Структура и функции политической системы

Научное толкование термина «политическая система» предполагает рассмотрение и понимание ее как системы управления в первую очередь, т. е. как процесс выполнения структурами системы определенных функций. В зависимости от функций строится структура и сам процесс принятия решения внутри политической системы.

Структурирование политической системы зависит от теоретических представлений о ее сути. Ролевой анализ (Г. Алмонд) выделяет в ее структуре такие первичные элементы как: «роли», «взаимодействие», «виды и образцы политического поведения».

Т. Парсонс выделяет три элемента системы: «институциализированное лидерство», «органы власти», «регламентацию». Д. Истон определяет политическую систему как совокупность социально-политических групп и институтов, выделяет такие элементарные единицы, как «индивиды», «группы «организации» - правительственные и неправительственные, группы давления, политические партии и движения и др. Кибернетическая интерпретация политической системы выделяет в ее структуре «входы» и «выходы», «прямые и обратные связи», «процессы принятия решений».                    

В литературе довольно единодушно исследователями выделяются в структуре политической системы такие ее подсистемы, как институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная, культурная. Институциональная подсистема состоит из государственных, партийных, общественно-политических и социальных (церковь, средства массовой информации) институтов. Ведущим политическим институтом, сосредотачивающим в себе максимальную политическую власть, является государство. Особая роль в политической системе отводится политическим партиям и общественно-политическим движениям. Они являются важными участниками политического процесса, осуществляют своеобразное посредничество между различными государственными структурами и населением. Их иногда объединяют под общим понятием «политическая инфраструктура». Под их влиянием происходит формирование государственных структур, осуществляется корректировка политического курса, направляется политическое развитие. В функционировании этих институтов переплетаются политические и неполитические задачи, идет процесс социального творчества. Специфическое место в политической системе занимают такие неполитические по своей природе социальные институты как средства массовой информации (СМИ - печать, радио, телевидение) и церковь. СМИ традиционно в политологии обозначают термином «четвертая власть». Политические возможности СМИ благодаря тому, что они имеют доступ к населению, формируют его отношение к политической системе, колоссальны. Политическая роль церкви обусловлена прежде всего массовым характером ее воздействия. На протяжении многих веков шла борьба за власть между церковью и государством, завершившаяся разделением светской и духовной властей. В ряде стран церковь является серьезной политической силой, действующей в оппозиции к власти.

Функциональная подсистема выражается в формах и методах осуществления власти, различных направлениях политической деятельности. Обобщенное выражение это находит в понятии «политического режима».

Нормативную подсистему образуют различные нормы: правовые, моральные, политические традиции, регулирующие политическую жизнь. К нормам политической системы относятся и проявления духовной жизни: мораль, обычаи и традиции, которые учитываются институтами политической системы. Нормы определяют поведение людей в политической жизни: их участие в процессах выдвижения требований, превращения этих требований в решения, осуществление решений. Нормы способствуют политическому взаимодействию, установлению порядка.

      Коммуникативная подсистема охватывает всевозможные формы взаимодействия как внутри политической системы, так и с другими политическими и неполитическими системами, например, между политической и эко­номической системами, между политической системой одной страны и меж­ду странами. Главное в характеристике нормативно-коммуникативной сис­темы - это обеспечение политического процесса, его режима.

В социальную структуру политической системы входят: политические элиты (правящие-неправящие), остальное политическое сообщество (массы граждан, исполняющих различные политические роли - постоянные и непо­стоянные). В социальном плане каждый человек в соответствии с принципом политического разделения труда выступает в различных ролях, которые мо­гут быть постоянными (например, налогоплательщик) и непостоянными (из­биратель, активист движения). Политические элиты являются, напротив, уча­стниками процесса осуществления власти. Они, как правило, иерархизированы, охватывают как относительно постоянные структуры (бюрократия), так и переменные по составу структуры, формирующиеся на основе представи­тельства (депутаты парламента).

Функционирование политической системы отражает ее динамику, эф­фективность. Функции политической системы могут определяться различ­ными способами, что вызвано сложностью и многообразием политической жизни. Под функциями политической системы понимается любое ее стандар­тизированное действие, которое способствует поддержанию достигнутого состояния и дальнейшему развитию.

Антиподом функций являются дисфункциональные процессы, разру­шающие данное состояние, дестабилизирующие сложившиеся взаимосвязи. Исходные объективные требования к политической системе состоят в обес­печении ее сохранности. Суть функции - это все то, что способствует ее са­мосохранению, результативности и, наоборот, все, что разрушает власть, суть дисфункции.

    Многообразие связей, образующих политическую систему, обусловлено множеством подходов к классификации функций, но в своем большинстве все эти подходы не столько противоречат, сколько дополняют друг друга. В основе всех типологий функций лежит, как правило, структурно-функци­ональный подход и выделяются два общих требования, которым должна от­вечать жизнеспособная политическая система: «поддержание модели поли­тической системы» (дополняется функциями «адаптации», «реагирования», «интеграции») и «достижение цели».

    Анализ функциональных аспектов процессов, протекающих внутри по­литических структур, в большинстве работ позволяет выделить следующий перечень функций:

1) определение целей развития общества;

2) властно-политическая интеграция общества;

3) регулирование режима общественно-политической деятельности;

4) легитимация политического режима.

Цель выступает как предвидимое будущее состояние, к которому осознанно стремятся люди и их организации. Определение целей в политике предполагает обозначение ориентиров, касающихся изменения властных полномочий, институтов, развития демократии, обеспечения интересов. Здесь основное место занимают приоритеты внутренней и внешней политики, экономической и социальной политики, а также целеполагание в актуальных сферах, как демография, инновации, экология. В условиях тоталитаризма политическое целеполагание носит директивный характер, в западных же обществах оно построено на различных футурологических версиях и сценариях внутреннего и международного развития.

Интегративная функция политической системы в ее властном измерении означает, что все основные действия в обществе должны протекать в определенных рамках (общеобязательность государственных решений, использование законодательного права в регулировании жизни общества, субординация и координация институтов политической системы и их звеньев, степень развития политического режима, придание политике общественного авторитета).

Функция регулирования режима социально-политической деятельности в обществе связана с установлением тех способов поведения и деятельности людей, групп, организаций, их взаимоотношений с государством, которые обеспечивали бы соблюдение общих интересов и устойчивость общественных отношений.

Под функцией легитимации следует понимать минимально необходимую степень соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам.

Функции политической системы не являются неизменными, они постоянно модифицируются с учетом конкретных исторических обстоятельств. Д. Истон важнейшее значение в функционировании политической системы придает ее стабильности, способности к самосохранению. Но он не отвергает и изменений, преобразований, видя в них наиболее эффективный путь к политической стабилизации. Важнейшей функцией при этом является caмопреобразование, осуществляемое либо с помощью насилия, либо путем насильственных реформ.

Иной вариант классификации функций политической системы, считающийся классическим, принадлежит Г. Алмонду. Он утверждает, что системы имеют два базовых набора функций - «входящие» и «выходящие». К первым он относит политическую социализацию, политическое рекрутирование, артикуляцию (выражение) интересов, агрегирование (согласование) интересов, политическую коммуникацию. Ко вторым – нормотворчество нормоизменения, контроль за выполнением норм.

Функция политической социализации выражается в приобщении граждан к политической деятельности и жизни.

Функция рекрутирования и артикуляции интересов осуществляется путем предъявления требований к тем, кто вырабатывает политические решения. Функция согласования интересов происходит в форме обобщения и согласования претензий и требований, превращения их в некую политическую позицию, придания ей вида политической платформы. С помощью функции политической коммуникации обеспечивается связь между различными структурами политической системы, а также связь между системой и средой, функция нормотворчества связана с выработкой правил и законов, регулирующих политическое поведение (выработка политики, выбор целей, разработка правил и решений для достижения целей). Функцию применения правил и норм в общественной жизни выполняют исполнительные органы, административная бюрократия, а также законодательные и правовые структуры. Контроль за соблюдением норм осуществляется преимущественно судебными органами (урегулирование конфликтов, истолкование законов).

С функционированием системы связан вопрос о ее эффективности. Эффективность политической системы заключается в успешном выполнении ею функций, которые выражаются и в ее способности сохранять свою целостность как и известную автономию от общества, а также в формировании гармоничных отношений со средой. Результативность политической системы, как считает Г. Алмонд, обеспечивается определенными способностями: из­влечением ресурсов из среды, контролем и регулированием, распределением ценностей, ответом на вызовы среды, обеспечивающими законность и поддержку с помощью символов и мифов. Факторами обеспечения эффективности деятельности политической системы служат:

1) полнота и качество информации, влияющей на определение страте­гии действия;

2) скорость ответа системы на воздействие внешней среды;

3) сам результат коллективного действия.

    Комплекс условий, обеспечивающих целесообразность функционирования и развития политической системы, носит название политического порядка. Политический порядок предполагает: последовательность реализации ее основных задач и ценностей; согласованность действий элементов системы равнения; наличие эффективных гарантий и средств поддержки всех аспектов безопасности (военных, правовых, экономических, технологических, экологических); обеспечение высокой степени независимости общества от случайных обстоятельств.

Значимость упорядоченности политических процессов определяется самой природой политики - обновления и приспособления к изменяющимся условиям и стабилизации - фактора сохранения социальной целостности, им осуществляется естественность присутствия в политических процессах двух противоположных тенденций - к порядку и беспорядку. Эффективно действующая политическая власть должна обеспечить как развитие, так и стабильность социальной системы. Отсутствие такого сочетания вызывает многочисленные деструкции в политических отношениях.

При отсутствии порядка увеличивается возможность прорыва в сферу политики чисто случайных факторов и мотивов поведения, снижается уровень защищенности личности, падает авторитет государства. В этом случае политическая система лишается способности упорядочивающего влияния на политические процессы, что может привести к максимальной степени социальной неупорядоченности - состоянию хаоса или социальной катастрофы. Ее чертами служат: экономический коллапс, паралич властных структур, потеря безопасности страны, заметное разрушение социальной инфраструктуры (транспорт, энергетика, связь).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: