3 Последовательности

1.4.3.1 составлять последовательность чисел до 10/ до 20/десятков до 100; определять закономерность в последовательности рисунков, фигур, символов, чисел в пределах 100
1.4.3.2 определять последовательность действий и состояний в природе, составлять последовательность чисел, фигур, игрушек, разноцветных бус и находить нарушение закономерности
4.4 Комбинации объектов 1.4.4.1 составлять варианты комбинаций «по два» из предметов окружающего мира

5) раздел 5 «Математическое моделирование»:
таблица 7

Подраздел 1 класс

5.1 Задачи и математическая модель

1.5.1.1 моделировать задачу в виде схемы, рисунка, краткой записи; подбирать опорную схему для решения задачи
1.5.1.2 использовать понятия: больше, меньше, равно, столько же, на несколько единиц больше/меньше, длиннее, короче, тяжелее, легче, дороже, дешевле, цена; / термины, определяющие расположение, направление и расстояние между предметами
1.5.1.3 анализировать и решать задачи на: нахождение суммы и остатка; составлять и решать обратные задачи
  1.5.1.4 анализировать и решать задачи на: увеличение, уменьшение числа на несколько единиц, разностное сравнение, составлять и решать обратные задачи
  1.5.1.5 анализировать и решать задачи на нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания, составлять и решать обратные задачи



1.5.1.6 обосновывать выбор действий и объяснять способ решения задачи на сложение и вычитание
1.5.1.7 моделировать и решать простые задачи на увеличение/уменьшение на несколько единиц, разностное сравнение
1.5.1.8 моделировать решение простых задач на сложение и вычитание в виде числового выражения

5.2 Математический язык

1.5.2.1 отличать цифру от числа, наглядно изображать однозначные числа разными способами (совокупностями точек, палочек) и на числовом луче
1.5.2.2 использовать знаки «+», «-», «≠», «=», «>», «<»/ цифры /символ неизвестного числа (□)
1.5.2.3 использовать числовой луч для иллюстрации сложения и вычитания чисел, сравнения чисел (больше/меньше), чисел соседей, числовых интервалов и последовательности чисел
1.5.2.4 использовать названия компонентов действий сложения и вычитания при чтении и записи выражений
1.5.2.5 проводить сбор данных, систематизировать, достраивать/составлять таблицы, пиктограммы, диаграммы с помощью подручных материалов

39. Долгосрочные планы:
1) 1 класс:
таблица 8

Сквозные темы Раздел долгосрочного плана Подразделы программы Цели обучения

І четверть

*В контексте тем «Все обо мне», «Моя школа»

Раздел 1A – Введение в числа

1.1 Натуральные числа и число 0. Дроби 1.1.1.1 понимать образование натуральных чисел и числа нуль; считать в прямом и обратном порядке в пределах 10; определять место числа в натуральном ряду чисел  1.1.1.2 читать, записывать и сравнивать однозначные числа 1.1.1.3 определять состав однозначных чисел
1.2 Операции над числами 1.1.2.1 понимать действие сложения как объединение множеств, не имеющих общих элементов и вычитание как удаление части множества 1.1.2.5 выполнять устно сложение и вычитание без перехода через десяток: однозначных чисел
3.3 Координаты точек и направление движения 1.3.3.1 определять расположения отмеченных на числовом луче точек, относительно друг друга
4.3 Последовательности 1.4.3.1 составлять последовательность чисел до 10
5.2 Математический язык 1.5.2.1 отличать цифру от числа, наглядно изображать однозначные числа разными способами (совокупностями точек, палочек) и на числовом луче 1.5.1.2 использовать понятия: больше, меньше, равно, столько же, на несколько единиц больше/меньше, длиннее, короче, тяжелее, легче, дороже, дешевле, цена 1.5.2.3 использовать числовой луч для иллюстрации сложения и вычитания чисел, сравнения чисел (больше/меньше), чисел соседей, числовых интервалов и последовательности чисел 1.5.2.2 использовать знаки «+», «-», «=», «≠», «>», «<»,цифры 1.5.2.4 использовать названия компонентов действий сложения и вычитания при чтении и записи выражений

Раздел 1В – Геометрические фигуры

4.1 Множества и операции над ними 1.4.1.2 классифицировать множества по признакам их элементов (цвет, форма, размер, материал, действие объектов)
3.1 Геометрические фигуры 1.3.1.1 распознавать и называть геометрические фигуры: точка, прямая, кривая, ломаная, замкнутая и незамкнутая линии, отрезок, луч, угол 1.3.1.2 различать плоские фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник)/ пространственные фигуры (куб, шар, цилиндр, конус, пирамида) и соотносить их с предметами окружающего мира
3.2 Взаимное расположение геометрических фигур 1.3.2.3 составлять композиции из моделей плоских фигур и их частей

Раздел 1С – Величины их и измерения

5.1 Задачи и математическая модель 1.5.1.2 использовать понятия: больше, меньше, равно, столько же, на несколько единиц больше/меньше, длиннее, короче, тяжелее, легче, дороже, дешевле, цена
1.3 Величины и их единицы измерения 1.1.3.1 различать величины: длина/масса/объем (емкость); выбирать меры и инструменты для их измерения, производить измерения 1.1.3.2 производить измерение величин, используя единицы: см, дм/кг/л 1.1.3.3 сравнивать значения величин см, дм/кг/л и выполнять действия над ними

ІІ четверть

В контексте тем «Моя семья и друзья», «Мир вокруг нас»

Раздел 2A – Сложение и вычитание чисел в пределах 20

1.1 Натуральные числа и число 0. Дроби 1.1.1.1 считать в прямом и обратном порядке от 11 до 20; определять место числа в натуральном ряду чисел 1.1.1.3 определять разрядный состав чисел в пределах 20, раскладывать на сумму разрядных слагаемых  1.1.1.2 читать, записывать и сравнивать числа от 11 до 20 1.1.1.4 образовывать укрупненную единицу счета – десяток; считать, десятками до 100, записывать, сравнивать
4.3 Последовательности 1.4.3.1 составлять последовательность чисел до 20/десятков до 100, определять закономерность в последовательности рисунков, фигур, символов, чисел в пределах 100
1.2 Операции над числами 1.1.2.5 выполнять устно сложение и вычитание без перехода через десяток: чисел в пределах 20/сложение и вычитание десятков 1.1.2.1 понимать действие сложения как объединение множеств, не имеющих общих элементов и вычитание как удаление части множества 1.1.2.4 составлять, знать и применять таблицу сложения однозначных чисел без перехода через десяток 1.1.2.3 применять переместительное свойство сложения; свойство 0 и 1
2.1 Числовые и буквенные выражения 1.2.1.1 составлять, читать, записывать и распознавать числовые выражения (суммы, разности)
5.2 Математический язык 1.5.2.2 использовать знаки «+», «-», «=» 1.5.2.4 использовать названия компонентов действий сложения и вычитания при чтении и записи выражений

Раздел 2B – Числа и закономерности

1.1 Натуральные числа и число 0. Дроби 1.1.1.5 считать в прямом и обратном порядке числовыми группами по 2 до 20; находить половину числа 2,4,6,8,10, предметов путем практического действия
4.3 Последовательности 1.4.3.1 составлять последовательность чисел до 20/десятков до 100, определять закономерность в последовательности рисунков, фигур, символов, чисел в пределах 100 1.4.3.2 определять последовательность действий и состояний в природе, составлять последовательность чисел, фигур, игрушек, разноцветных бус и находить нарушение закономерности
4.2 Высказывания 1.4.2.2 решать головоломки с одинаковыми цифрами и фигурами, ребусы

Раздел 2C – Измерения величин и чисел

3.1 Геометрические фигуры и их классификация 1.3.1.3 измерять и сравнивать стороны геометрических фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник)
1.3 Величины и их единицы измерения 1.1.3.1 различать величины: длина/масса/объем (емкость)/время; выбирать меры и инструменты для их измерения, производить измерения 1.1.3.2 производить измерение величин, используя единицы: см, дм/кг/л/ч 1.1.3.3 сравнивать значения величин см, дм/кг/л/ч и выполнять действия над ними 1.1.3.4 преобразовывать единицы длины (см, дм) на основе соотношений между ними

ІІІ четверть

В контексте тем «Путешествие», «Традиции и фольклор»

Раздел 3A - Действия с числами

1.1 Натуральные числа и число 0. Дроби 1.1.1.2 сравнивать однозначные числа /11-20
5.2 Математический язык 1.5.2.2 использовать знаки «+», «-», «≠», «=», «>», «<»
1.2 Операции над числами 1.2.1.6 находить значения выражений со скобками и без скобок, содержащих два действия 1.1.2.2 понимать, что сложение и вычитание - взаимообратные действия, определять зависимость между компонентами, результатами этих действий 1.1.2.3 применять переместительное свойство сложения; свойство 0 и 1
Раздел 3B – Величины. Ориентирование во времени 1.3 Величины и их един

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow