Лабораторная работа. Фармацевтический анализ глюкозы

Цели лабораторного занятия:

1. Научиться проводить реакции, с помощью которых можно не только отличить данный класс препаратов от других классов препаратов, но и идентифицировать отдельных представителей.

2. Провести фармацевтический анализ глюкозы.

3. Сделать вывод о соответствии препарата ФС.

Фармакопейная статья

Глюкоза

Glucosum

Glucosa

C6H12O6·H2O                                                                   M. в. 198,17

Описание. Бесцветные кристаллы или белый мелкокристаллический порошок без запаха, сладкого вкуса.

Растворимость. Растворим в 1,5 ч. воды, трудно растворим в 95% спирте, практически нерастворим в эфире.

Подлинность. К раствору 0,2 г препарата в 5 мл воды прибавляют 10 мл реактива Фелинга и нагревают до кипения; выпадает кирпично-красный осадок.

Удельное вращение от +51,5° до +53° ( 10%водный раствор). Препарат предварительно сушат при 100° – 105° до постоянного веса. Измерение угла вращения производят после прибавления к раствору препарата 2 капель раствора аммиака.

Прозрачность и цветность раствора. 5 г препарата растворяют в 25 мл свежепрокипяченной и охлажденной воды. Полученный раствор должен быть прозрачным и бесцветным.

Кислотность. Полученный выше раствор разводят свежепрокипяченной и охлажденной водой до 100 мл. При прибавлении к 10 мл этого раствора нескольких капель раствора фенолфталеина и 0,2 мл 0,01 Н раствора едкого натра должно появиться розовое окрашивание.

Хлориды. 2 мл того же раствора, разбавленные водой до 10 мл, должны выдерживать испытание на хлориды (не более 0,02% в препарате).

Сульфаты. 10 мл того же раствора должны выдерживать испытание на сульфаты (не более 0,02% в препарате).

Кальций. 10 мл того же раствора не должны давать реакции на кальций.

Барий. К 10 мл того же раствора прибавляют 0,5 мл разведенной хлористоводородной кислоты и 0,5 мл разведенной серной кислоты; раствор не должен изменяться в течение 15 минут.

Декстрин. 2 г препарата растворяют при нагревании в 3 мл воды. После прибавления к 1 мл этого раствора 3 мл спирта раствор должен оставаться прозрачным.

Потеря в весе при высушивании. Около 0,5 г препарата (точная навеска) сушат при 100° – 105° до постоянного веса. Потеря в весе не должна превышать 10%.

Сульфатная зола и тяжелые металлы. Сульфатная зола из 1 г препарата не должна превышать 0,1% и должна выдерживать испытание на тяжелые металлы (не более 0,0005% в препарате).

Мышьяк. 0,5 г препарата не должны давать реакции на мышьяк.

Хранение. В хорошо укупоренной таре.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Опишите физические и химические свойства глюкозы, фруктозы, сахарозы, лактозы.

2. Сравните восстанавливающие свойства глюкозы, фруктозы, сахарозы, лактозы, как эти свойства используют в анализе подлинности данных препаратов.

3. Приведите известные вам методы количественного определения лекарственных веществ группы углеводов. Укажите сущность каждого метода (способы титрования, определение точки эквивалентности, формулы расчета).

4. Сравните преимущества и недостатки методов иодометрического титрования.

5. Предложите методы с помощью которых можно отличить глюкозу, фруктозу, сахарозу, лактозу друг от друга. Укажите химизм.

6. Укажите способы хранения для каждого препарата данной группы лекарственных веществ.

7. Укажите применение в медицинской практике препаратов натрия хлорида, натрия бромида и калия йодида.

 

ТЕМА № 4. Лактоны ненасыщенный полигидроксикарбоновых кислот.

ЗАНЯТИЕ № 4. Фармакопейный анализ аскорбиновой кислоты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: