Понятие и основные теории политических систем

ЛЕКЦИЯ № 7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – СИСТЕМА 

УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ

Понятие и основные теории политических систем

Структура и функции политической системы

Типы политических систем

Понятие и основные теории политических систем

 

Термин политическая система является одним из важнейших в политической науке. В самом общем виде под политической системой понимается устойчивая форма человеческих отношений, посредством которой принимаются и проводятся в жизнь авторитетно-властные для данного общества решения, иными словами, совокупность социальных институтов, осуществляющих власть, регулирующих отношения между социальными группами, нациями, государствами.                                                                                

Политическую систему определяют также как «систему ценностей и публичных институтов, которые организуют использование публичной власти и связи граждан в государстве». В научной литературе существуют другие определения политической системы общества. Но, так или иначе, понятие политической системы выражает единство двух сторон политики: организации и деятельности, действия и структуры.

Понятие политической системы сформировалось в западной политической науке одновременно с эволюцией системности политической власти общества, приданием ей внутренней целостности и сплоченности.

Формирование политической системы общества связано с постепенным приобретением политическими отношениями ряда существенных признаков. Во-первых, с появлением устойчивой взаимозависимости различных элементов политической жизни. Если такой взаимозависимости нет, то возникает состояние, противоположное целостности, системности, - распад, дезинтеграция общества. Во-вторых, с упорядоченностью политических отношений и наличием оптимального сочетания их стабильности и развития. Значение упорядоченности в обществе определяется тем, что она служит важнейшим условием продуктивного и целенаправленного изменения социальных отношений. В-третьих, с единством интеграция в сфере политики возможна только при наличии определенной духовной связи у ее субъектов. Культур­ное основание политической системы включает в себя общность ценностей, совокупность политических символов, убеждений, принятых членами поли­тической общности. В-четвертых, с выработкой совместного реагирования всех ее элементов на внешние воздействия. Именно из взаимодействия, коо­перации рождается способность политической системы к быстрой мобилиза­ции необходимых ресурсов для решения той или иной общей проблемы. Благодаря системности политической власти, общество приобретает внут­реннюю целостность.

Создание теории политической системы стало возможным в середине 50-х годов XX в. благодаря бихевиористскому подходу к анализу полити­ки, а также использованию системного и структурно-функционального мето­дов. Современное понятие политической системы стало интенсивно форми­роваться в западной политической науке в 1950-60-е годы, а в бывшем СССР - со второй половины 1970-х годов. Преимущество западных политологических разработок определялось их прямым научным назначением. Введение поня­тия политической системы в советской литературе в 1970-е годы было вызвано необходимостью приведения имеющихся категорий в соответствие с изме­няющимися официальными установками, актуальностью прихода на смену понятия политической организации[1].

Выработка общего понятия политической системы складывалась под влиянием ряда обстоятельств: осмысления сложности и многомерности властеотношений и осознания внутренней взаимосвязи структур и процессов, а также - несводимостью проблемы власти к государственным структурам. Осмысление проблемы системности политической власти связано с авторами классической теории элиты (Моска, Парето), теории бюрократии и бюрокра­тизма (Вебер, Михельс), теории замены старой власти новой (Ленин)[2]. До XX в. традицией было моническое понимание власти, поиск единой парадиг­мы. Стало очевидным, что классические просветительские представления о власти упрощены.

Современное понимание политической системы связано с разработкой вопросов власти на основе структурно-функционального подхода американ­скими политологами. Большой вклад в развитие теории политической систе­мы внесли Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмод.

По общему признанию понятие политической власти сформировалось прежде всего и главным образом под влиянием идей Т. Парсонса об обществе как сложной, структурно-организованной комплексной системе, элементы которой выполняют соответствующие функции и находятся в функциональном взаимодействии.

Теория социальных систем Т. Парсонса имела большое значение в разработке теории политической системы. Он выделил в обществе такие достаточно самостоятельные системы как духовная, экономическая, политическая, различающиеся по своим функциям. Экономическая система ориентирована на адаптацию общества к окружающей среде, духовная система - на поддержание устоявшегося образа жизни, воспитания, развития общественного сознания, разрешение конфликтов. Назначение политической системы Т. Парсонс усматривал в интеграции общества, мобилизации ресурсов, принятии решений, обеспечении эффективности общей деятельности и реализации общих целей. Однако подробной разработки данное понятие у Т. Парсонса не получило. Основоположниками теории политических систем считаются Д. Истон и Г. Алмонд. Д. Истон уподобляет политическую систему саморегулирующемуся и развивающемуся организму, реагирующему на поступающие извне импульсы, определяет политическую систему как совокупность взаимодействий по поводу волевого распределения ценностей. Сущностными элементами системы, ее переменными Д. Истон считает «требования», «поддержку», «конверсию», «результат». С точки зрения Г. Алмонда, основными понятиями в системном анализе власти является «роль» и «взаимодействие», которые могут дать гораздо больше, чем понятие «института», «группы», так как предполагают учет как формальных, так и неформальных отношений. Политическая система, по Д. Истону, состоит из многих частей, образующих единое целое, и имеет определенные границы, отделяющие ее от среды.

У системы есть выход, на который извне поступают импульсы - «требования» и «поддержка». На выходе системы - «политические решения», с помощью которых осуществляются действия по авторитарному распределению ценностей и на этой почве предотвращаются конфликты между членами общества. Способностью системы к удовлетворению потребностей граждан определяются «требования» и «поддержка», предъявляемые и оказываемые системе. Д. Истон разделил «требования» на распределительные (требования о зарплате, рабочем времени, условиях получения образования, медицинских услуг); регулировочные (требования об обеспечении общественной безопасности, контроля над рынком и производителями); коммуникативные (о предоставлении политической информации, о демонстрации политической силы). Политическая система может по-разному относиться к требованиям населения. В тоталитарной системе требования населения подавляются. Эффективность политики в ней сопровождается уравнительным распределением благ и услуг, формирующими хотя и невысокий, но стабильный уровень жизни. В демократической системе несоблюдение этих требований правящими партиями может привести к смене правительства и приходу к власти оппозиционных партий.                                                                              

На выходе системы - «обязывающие решения», действия по их реализа­ции и связанные с ними типы поведения. Выходные действия политической системы по Д. Истону обусловлены ее главным предназначением, самой при­родой политической власти. Она состоит в обязательном представлении, ав­торитетном распределении ценностей (духовных, материальных) и обеспече­нии принятия их населением. Формой авторитарного распределения ценно­стей является «политическое решение», принимаемое одним из элементов политической системы.

Рабочее состояние политической системы предполагает кроме требова­ний необходимость «поддержки», которая как и «требования» поступает на «вход» политической системы. Поддержка населением системы имеет раз­ную форму (уплата налогов, труд на общественных работах, военная служба, соблюдение законов и других политических норм, участие в выборах и дру­гих формах политической активности, внимание к политической информа­ции, лояльное отношение к государственной власти). Д. Истон называет три объекта поддержки: политическое общество[3], режим[4], правление[5]. Принци­пиальной особенностью истоновской системы является то, что она квалифи­цирует решения и действия политической системы как ответ на поступающие запросы и требования граждан (т.е. по принципу обратной связи). Но такой подход недооценивает самостоятельность политической системы. Всегда и сегодня также, правительство в любом обществе решает множество вопро­сов, имеющих мало общего с желаниями, интересами граждан, проводит раз­ные непопулярные политические акции (для России, например, такими были решения о начале афганской, чеченской войн), экономические, социальные (либерализация цен, специфический характер приватизации). Эти меры более всего определяемы поведением, интересами лишь правящей элиты. В теории Д. Истона не учитываются существующие внутри системы «входы», на которые подаются импульсы со стороны правящей и принимающей ре­шения элиты. В научной литературе с признанием всех достоинств теории Д. Истона высказываются замечания (упреки, недостатки, несогласие) по по­воду ее консерватизма, обусловленного излишней ориентацией системы на стабилизацию и консервацию по поводу недостаточно учитываемых личностно-психологических аспектов, политических взаимодействий, проблем по­литического развития, модернизации системы, расширения числа функций и включения их в систему.

Системный анализ политической системы общества был дополнен (раз­вит далее) структурно-функциональным методом. В этом плане представля­ют интерес взгляды Г. Алмонда, который является наиболее последователь­ным представителем структурно-функционального подхода в политологии. В чем же состоял вклад Г. Алмонда? Он определяет политическую систему как различные формы политического поведения на институциональном и ориентационном[6] уровнях. Политическая система рассматривается им как существующая во всех самостоятельных обществах система взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного физического принуждения.

Г. Алмонда, в отличие от Д. Истона, интересует не столько анализ проходящих процессов, сколько определяющее значение устойчивых структур политической системы. В анализе Г. Алмонда термин «структура» наряду с термином «культура» занимает главное место. Под «структурой» он подразумевает деятельность, формирующую политическую систему и доступную наблюдению. Деятельность людей, участвующих в политическом процесс                  cтруктуры. Согласно Г. Алмонду, входящие и исходящие факторы политической системы следует анализировать с точки зрения заложенных в недрах системы функций.

Существуют и иные теории, взгляды на проблемы политической системы общества. Так, с точки зрения Уорда и Макридиса, политической системой является «механизм выявления, постановки проблемы, выработки и принятия решений в сфере государственных отношений». Такое понимание политической системы наиболее узкое, хотя оно не противостоит парсоно-истонскому подходу. В обоих подходах политическая система - это механизм функционирования и развития политической власти. Все элементы системы взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга. Образующаяся в результате взаимодействия целостность является большей, чем совокупность элементов власти. Политическая система не сводится к узаконенным процедурам и формам. Она включает процесс формирования властной воли и все доступные анализу факторы влияния на формирование, реализацию, изменение власти.

По праву общепризнанным считается сделанный Д. Истоном и

Г. Алмондом вклад в процесс создания теории политической системы. Предложенные модели Д. Истона и Г. Алмонда имеют большую научную (теоретическую, методологическую) и практическую значимость. Введение в научный оборот понятия «политической системы» позволило моделировать власть как сложную общественную систему, видеть динамику власти общества, их способности взаимовлияния. Модели Д. Истона и        Г. Алмонда можно использовать и как источник концепций и рабочих моделей, которые могут применяться для разработки эмпирических гипотез, что и было сделано последователями и представлено в современной научной литературе. Благодаря вкладу Д. Истона и Г. Алмонда в развитие проблемы политической системы общества, стала возможной стандартизация терминологии, кодифицирование данных, сохранение информации, весьма актуальной для решения некоторых важных проблем эмпирического анализа. Данные модели целесообразны для исследования способов сохранения и регулирования политической системы, для сравнительного анализа политических систем. Предложенная ими концепция позволяет включить в анализ любую единицу как дифференцированное целое взаимосвязанных компонентов, выполняющих функции политической системы.

Один из важных аспектов теории политической системы общества – ее связь с окружающей средой. Политическая система (как и иная система) существует как целостность, отделяемая определенными границами от окружающей среды. Естественен вопрос: «Где проходят эти границы социальной жизни?» Они устанавливаются на пересечениях политических и неполитических структур. Границы политических систем подвижны. Они раздвигаются в периоды войн, осуществления агрессивной политики, очень широки в тоталитарном обществе и, по логике вещей, должны бы компенсировать «слабость» экономики, культуры, социальной жизни в обществах переходного типа. Границы политических систем в современном демократическом обществе могут расширяться и за счет большего добровольного участия граждан в политике, появления новых форм политической самодеятельности. Субъектами политической жизни могут становиться и неполитические организации, для которых по их предназначенности политическая роль является существенной (например, профсоюзы) или эпизодически выполняющие политические функции (те или иные добровольные организации).

Политическая система любой страны функционирует как на внутреннем, так и на международном уровнях. В ней выделяются такие самостоятельные подсистемы: экологическая, личностная и социальная. Среда, в которой развивается политическая система страны, охватывает также международные системы - культурную, экономическую, социальную и другие политические системы, например, НАТО, ООН, Европейское сообщество.

                                


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: