Цели лабораторного занятия:
1. Научиться проводить реакции, с помощью которых можно не только отличить данный класс препаратов от других классов препаратов, но и идентифицировать отдельных представителей.
2. Провести фармацевтический анализ глюкозы.
3. Сделать вывод о соответствии препарата ФС.
Фармакопейная статья
Глюкоза
Glucosum
Glucosa
C6H12O6·H2O M. в. 198,17
Описание. Бесцветные кристаллы или белый мелкокристаллический порошок без запаха, сладкого вкуса.
Растворимость. Растворим в 1,5 ч. воды, трудно растворим в 95% спирте, практически нерастворим в эфире.
Подлинность. К раствору 0,2 г препарата в 5 мл воды прибавляют 10 мл реактива Фелинга и нагревают до кипения; выпадает кирпично-красный осадок.
Удельное вращение от +51,5° до +53° ( 10%водный раствор). Препарат предварительно сушат при 100° – 105° до постоянного веса. Измерение угла вращения производят после прибавления к раствору препарата 2 капель раствора аммиака.
|
|
Прозрачность и цветность раствора. 5 г препарата растворяют в 25 мл свежепрокипяченной и охлажденной воды. Полученный раствор должен быть прозрачным и бесцветным.
Кислотность. Полученный выше раствор разводят свежепрокипяченной и охлажденной водой до 100 мл. При прибавлении к 10 мл этого раствора нескольких капель раствора фенолфталеина и 0,2 мл 0,01 Н раствора едкого натра должно появиться розовое окрашивание.
Хлориды. 2 мл того же раствора, разбавленные водой до 10 мл, должны выдерживать испытание на хлориды (не более 0,02% в препарате).
Сульфаты. 10 мл того же раствора должны выдерживать испытание на сульфаты (не более 0,02% в препарате).
Кальций. 10 мл того же раствора не должны давать реакции на кальций.
Барий. К 10 мл того же раствора прибавляют 0,5 мл разведенной хлористоводородной кислоты и 0,5 мл разведенной серной кислоты; раствор не должен изменяться в течение 15 минут.
Декстрин. 2 г препарата растворяют при нагревании в 3 мл воды. После прибавления к 1 мл этого раствора 3 мл спирта раствор должен оставаться прозрачным.
Потеря в весе при высушивании. Около 0,5 г препарата (точная навеска) сушат при 100° – 105° до постоянного веса. Потеря в весе не должна превышать 10%.
Сульфатная зола и тяжелые металлы. Сульфатная зола из 1 г препарата не должна превышать 0,1% и должна выдерживать испытание на тяжелые металлы (не более 0,0005% в препарате).
Мышьяк. 0,5 г препарата не должны давать реакции на мышьяк.
Хранение. В хорошо укупоренной таре.
Вопросы для самоподготовки:
1. Опишите физические и химические свойства глюкозы, фруктозы, сахарозы, лактозы.
|
|
2. Сравните восстанавливающие свойства глюкозы, фруктозы, сахарозы, лактозы, как эти свойства используют в анализе подлинности данных препаратов.
3. Приведите известные вам методы количественного определения лекарственных веществ группы углеводов. Укажите сущность каждого метода (способы титрования, определение точки эквивалентности, формулы расчета).
4. Сравните преимущества и недостатки методов иодометрического титрования.
5. Предложите методы с помощью которых можно отличить глюкозу, фруктозу, сахарозу, лактозу друг от друга. Укажите химизм.
6. Укажите способы хранения для каждого препарата данной группы лекарственных веществ.
7. Укажите применение в медицинской практике препаратов натрия хлорида, натрия бромида и калия йодида.
ТЕМА № 4. Лактоны ненасыщенный полигидроксикарбоновых кислот.
ЗАНЯТИЕ № 4. Фармакопейный анализ аскорбиновой кислоты.