Естествознание 1 класс

Календарно-тематическое планирование

Авторы учебника «Естествознание» 1 класс: С. Н. Кузнецова, Д. Н. Сапаков, И. Н. Васева, А. К. Жамиева, М. К. Кусаинова, М. К. Тасбулатова

Издательство: «НИШ», 2016 год

Количество часов в неделю: 1 час

Количество часов за год: 33 часа, (неделя дополнительных каникул).

ДАТА Содержание темы Цели четверти
    I четверть (8 ч)  
    Я — исследователь Растения

1.1.1.1 объяснять необходимость изучения явлений, процессов и объектов окружающего мира

1.1.2.1 проводить наблюдения за явлениями окружающего мира;
1.1.2.2 объяснять демонстрируемый эксперимент

1.2.1.1 определять основные характеристики растений и их жизненные формы;
1.2.1.2 различать основные части растений;
1.2.1.3 различать дикорастущие и культурные растения;
1.2.1.4 исследовать условия для жизни растений;
1.2.1.5 описывать способы ухода за культурными растениями

1.2.2.1 сравнивать животных и растения, определять их сходства и различия;
1.2.2.2 различать диких и домашних животных;
1.2.2.3 объяснять адаптацию животных к смене времен года

1.1.2.1 проводить наблюдения за явлениями окружающего мира;
1.1.2.2 объяснять демонстрируемый эксперимент

1.   Растения — живые организмы
2.   Какие бывают растения
3.   Части растения
4.   Что нужно растениям для жизни
5.   Как ухаживать за растениями
    Животные
6.   Животные — живые организмы
7.   Какие бывают животные
8.   Что получает человек от животных
    II четверть (8 часов)
1.   Как влияют времена года на животных
    Человек

1.2.3.1 называть основные части тела человека и их функции;
1.2.3.2 описывать этапы жизни человека;
1.2.3.3 определять потребности человека, необходимые для его роста и развития

1.5.1.1 приводить примеры движений различных тел;
1.5.1.2 определять важность движения в природе и в жизни людей;
1.5.1.3 исследовать различные траектории движения, показывать их в виде рисунка

1.1.2.1 проводить наблюдения за явлениями окружающего мира;
1.1.2.2 объяснять демонстрируемый эксперимент

2.   Части тела человека
3.   Как человек взрослеет
4.   Как правильно питаться
5.   Почему важно отдыхать
    Силы и движение
6.   Что такое движение
7.   Что такое траектория движения
8.   Как мы двигаемся
    III четверть (9часов)  
    Земля и космос

1.4.2.1 характеризовать астрономию как науку о космосе;
1.4.2.2 описывать приборы и летательные аппараты для изучения космоса;
1.4.2.3 характеризовать отдельные космические тела

1.4.1.1 определять форму Земли на основе ее искусственной модели

1.4.3.1 объяснять важность времени;
1.4.3.2 определять средства измерения времени

1.5.4.1 определять приборы для получения тепла

1.5.5.1 объяснять важность электроэнергии в повседневной жизни людей

1.5.6.1 определять тела, обладающие магнитными свойствами;

1.5.6.2 исследовать свойства магнитов

1.1.2.1 проводить наблюдения за явлениями окружающего мира;
1.1.2.2 объяснять демонстрируемый эксперимент

1.   Что такое космос
2.   Как люди изучали космос
3.   Как люди изучают космос
4.   Как выглядит планета Земля
5.   Как пользоваться глобусом
6.   Зачем нужно определять время
    Физика природы
7.   Обогревательные приборы
8.   Электричество
9.   Магнит
    IV четверть (8 часов)  
    Свет

1.5.2.1 сравнивать свет и темноту;
1.5.2.2 различать естественные и искусственные источники света;
1.5.2.3 определять необходимость искусственного освещения и его источники

1.5.3.1 объяснять особенности распространения звука;
1.5.3.2 различать естественные и искусственные источники звука

1.1.2.1 проводить наблюдения за явлениями окружающего мира;
1.1.2.2 объяснять демонстрируемый эксперимент

1.   Что такое естественные источники света
2.   Что такое искусственные источники света
3.   Где нужен свет
4.   Когда становится темно
    Звук
5.   Что такое естественные источники звука
6.   Что такое искусственные источники звука
7.   Как распространяется звук
8.   Где распространяется звук























ПОЗНАНИЕ МИРА

1. Пояснительная записка

1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
2. Учебная программа является учебно-нормативным документом, определяющим по каждому учебному предмету/дисциплине содержание и объем знаний, умений, навыков соответственно возрастным познавательным возможностям учащихся.
3. Учебная программа ориентирует процесс обучения на использование методического потенциала каждого предмета для осознанного усвоения учащимися знаний и умений по предметным областям, развитие самостоятельности путем овладения способами учебной, проектной, исследовательской деятельности, приобретение умений ориентироваться в социокультурном пространстве.
4. В учебной программе гармонично сочетаются традиционные функции учебно-нормативного документа с описаниями инновационных педагогических подходов к организации образовательного процесса в современной школе. Подходы к обучению являются основными ориентирами в построении принципиально новой структуры учебной программы по предмету.
5. Ценностно-ориентированный, деятельностный, личностно-ориентированный, коммуникативный подходы, как классические основы образования, использованы для усиления приоритетности системы целей обучения и результатов образовательного процесса, что нашло отражение в новой структуре учебной программы.
6. Одним из основных требований к процессу обучения на современном этапе является организация активной деятельности ученика по самостоятельному «добыванию» знаний. Такой подход способствует не только приобретению предметных знаний, социальных и коммуникативных навыков, но и личностных качеств, которые позволяют ему осознавать собственные интересы, перспективы и принимать конструктивные решения. Активная познавательная деятельность ученика приобретает устойчивый характер в условиях сотворчества и поддержки учителя как партнера, консультанта.
7. Такого характера усиление личностно-ориентированного образования возможно при использовании интерактивных методов обучения, которые в различных сочетаниях создают предпосылки для сотрудничества всех участников образовательного процесса, не допуская авторитарности во взаимоотношениях.
8. Использование диалоговых и рефлексивных технологий сочетается с организацией проектной и исследовательской деятельности учащихся. Все инновационные подходы к организации образовательного процесса превращают обучение в модель общения учащихся в реальном творческом процессе, предполагающий активный обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
9. Учебная программа конкретного предмета позволяет развивать активность ученика в познавательном и социальном плане путем организации учебной проектной деятельности, ориентированной на использование материалов регионального характера (объекты, предприятия, источники информации). Проектная деятельность воспитательного характера, осуществляемая в рамках достижения целей обучения данного предмета, может быть организована в партнерстве с родителями, представителями местного сообщества.
10. В учебных программах каждого предмета предусмотрена реализация трехъязычного образования, которая предполагает обучение не только трем языкам, но и организацию внеурочной деятельности учащихся на трех языках (казахском, русском и английском). Вклад каждого предмета в создание полиязычной обучающей среды в совокупности обеспечивает реализацию политики трехъязычного образования. Коммуникативный подход, являясь основой обучения языкам, рассматривается как ведущий принцип развития речевой деятельности учащихся средствами каждого учебного предмета – обмен знаниями и навыками в различных учебных ситуациях, правильное использование системы языковых и речевых норм.
11. В процессе усвоения предметного содержания и достижения целей обучения необходимо создать предпосылки/условия для развития у учащихся навыков применения информационно-коммуникационных технологий, включая поиск, обработку, извлечение, создание и презентацию необходимой информации, сотрудничество для обмена информацией и идеями, оценивание и совершенствование своей работы через использование широкого спектра оборудования и приложений.
12. В учебной программе сформулированы ожидаемые результаты, представленные в виде системы целей обучения, которые служат основой для определения содержания учебного предмета.
13. В содержательном аспекте учебные программы раскрывают вклад конкретного учебного предмета в воспитание учащегося как субъекта своего учения и субъекта межличностного общения.
14. Учебные программы обеспечивают реализацию принципа единства воспитания и обучения, основанного на взаимосвязанности и взаимообусловленности ценностей образования и результатов на «выходе» из школы с системой целей обучения конкретного предмета.
15. Отличительной особенностью учебных программ является их направленность на формирование не только предметных знаний и умений, а также навыков широкого спектра. Выстроенная система целей обучения является основой развития следующих навыков широкого спектра:
1) функциональное и творческое применение знаний, критическое мышление, проведение исследовательских работ, использование информационно-коммуникационных технологий, применение различных способов коммуникации, умение работать в группе и индивидуально, решение проблем и принятие решений. Навыки широкого спектра являются залогом успешности учащихся, как в школьной образовательной практике, так и в перспективе, после окончания школы.
16. Современные инновации в экономике, изменения на рынке труда обуславливают необходимость владения такими навыками, которые в совокупности позволяют учащимся анализировать и оценивать ситуацию, идеи и информацию для решения задач, творчески использовать имеющиеся знания и опыт для синтеза новой идеи и информации. Актуальными становятся такие личностные качества как инициативность, любознательность, готовность к изменениям, коммуникабельность.
17. Содержание ежедневного образовательного процесса по конкретному предмету подчинено целям обучения и ориентировано на формирование у учащихся готовности творчески использовать приобретенные знания, умения и навыки в любой учебной и жизненной ситуации, развитие настойчивости в достижении успеха, мотивирует к обучению в течение всей жизни.
18. Развитие личностных качеств в органическом единстве с навыками широкого спектра являются основой для привития учащимся базовых ценностей образования:
1) «казахстанский патриотизм и гражданская ответственность», «уважение», «сотрудничество», «труд и творчество», «открытость», «образование в течение всей жизни». Эти ценности призваны стать устойчивыми личностными ориентирами учащегося, мотивирующими его поведение и повседневную деятельность.

2. Цель и задачи изучения учебного предмета «Познание мира»

19. «Познание мира» – интегрированный предмет, формирующий систему знаний о взаимодействии и взаимообусловленности человека, природы и общества. Объекты изучения предмета – человек, природа, общество, в том числе семья, культура, здоровье, взаимоотношения, нация, сообщество, государство, окружающая природная среда.
20. Предмет «Познание мира»:
1) формирует в учащихся личностное, общественное и национальное сознание, патриотизм и гуманность;
2) формирует научные основы познания окружающей среды и способствует развитию географического и исторического мышления;
3) формирует знания об исторических и современных событиях Казахстана, их причинах, динамике, преемственности, сходствах и различиях;
4) углубляет понимание влияния событий прошлого на современность и будущее;
5) формирует чувство уважения к культуре и традициям своего и других народов, к национальным и общечеловеческим ценностям;
6) создает условия для понимания учащимися гражданских прав и обязанностей;
7) способствует пониманию важности соблюдения общепринятых норм поведения и правил безопасности в социальной среде.
21. Цель предмета:
1) формирование у учащихся системы знаний о взаимосвязях и взаимообусловленности человека, общества и природы с позиции национальных и общечеловеческих ценностей.
22. Задачи предмета:
1) формирование у учащихся представлений о взаимосвязях и взаимозависимости общества, природных явлений и объектов;
2) формирование у учащихся норм поведения и правил безопасности в природной, социальной и технологической среде;
3) обеспечение формирования у учащихся навыков познания природной и социальной действительности: наблюдение, эксперимент, опрос.;
4) обеспечение развития познавательной деятельности учащихся;
5) привитие учащимся системы национальных и общечеловеческих ценностей, присущих современному казахстанскому обществу;
6) через изучение предмета формирование у учащихся позитивного отношения к окружающей среде, природным и культурным ценностям общества.

3. Педагогические подходы к организации учебного процесса

23. Ценностно-ориентированный подход в обучении – это способ организации и выполнения учебной деятельности, получения и использования ее результатов с позиций определенных ценностей. Ценностно-ориентированный учебный процесс целенаправленно формирует систему ценностей личности учащегося. Ценностные ориентации – это способность (качество) личности выбрать в качестве ориентира в своей деятельности определенные ценности (способность ориентироваться в ценностях), а также способность осознать и воспринять их как собственные социально значимые ценности. Реализация ценностей состоит в следовании требованиям, исходящем от ценностей и подчинять этим требованиям повседневную жизнь. Значение ценностей проявляется в сфере формирования норм, привычек, образа жизни, стиля поведения, необходимых для успешного функционирования определенного общества.
24. Ценности – социально одобряемая и разделяемая большинством людей личностная, социально-культурная значимость определенных объектов и явлений, качеств и способов поведения личности. Ценности стимулируют поведение и поступки, действуя как важный фактор мотивации личности.
25. Ценности среднего образования основаны на национальной идее «Мәңгілік ел». Ценностями среднего образования определены: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
26. Личностно-ориентированный подход. Целью личностно-ориентированного подхода является индивидуализация учебного процесса, гармоничное формирование и всестороннее развитие личности учащегося в учебном процессе, полное раскрытие его творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей психического и физического развития учащегося, потребностей и мотивов поведения на основе потенциальных возможностей.
27. Деятельностный подход. Деятельностный подход заключается в том, что учащийся получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его знаний, учебных умений и навыков и навыков широкого спектра. Деятельность учащихся сгруппирована по таким категориям, как «знать», «понимать», «применять», «анализировать», «оценивать», «синтезировать».
28. Дифференцированный подход. Дифференцированный подход подразумевает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых, создание разнообразных условий обучения для различных групп с целью учета особенностей учащихся. Дифференцированный подход включает организацию учебной деятельности различных групп учащихся с помощью специально разработанных средств обучения предмету и приемов дифференциации деятельности. Условием организации дифференцированной работы является применение дифференцированных заданий, которые различаются по сложности, по познавательным интересам, по характеру помощи со стороны учителя.
29. Коммуникативный подход. Коммуникативный подход к обучению – это передача и сообщение информации, обмен знаниями, навыками и умениями в процессе речевого взаимодействия двух или более людей. Результатом коммуникативного подхода является способность осуществлять общение посредством языка, то есть передавать мысли и обмениваться ими в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное ситуации общения. В соответствии с коммуникативным подходом процесс обучения должен включать задания, способствующие формированию умений общения, и режимов работы, адекватных условиям реальной коммуникации (парная и групповая работа).
30. Обучение на основе сквозных тем. Содержание «сквозных тем» предмета «Познание мира» начинается с «зоны ближайшего развития» учащегося, с изучения тем, напрямую связанных с его деятельностью. Дети 6-7 лет должны научиться высказывать свое мнение, задавать вопросы по содержанию обучения, находить ответы на них.
31. Игровое обучение. Использование игровых форм, в качестве метода обучения способствует активизации познавательных интересов учащихся. Главные элементы игровой технологии обучения – перед началом игры ставится конкретная цель обучения; через игровую деятельность достигается конкретный педагогический результат; обучающая деятельность подчиняется правилам игры; учебные материалы являются средствами игры. Игровые приемы, направленные на организацию коллективных форм деятельности способствует тому, что учащиеся учатся уважать мнение других членов малой группы, прогнозировать конечные результаты, самостоятельно планировать деятельность, определять методы достижения целей.
32. Проектный подход. Учебный проект – учебно-познавательная деятельность, направленная на решение учащимся или группой учащихся научно-исследовательской, творческой или практической проблемы. Характеризуется общей целью, согласованностью методов и действий, расширенным решением проблемы. Данный подход предполагает, что учащийся ставит перед собой проблему и самостоятельно находит пути ее решения. В начальной школе проектный подход реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся. Но, алгоритм проектной деятельности сохраняется (проект – выполняемая при поддержке учителя самостоятельная деятельность учащегося по решению значимой проблемы) сохраняется полностью. В рамках знакомства с содержанием раздела рекомендуется организация деятельности учащихся по подготовке коллективных/групповых проектов. Проектные работы не ограничиваются только лишь урочными часами, поэтому предусматривается и интеграция с внеурочной деятельностью.
33. Использование информационно-коммуникационных технологий:
1) компетентность в использовании информационно-коммуникационных технологий строится на базовых ИКТ-навыках и включает в себя правильное и творческое применение технологий для работы, досуга и коммуникации;
2) учащиеся развивают навыки по ИКТ в процессе обучения по всем учебным предметам, находя, создавая и работая с информацией, сотрудничая и обмениваясь информацией и идеями, оценивая и затем совершенствуя свою работу, используя широкий спектр оборудования и приложений;
34. В учебной программе по предмету «Познание мира» это включает:
1) использование мультимедийных ресурсов и СМИ;
2) поиск информации в Интернете и базах данных;
3) нахождение, выбор и обработка данных с цифровых и Интернет-источников и умение судить об их точности, надежности и важности;
4) умение получать, извлекать и систематизировать данные, используя количественную, текстовую, визуальную информацию и базы данных, включая использование гиперссылки, электронных таблиц, а также графических и других приложений;
5) использование ИКТ для создания и обработки информации;
6) исследование закономерностей и тенденций; изучение возможности использовать модели и моделирование, а также объединение неподвижных и движущихся изображений, звуков и текста для создания мультимедийных презентаций;
35. Использование в полной мере гибкости цифровой информации для изучения других вариантов, уточнения и улучшения результатов;
1) сотрудничество, общение и обмен информацией по каналам связи для работы с другими учащимися и преподавателями через использование электронной связи, участие в он-лайн форумах, в виртуальной среде обучения;
2) использование интерактивных досок для технической поддержки активных видов обучения;
3) мультимедийная презентация законченной работы в рамках школы или за ее пределами.

4. Подходы к оцениванию учебных достижений

36. Оценивание результатов изучения предмета «Познание мира» осуществляется с применением критериального оценивания.
37. Критериальное оценивание основано на взаимосвязи преподавания, обучения и оценивания. Результаты критериального оценивания используются для эффективного планирования и организации образовательного процесса.
38. Критериальное оценивание включает формативное и суммативное оценивание.
39. Формативное оценивание проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учащимся и учителем, и позволяет своевременно корректировать учебный процесс.
40. Суммативное оценивание проводится по завершении изучения блока учебной информации в определенном периоде обучения, используется для предоставлении обратной связи учащимся, выставления четвертных и годовых оценок по предмету.

5. Организация содержания учебного предмета «Познание мира»

41. Распределение учебной нагрузки:
таблица 1

Класс Количество часов в неделю Количество часов в год
1 1 33

42. Содержание учебного предмета:
1) содержание по предмету организовано по разделам обучения. Разделы далее разбиты на подразделы, которые содержат в себе цели обучения по классам в виде ожидаемых результатов: навыка или умения, знания или понимания. Цели обучения, организованные последовательно внутри каждого подраздела, позволяют учителям планировать свою работу и оценивать достижения учащихся, а также информировать их о следующих этапах обучения:
таблица 2

Раздел Подраздел

1

Я и общество

1.1 Я и моя семья
1.2 Школа и школьное сообщество
1.3 Моя малая Родина
1.4 Здоровье и безопасность
1.5 Права и обязанности
1.6 Праздники

2

Природа моей страны

2.1 Ориентирование на местности
2.2 Погода и климат
2.3 Природные условия и их значение
2.4 Туризм

3

В потоке истории

3.1 Древние культуры и цивилизации
3.2 Исторические корни Казахстана
3.3 Важные события в истории Казахстана
3.4 Выдающиеся исторические личности и деятели культуры
3.5 История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм

2) в программе для удобства использования учебных целей введена кодировка. В коде первое число обозначает класс, второе и третье числа – подраздел, четвертое число показывает нумерацию учебной цели. Например, в кодировке 1.2.1.4 «1» – класс, «2.1.» – подраздел, «4» – нумерация учебной цели.
41. Система целей обучения. Содержание целей обучения предусматривает не только знания и умения предметного характера, но и применения их в реальной практике, использование ИКТ, осуществление межпредметной и междисциплинарной связей, развитие видов речевой деятельности и коммуникативных навыков:
1) «Я и общество»:
таблица 3

Подраздел

Цели обучения
Учащийся:
1 класс
1.1 Моя семья 1.1.1.1 понимать и объяснять значение понятия «семья» на основе исследования различных источников; 1.1.1.2 определять свое место в системе родственных связей относительно других членов семьи; 1.1.1.3 объяснять важность заботливого отношения между членами семьи и приводить примеры; 1.1.1.4 объяснять простые формы товарно-денежных отношений; 1.1.1.5 определять структуру своих потребностей в предметах потребления и источники их поступления
1.2 Школа и школьное сообщество 1.1.2.1 объяснять важность школы в жизни людей; 1.1.2.2 определять местонахождение функциональных зон школы; 1.1.2.3 объяснять важность соблюдения правил поведения в школе; 1.1.2.4 объяснять важность соблюдения режима дня и составлять примерный режим одного дня; 1.1.2.5 применять названия времени суток и дней недели; 1.1.2.6 характеризовать себя в качестве школьника и члена коллектива класса
1.3 Моя малая Родина 1.1.3.1 называть свой адрес и описывать географическое положение своего населенного пункта; 1.1.3.2 описывать главную улицу, здания и достопримечательности своего населенного пункта
1.4 Здоровье и безопасность 1.1.4.1 объяснять важность соблюдения личной гигиены; 1.1.4.2 объяснять необходимость соблюдения режима питания; 1.1.4.3 объяснять правила безопасного поведения дома; 1.1.4.4 объяснять правила поведения на дороге, значение дорожных знаков, регулирующих пешеходное движение; 1.1.4.5 составлять план безопасного маршрута от дома до школы; 1.1.4.6 называть службы экстренной помощи и определять ситуации для обращения к ним
1.6 Праздники 1.1.6.1 описывать один из семейных праздников

2) «Природа моей страны»:
таблица 4

Подраздел

Цели обучения
Учащийся:
1 класс
2.1 Ориентирование на местности 1.2.1.1 определять стороны горизонта по местным признакам; 1.2.1.2 объяснять необходимость соблюдения правил поведения на природе
2.2 Климат и погода 1.2.2.1 определять влияние погоды на жизнь и деятельность людей
2.3 Природные условия и их влияние 1.2.3.1 определять возможности занятий на природе различными видами досуговой деятельности в зависимости от времени года
2.4 Туризм 1.2.4.1 определять значение туризма; 1.2.4.2 определять основные цели туриста

3) «В потоке истории»:
таблица 5

Подраздел

Цели обучения
1 класс
3.1 Древние культуры и цивилизации 1.3.1.1 рассказывать о жизни древних людей на основе изучения наглядных материалов; 1.3.1.2 рассказывать о наиболее известных исторических памятниках/экспонатах древности
3.2 Исторические корни Казахстана 1.3.2.1 описывать на основе наглядных материалов образ жизни саков
3.3 Важные события в истории Казахстана 1.3.3.1 рассказывать о древней письменности на территории Казахстана; 1.3.3.2 изображать древние письмена, используя различные материалы, способы и средства
3.4 Выдающиеся исторические личности и деятели культуры 1.3.4.1 на основе изучения источников рассказывать о Томирис
3.5 История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм 1.3.5.1 отличать государственные символы Республики Казахстан от символов других стран; 1.3.5.2 рассказывать об основных признаках независимого государства; 1.3.5.3 представлять творческие работы о столице Казахстана

44. Долгосрочные планы:
1) 1 класс:
таблица 6

Сквозная тема Подразделы программы Цели обучения

1 четверть

1. Все обо мне

1.2 Школа и школьное сообщество 1.1.2.6 характеризовать себя в качестве школьника и члена коллектива класса

1.1 Я и моя семья

1.1.1.5 определять структуру своих потребностей в предметах потребления и источники их поступления
1.1.2.4 объяснять важность соблюдения режима дня и составлять примерный режим одного дня
1.1.2.5 применять названия времени суток и дней недели
1.1.1.3 объяснять важность заботливого отношения между членами семьи и приводить примеры

2. Я и моя школа

1.2 Школа и школьное сообщество

1.1.2.1 объяснять важность школы в жизни людей
1.1.2.6 характеризовать себя в качестве школьника и члена коллектива класса
1.1.4.3 объяснять правила безопасного поведения дома
1.1.4.4 объяснять правила поведения на дороге, значение дорожных знаков, регулирующих пешеходное движение
1.1.2.2 определять местонахождение функциональных зон школы
1.1.2.3 объяснять важность соблюдения правил поведения в школе

2 четверть

3. Моя семья и друзья

1.2 Школа и школьное сообщество 1.1.2.3 объяснять важность соблюдения правил поведения в школе

1.1 Я и моя семья

1.1.1.1 понимать и объяснять значение понятия «семья» на основе исследования различных источников
1.1.1.2 определять свое место в системе родственных связей относительно других членов семьи
1.1.6.1 описывать один из семейных праздников
1.1.1.3 объяснять важность заботливого отношения между членами семьи и приводить примеры
1.3 Моя малая Родина 1.1.3.1 называть свой адрес и описывать географическое положение своего населенного пункта
1.1 Я и моя семья 1.1.1.5 определять структуру своих потребностей в предметах потребления и источники их поступления

4. Мир вокруг нас

2.1 Ориентирование на местности 1.2.1.1 определять стороны горизонта по местным признакам

1.3 Моя малая Родина

1.1.3.1 называть свой адрес и описывать географическое положение своего населенного пункта
1.1.3.2 описывать главную улицу, здания и достопримечательности своего населенного пункта

2.2 Погода и климат

1.2.2.1 определять влияние погоды на жизнь и деятельность людей;
1.2.3.1 определять возможности занятий на природе различными видами досуговой деятельности в зависимости от времени года

3 четверть

5. Путешествия

3.1 Древние культуры и цивилизации 1.3.1.1 рассказывать о жизни древних людей на основе изучения наглядных материалов

3.2 Исторические корни Казахстана

1.3.2.1 описывать на основе наглядных материалов образ жизни саков
1.3.4.1 на основе изучения источников рассказывать о Томирис
2.4 Туризм 1.2.4.1 определять значение туризма; 1.2.4.2 определять основные цели туриста
3.5 История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм 1.3.5.3 представлять творческие работы о столице Казахстана

6. Традиции и фольклор

3.2 Исторические корни Казахстана 1.3.2.1 описывать на основе наглядных материалов образ жизни саков

3.5 История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм

1.3.5.2 рассказывать об основных признаках независимого государства;
1.3.5.1 отличать государственные символы Республики Казахстан от символов других стран

3.3 Важные события в истории Казахстана

1.3.3.1 рассказывать о древней письменности на территории Казахстана;
1.3.3.2 изображать древние письмена, используя различные материалы, способы и средства
3.1 Древние культуры и цивилизации 1.3.1.2 рассказывать о наиболее известных исторических памятниках/экспонатах древности
3.5 История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм 1.3.5.3 представлять творческие работы о столице Казахстана

4 четверть

7. Еда и напитки

1.4 Здоровье и безопасность 1.1.4.2 объяснять необходимость соблюдения режима питания
3.1 Древние культуры и цивилизации 1.3.1.1 рассказывать о жизни древних людей на основе изучения наглядных материалов

1.4 Здоровье и безопасность

1.1.4.1 объяснять важность соблюдения личной гигиены
1.1.4.2 объяснять необходимость соблюдения режима питания

1.1 Я и моя семья

1.1.1.4 объяснять простые формы товарно-денежных отношений;
1.1.1.5 определять структуру своих потребностей в предметах потребления и источники их поступления

8. В здоровом теле – здоровый дух

1.4 Здоровье и безопасность

1.1.4.1 объяснять важность соблюдения личной гигиены
1.1.4.3 объяснять правила безопасного поведения дома
1.1.4.6 называть службы экстренной помощи и определять ситуации для обращения к ним
2.1 Ориентирование на местности 1.2.1.2 объяснять необходимость соблюдения правил поведения на природе

45. Примечание:
1) *рекомендуется в одной четверти интегрировать (по возможности) цели обучения со сквозными темами, исходя из расчета – 2 сквозные темы на четверть.











































































Познание мира

Авторы учебника «Познание мира» 1 класс: К. К. Байтенова, А. А. Жакеева, Е. Н. Попова, Ш. К. Саукатова, Ж. М. Сейтахметова, Л. Л. Уфимцева

Издательство: «НИШ», 2016 год

Количество часов в неделю: 1 час

Количество часов за год: 33 часа, (неделя дополнительных каникул).

ДАТА Содержание темы Цели четверти
    I четверть (8 ч)  
    Всё обо мне

1.1.2.6 характеризовать себя в качестве школьника и члена коллектива класса

1.1.1.5 определять структуру своих потребностей в предметах потребления и источники их поступления

1.1.2.4 объяснять важность соблюдения режима дня и составлять примерный режим одного дня

1.1.2.5 применять названия времени суток и дней недели

1.1.1.3 объяснять важность заботливого отношения между членами семьи и приводить примеры

1.1.2.1 объяснять важность школы в жизни людей

1.1.2.6 характеризовать себя в качестве школьника и члена коллектива класса

1.1.4.3 объяснять правила безопасного поведения дома

1.1.4.4 объяснять правила поведения на дороге, значение дорожных знаков, регулирующих пешеходное движение

1.1.2.2 определять местонахождение функциональных зон школы

1.1.2.3 объяснять важность соблюдения правил поведения в школе

1.   Кто я
2.   Необходимые предметы
3.   Режим дня
4.   Радость добрых дел
    Моя школа
5.   Я и моя школа
6.   Дорога в школу
7.   Путешествие по школе
8.   Правила школьной жизни
    II четверть (8 часов)
1.   Учимся общаться
    Моя семья и друзья

1.1.2.3 объяснять важность соблюдения правил поведения в школе

1.1.1.1 понимать и объяснять значение понятия «семья» на основе исследования различных источников

1.1.1.2 определять свое место в системе родственных связей относительно других членов семьи

1.1.6.1 описывать один из семейных праздников

1.1.1.3 объяснять важность заботливого отношения между членами семьи и приводить примеры

1.1.3.1 называть свой адрес и описывать географическое положение своего населенного пункта

1.1.1.5 определять структуру своих потребностей в предметах потребления и источники их поступления

1.2.1.1 определять стороны горизонта по местным признакам

1.1.3.1 называть свой адрес и описывать географическое положение своего населенного пункта

1.1.3.2 описывать главную улицу, здания и достопримечательности своего населенного пункта

1.2.2.1 определять влияние погоды на жизнь и деятельность людей;

1.2.3.1 определять возможности занятий на природе различными видами досуговой деятельности в зависимости от времени года

2.   Моя семья
3.   Праздники моей семьи
4.   Дом, в котором я живу
    Мир вокруг нас
5.   Учимся ориентироваться
6.   Город и село
7.   Где я живу
8.   Что такое погода
    III четверть (9часов)  
    Путешествие

1.3.1.1 рассказывать о жизни древних людей на основе изучения наглядных материалов

1.3.2.1 описывать на основе наглядных материалов образ жизни саков

1.3.4.1 на основе изучения источников рассказывать о Томирис

1.2.4.1 определять значение туризма;

1.2.4.2 определять основные цели туриста

1.3.5.3 представлять творческие работы о столице Казахстана

1.3.2.1 описывать на основе наглядных материалов образ жизни саков

1.3.5.2 рассказывать об основных признаках независимого государства;

1.3.5.1 отличать государственные символы Республики Казахстан от символов других стран

1.3.3.1 рассказывать о древней письменности на территории Казахстана;

1.3.3.2 изображать древние письмена, используя различные материалы, способы и средства

1.3.1.2 рассказывать о наиболее известных исторических памятниках/экспонатах древности

1.3.5.3 представлять творческие работы о столице Казахстана

1.   Первый человек
2.   Мои древние предки
3.   Странствия предков
4.   Путешествие во времени
    Традиции и фольклор
5.   Я — казах
6.   Символы Казахстана
7.   Древние письмена
8.   Легенда о Золотом человеке
9.   Байтерек — древо жизни
    IV четверть (8 часов)  
    Еда и напитки

1.1.4.2 объяснять необходимость соблюдения режима питания

1.3.1.1 рассказывать о жизни древних людей на основе изучения наглядных материалов

1.1.4.1 объяснять важность соблюдения личной гигиены

1.1.4.2 объяснять необходимость соблюдения режима питания

1.1.1.4 объяснять простые формы товарно-денежных отношений;

1.1.1.5 определять структуру своих потребностей в предметах потребления и источники их поступления

1.1.4.1 объяснять важность соблюдения личной гигиены

1.1.4.3 объяснять правила безопасного поведения дома

1.1.4.6 называть службы экстренной помощи и определять ситуации для обращения к ним

1.2.1.2 объяснять необходимость соблюдения правил поведения на природе

1.   Чем мы питаемся
2.   Как питались в древности
3.   Вкусно и полезно
4.   Сделано в Казахстане
    В здоровом теле — здоровый дух
5.   Если хочешь быть здоров
6.   Чистота — залог здоровья
7.   Правила безопасности в доме
8.   Правила безопасности в окружающей среде


Самопознание

 

1. Пояснительная записка

1. Приоритетным направлением развития национальной системы образования становится нравственно-духовное образование, ориентированное на максимальное раскрытие внутреннего потенциала человека.
2. Нравственно-духовное образование, позволяющее личности достичь гармонии в физическом, психическом и духовном развитии, реализуется в реальной образовательной практике различными путями и, прежде всего, через предмет «Самопознание».
3. Самопознание как учебный предмет призвано выполнять ключевую роль в создании условий для становления нравственных основ личности, ее духовного совершенствования и самореализации.
4. Объектом самопознания как целостного процесса является человек, который рассматривается в контексте физического, психического и духовного аспектов бытия. Органическое единство этих ракурсов человека обеспечивает его гармоничное развитие, включающее самоактуализацию, самореализацию и самосовершенствование. Это определяет предметную область самопознания и конкретизирует познавательную, развивающую и воспитывающую функции учебного предмета.
5. Предметная область самопознания предполагает организацию целенаправленного образовательного процесса, ориентированного на раскрытие каждым учеником своей духовно-нравственной природы и творческого потенциала посредством создания условий для расцвета человеческого совершенства, осмысления своего предназначения на земле.
6. Средства предмета «Самопознание» также ориентированы на оказание поддержки и содействия учащимся в приобретении жизненно важных умений и навыков широкого спектра, позволяющего им проявлять созидательную активность, направленную на служение обществу.
7. Основное назначение учебного процесса по предмету «Самопознание» заключается в том, чтобы:
1) выявлять общечеловеческие ценности, заложенные в природе каждого человека;
2) формировать систему ценностей личности, практические навыки творческого приложения знаний в решении проблем, направленные на служение обществу;
3) формировать основы нравственного поведения учащихся, социально значимых ориентаций, обуславливающих отношение человека к себе, окружающему миру, человечеству в целом.
8. Нравственно-духовное образование «Самопознание» осуществляется через достижение общих целей:
1) способствовать осознанию каждым учеником своей духовно-нравственной природы и предназначения;
2) содействовать гармоничному становлению растущего человека.
9. Это обеспечивается решением следующих задач:
1) раскрытие ценностного отношения к самому себе, к людям и окружающей действительности; способности проявлять бескорыстную любовь и доброжелательность к окружающим, заботиться о них;
2) развитие мотивации к познанию себя, к пониманию цели жизни и своего предназначения;
3) развитие чувства собственного достоинства, уверенности в себе, ответственности за свои мысли, слова и поступки;
4) развитие способности понимать взаимосвязь внутреннего и внешнего мира человека, его единство с природой, взаимозависимость физического, психического и духовного здоровья; регулировать собственное физическое и психическое состояние как основу для ведения здорового образа жизни;
5) развитие способности к позитивному осмыслению и осознанию возможностей в саморегуляции своих поступков и поведения с точки зрения многообразия социальных позиций и ролей;
6) раскрытие способности применять знания, умения и навыки для ведения праведной жизни, слышать голос совести при оценивании различных жизненных ситуаций, принимать решения, не противоречащие общечеловеческим ценностям;
7) развитие умения сотрудничать в коллективе и работать в группе, команде для конструктивного решения намеченных задач соответственно нравственным нормам, проявляя ненасилие к себе и другим.
10. Программа по самопознанию для начальной школы, усиливая ценностный смысл образования, направлена на раскрытие способностей человека любить, верить в себя, творить добро, проявлять чуткость, заботиться о себе и других, позитивно мыслить, совершать нравственный выбор, ценить и приумножать традиции, созидать, принимать ответственность на себя, сотрудничать, самосовершенствоваться.
11. Основное базовое содержание предмета для начальной школы с учетом возрастных особенностей учащихся разворачивается в следующих разделах:
1) «Мудрость веков»;
2) «Дружная семья»;
3) «Быть человеком»;
4) «Как прекрасен этот мир!».
12. Данная тематика направлена на выявление общечеловеческих ценностей, развитие нравственно-духовных качеств и раскрытие разных сторон целостного процесса развития гармоничной личности, роли человека в обществе, значения гармонии и единства человека и природы, Вселенной; воспитание культуры взаимоотношений с другими людьми.
13. Первый раздел «Мудрость веков» вводит учащихся в предмет «Самопознание» через мудрость народов мира. В нем предусмотрены уроки, на которых дети познают основы нравственной жизни через сказки, притчи, рассказы, мудрые изречения духовного наследия человечества. Они осмысливают вечные ценности, что способствует развитию умения дружно жить в школьном коллективе, ладить друг с другом, следовать школьной дисциплине, установленному порядку, помогать младшим, уважать старших. Успешному выполнению этих задач способствует восприятие детьми нравственных ценностей через интересный познавательный материал. В программе данного раздела предусмотрено знакомство учащихся с понятиями: честность, справедливость, дисциплина, порядок, общественная собственность, помощь ближнему, дружба, взаимопонимание, сотрудничество.
14. Новая социальная роль ребенка - роль ученика школы - связана не только с освоением принципиально нового вида деятельности (учения), но и с изменением всей системы отношений, интересов, ценностей, уклада жизни. Знания дети данного возраста получают в основном через игровую и творческую деятельность. В связи с этим необходимо широко использовать игровые методы обучения, предлагать различные виды творческой деятельности, задачи на осмысление ситуаций. Все это обеспечивает коммуникативно-деятельностный подход в обучении учащихся младших классов.
15. Полученные знания позволят детям понять необходимость проявления заботы и внимания по отношению друг к другу. Выработанные навыки будут способствовать воспитанию у детей доброты, чуткости, доброжелательности, навыков сотрудничества в процессе школьной жизни. Важность уроков данного раздела заключается еще и в том, что устойчивые доброжелательные отношения в школьном коллективе обуславливают в дальнейшем развитие положительных качеств личности уже взрослого человека.
16. Во втором разделе программы «Дружная семья» основное внимание уделено: развитию коммуникативных умений и навыков не только в семье, но и в классе и школе (умение слушать, понимать, адекватно оценивать себя и другого, сопереживать, помогать, взаимодействовать); умению строить равноправные, добрые взаимоотношения со сверстниками; умению настраивать себя на позитивный лад, выражать свои чувства и распознавать чувства других; овладению навыками разрешения межличностных конфликтов; развитию социальной активности. В программе данного раздела предусмотрено знакомство учащихся с понятиями: любовь, добро, культура общения, вежливость, настроение человека, дружба, друзья, человечность, милосердие, уважение.
17. Уроки раздела «Дружная семья» ориентированы на раскрытие позитивных аспектов организации доброжелательного климата в семье и школьном коллективе, на уважение к окружающим и друг другу, на эмоциональное тепло и взаимопонимание, при котором никто не будет обижен и обделен вниманием. Необходимо терпеливо учить школьников находить корректные способы реагирования на поведение других, развивать умение детей прощать, проявлять терпение, снисходительность, благородство, терпимость.
18. Важно, чтобы в процессе обучения ребенок усвоил этические нормы отношений между людьми. Для этого надо развивать у него навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, учить понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе, дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи, контролировать свое поведение, сознательно им управлять, быть смелым и уверенным в себе в разных жизненных ситуациях.
19. Различные формы практического включения детей в упражнения, игры, творчество, эксперимент, деятельность должны способствовать приобщению растущего человека к нормам воспитанности, формированию эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, развитию коммуникативных и социальных навыков, умений и опыта общения, необходимых для правильного поведения в семье, обществе и личностного развития.
20. Предполагается, что знания о приемах, средствах и методах вежливого общения, полученные на уроках данного раздела, дадут детям представление об искусстве человеческих взаимоотношений, позволят воспитывать в них добрые и искренние чувства к близким людям, одноклассникам, знакомым. Они научат детей понимать эмоциональное состояние собеседника, правильно выражать свои мысли и чувства, ценить хорошие отношения и получать радость от общения с окружающими людьми, проявлять о них заботу и предлагать им посильную помощь.
21. Третий раздел «Быть человеком» разработан с учетом психологических особенностей возрастного развития детей: возрастающей осознанности поведения, впечатлительности, интенсивного развития чувств, общего эмоционального тонуса (жизнерадостность, бодрость), волевых качеств. Раздел содержит материал, способствующий развитию навыков принятия ребенком нравственных ценностных ориентаций. Так, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как самостоятельность и ответственность, трудолюбие, отзывчивость, справедливость, совесть, честь, смелость. Особое внимание уделяется воспитанию нравственных качеств ребенка, которые будут способствовать развитию доброты, дружелюбия, выдержки, целеустремленности, смелости, самоуважения, достоинства, умения сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе, беречь общественную собственность.
22. Содержанием программы предусмотрено познание себя, развитие умения сравнивать, анализировать свои поступки, видеть и оценивать их этическое содержание.
23. Содержание и методы обучения направлены на развитие эмоциональной отзывчивости детей, на создание условий для воспитания самоуважения, чувства собственного достоинства, проявления чувства эмпатии. Образовательный процесс должен быть построен с позиций самого ребенка, его жизненного опыта, поэтому информация, передаваемая ученикам в процессе образования и воспитания, должна быть не просто принята во внимание ребенком, но и эмоционально прожита. Необходимо использовать имеющийся опыт, на основе которого происходит обучение детей нравственным способам разрешения жизненных ситуаций.
24. При изучении раздела ведущим методом целесообразно использовать этическую беседу. В процессе обсуждения фактов проявления нравственности учителю необходимо пробуждать положительные эмоции детей, развивать чувство собственного достоинства. Содержание этических бесед должно быть связано с разнообразной деятельностью детей, чтобы они могли ориентироваться в общественных явлениях, осознавать свое поведение, предвидеть нравственные результаты своих поступков. Эффективным приемом и средством нравственного воспитания являются специально составленные познавательные задачи. В ходе их решения младшие школьники применяют известные им нравственные понятия при рассмотрении поступков, анализе ситуаций, выражении своего личного отношения к ним. На уроках необходимо отводить время для размышления и развития воображения – это минуты тишины и раздумий о самом себе. В результате такой работы дети научатся: поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам; действовать самостоятельно и находить решение поставленных задач.
25. Полученные представления о нравственных ценностях дадут возможность младшему школьнику вырабатывать внутренние мотивы положительного поведения, развивать в себе желание подражать хорошим примерам. Заложенные основы знаний и воспитания помогут ребенку вырабатывать в себе чувство ответственности за свои поступки, требовательность по отношению к себе, позволят формировать правильную самооценку, что поможет развитию основных черт личности.
26. Содержание четвертого раздела «Как прекрасен этот мир!» ориентировано на формирование у младших школьников опыта нравственных отношений с окружающим миром. В целях воспитания заботливого отношения к природе и укрепления здоровья детей, необходимо организовывать экологически творческую деятельность. Содержательная насыщенность уроков обеспечивается использованием форм, привлекательных для младших школьников – познавательные, сюжетно-ролевые игры, праздники, практические работы с природным материалом, экскурсии, посильная для этого возраста природоохранная деятельность.
27. Структура содержания раздела «Как прекрасен этот мир!» создает условия для установления связей между элементами нравственно-духовных и интеллектуальных знаний. Компоненты этих знаний, включенных в содержание раздела, связываются по смыслу с гуманистическими общечеловеческими ценностями. Так, на уроках, посвященных раскрытию ценности жизни и здоровья человека, учащиеся узнают о взаимосвязи жизни человека и природы, о том, что здоровье связано не только с умением правильно действовать, но и с умением правильно мыслить и говорить, об обязанности каждого уважать культуры других народов, знакомятся с путями решения экологических проблем.
28. Нравственные качества не могут возникать вне деятельности. Поэтому очень важно, чтобы дети имели достаточный объем самостоятельного общественно полезного труда и других видов бескорыстной деятельности, в которых могли бы реализовать свои знания о нормах и правилах морали, направить свою деятельность на служение обществу.
29. Сформированный опыт нравственного и экологически ориентированного поведения поможет младшему школьнику научиться жить в гармонии с собой и окружающим миром, сохранять и укреплять свое здоровье, обеспечивать экологические условия для своей жизнедеятельности – труда, отдыха, питания, формировать у учащихся навыки экологически грамотного, нравственного поведения в окружающем мире.
30. Эффективность нравственно-духовного образования младших школьников во многом зависит от согласованной работы учителей и семьи. Родителям необходимо знать, какие нормы нравственности воспитывает учитель, какие требования предъявляются к поведению детей, как оцениваются их поступки по нравственному критерию, каково общественное мнение в классном коллективе. Единство воспитывающего влияния родителей и педагогов проявляется в однозначном понимании целей и конкретных задач воспитания, в умении реализовать их, используя разнообразие методов и приемов. Для повышения эффективности нравственно-духовного просвещения младших школьников необходимо, чтобы родители и учителя были примером для подражания учащимся. Привлечение родителей к реализации программы курса достигается разными способами. Широко практикуются совместные домашние задания (для детей и их родителей), предоставление литературы, проведение ознакомительных занятий и тренингов, бесед, раскрывающих цели, задачи и методику курса. Это позволяет обеспечить непрерывность воспитания детей как в школе, так и дома.
31. Данная программа включает широкий диапазон сведений о духовно-нравственной культуре человечества, человеке и окружающем мире, актуализирует внутренний поиск учащихся, развивает способность к глубокому размышлению, различению и интуитивному постижению сути смысложизненных вопросов. Все это способствует сохранению преемственности в выстраивании учебного материала.
32. Распределение учебной нагрузки:
таблица 1

Класс Количество часов в неделю Количество часов в год
1 1 33

2. Организация содержания учебного предмета «Самопознание»

33. Далее представлено содержание образования для каждого класса начальной школы, требования к уровню подготовки, критерии оценивания знаний учащихся.
34. 1 класс (33 часа, 1 час в неделю):
таблица 1

Название разделов № урока Темы уроков Содержательная основа

I. Мудрость веков

1-2 Истину в путь возьмем, с честности жизнь начнем! Честность как важное качество человека. Говорить правду – легко, а обманывать – трудно. Нельзя говорить неправду, даже в шутку. Истина - объединяющее начало всех людей.
3-4 Дисциплина и долг Смысл понятий «дисциплина» и «долг». Пять «Д»: дисциплина, долг, доброта, дружба, доверие.
5-6 Жить в ладу с собой! Слушать голос совести. Духовные учителя человечества о совести. Уметь концентрировать внимание и сосредотачиваться на главном.
7-8 Любовь не требует наград Любовь как важнейшая общечеловеческая ценность. Служение и бескорыстная любовь в сказках и притчах народов мира.

II Дружная семья

9-10 Мой дом Человек – член семьи. Взаимоотношения в семье, коллективе. Проявления доброжелательности. Сотрудничество, взаимовыручка, уважение.
11-12 Мои друзья Понятие «дружба». Значение дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Объединяющее начало дружбы.
13-14 Помогаем друг другу Взаимопомощь, поддержка, чуткость и отзывчивость в семье и школе. Проявление стремления прийти на помощь в поступках человека.
15-16 Благодарить – благо дарить! Благодарность – важнейшее качество человека. Умение выражать благодарность в семье, в школе, в обществе.

III Быть человеком

17-18 Идем дорогою добра Доброта как качество человека. Добрый поступок.
19-20 Азбука общения Общение как необходимое условие существования человека. Правила поведения в общественных местах. Культура поведения. Вежливость как важнейшее качество личности. Проявление вежливости в повседневной жизни.
21-22 Радуга настроения Стремление к позитивному восприятию мира. Радость как источник жизнен


<

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow