Политического сознания

Как уже отмечалось, способом выражения обыденного политического сознания выступает политическая психология. Обыденное политическое сознание, представляю­щее собой своеобразный сплав знаний, представле­ний, настроений, чувств, мнений, носителями кото­рых являются разные социальные общности, форми­руется под влиянием как политической идеологии, так и политической практики.

Внесение передовых, революционных идей в созна­ние масс как способ его формирования имеет дли­тельную историю в нашей стране. Он широко приме­нялся в годы подготовки трех русских революций, и особенно в годы подготовки революции социалис­тической в 1917 г. Он применялся и в после­дующие годы в форме политического просвещения масс. Его конечная цель - воспитать и сформировать способность масс самостоятельно анализировать си­туацию и делать правильные выводы для полити­ческих действий. Этим оно отличается от полити­ческого манипулирования сознанием масс, целью ко­торого всегда является достижение быстрого политического эффекта, нужного той или иной политической организации результата любым путем, в том числе и путем психологического давления, рекламы и даже обмана.

Неотъемлемым элементом содержания как тео­ретического (политической идеологии), так и обы­денного (эмпирического) уровней сознания являются политические знания. Они в различной степени представлены в том и другом уровне, но, поскольку в их основе лежит политический опыт, в разной степени осмысленный и систематизированный, они во многом определяют оба эти уровня. Политические знания, отражающие интересы тех или иных классов и групп, нередко отличаются скорее по форме, чем по существу. Так, теоретические знания, разработанные политическими идеологами, преподно­сятся затем в виде политических призывов и ло­зунгов и усваиваются обыденным политическим со­знанием.

Между политическими интересами и знаниями су­ществует тесная корреляция. Интересы отчасти зави­сят от уже приобретенных знаний. В то же время они являются стимулом приобретения новых. Усвоение новых знаний в свою очередь увеличивает способ­ность адекватно отражать происходящие полити­ческие изменения, адаптироваться к ним, участвовать в принятии политических решений. (В нашем обще­стве, например, немало людей, чье политическое сознание сформировалось в более ранние периоды советской истории и плохо поддается воздействию условий и идей, рожденных процессами реформи­рования). Обыденное политическое сознание, как и идеология, связано с классовыми интересами, но эта связь менее стабильна и последовательна. Если политическая идеология ориентирована, главным образом, на коренные интересы того или иного класса в целом, то обыденное политическое сознание в большей мере отражает дифференциацию этих интересов внутри класса. Иначе говоря, оно носит дифференцированный, более пластичный характер. Вместе с тем на содержание обыденного полити­ческого сознания оказывают значительное воздей­ствие не только приобретенные опыт и социально-политическая ситуация, но и различные традиции, обычаи, связанные с образом жизни тех или иных групп населения.

Основным источником формирования обыденного политического сознания является политический опыт масс, их реальное участие в политической деятель­ности, условия, в которых это участие осуществлялось. Не вызывает сомнения, что такие качества обыден­ного политического сознания, как политическая наи­вность, неустойчивость взглядов и оценок, подвержен­ность иллюзиям, мифам, суевериям, присущи целым группам населения, детерминируются в первую оче­редь социальными условиями, в которых эти группы находятся. Для преодоления подобного состояния, конечно, нужно время. Можно быстро пробудиться от политической спячки, но быстро освободиться от по­литических суеверий, а тем более преодолеть недове­рие «к верхам» нельзя. Политическое сознание, как и всякое иное, обладает известной инерционностью, да и сама политическая деятельность и социально-экономические условия, в которых она проистекает, явно недостаточно способствуют этому.

На состояние обыденного политического сознания в обществе прямо влияют в современных условиях неудачи экономических реформ, под влиянием кото­рых происходят изменения в самом политическом сознании, в системе социально-политических пред­ставлений, взглядов, установок и ценностей разных групп населения. Важным фактором, воздействующим на состояние политического сознания, является поли­тический опыт масс. Этот опыт интенсивно нарастает. В нем есть и позитивные, и негативные моменты. По­зитивные - это жажда перемен, открытость, гласность, участие в политических акциях (митинги, демонстра­ции, акты политического протеста, народная диплома­тия), негативные - это возникновение новых иллю­зий, популизм, охлократия, поиски врага, воздействие социальной демагогии. Но главное - возросли поли­тическая активность масс, их участие в политической жизни, которая как бы заново открылась для них. И этот опыт - главная гарантия эволюции политического сознания в сторону позитивных перемен.

На этом пути основным препятствием являются та­кие укоренившиеся черты политического сознания, сформировавшиеся за многие десятилетия, и особенно за годы застоя, как авторитарность, равнодушие, кон­формизм. Изменения в политической сфере связаны с переходом от авторитарного политического режима к демократическому. И этот переход возможен на пути гуманизации политических отношений, преодоления отчуждения масс от политической деятельности, что пока еще в полной мере не произошло.

Обыденное политическое сознание остро реагиру­ет на те явления общественной жизни, которые вопло­щают в себе отступления от тех или иных норм мора­ли и идеологии. Эти реакции отражаются наиболее полно в общественных настроениях. Общественные настроения - самый изменчивый элемент обыденно­го политического сознания. На общественные на­строения большое влияние оказывают также различ­ного рода трудности, особенно экономического ха­рактера, а также политические и национальные коллизии. Так, обострение межнациональных отноше­ний в условиях нашей страны вызвало резкий всплеск общественных политических настроений, в которых отражается тревога, озабоченность масс и их требова­ние к политическому руководству принять все необходимые меры для ненасильственного разрешения воз­никающих конфликтов. Сложная гамма политических настроений имеет два крайних полюса: пессимизм и оптимизм. Они наиболее явно прослеживаются в соотнесении с перспективами решения насущных проб­лем и с глобальными перспективами в целом (напри­мер, при оценке вероятности утверждения демокра­тии или тоталитаризма, победы на выборах прогрессивных или реакционных сил).

Политические знания и настроения создают основ­ные предпосылки для формирования оценочных суж­дений, лежащих в основе группового (коллективного) и общественного мнения. Последнее образуется как результат группового (массового) общения, интенсив­ного обмена социальной информацией по актуаль­ным и жизненно важным для людей проблемам.

Групповое и общественное мнения являются важ­ным показателем состояния обыденного полити­ческого сознания. Многие исследователи отмечают та­кую тенденцию в развитии и функционировании об­щественного мнения, как рост его компетентности. Это свидетельствует о том, что научные знания (тео­рии, концепции) проникают в обыденное сознание, влияют на его характер и общую направленность. Состояние общественного мнения является важным ориентиром при принятии политических решений. Разумеется, такого рода решения должны приниматься прежде всего на основе научных знаний (т. е. прини­маться компетентно), но при этом обязательно долж­но учитываться состояние обыденного политического сознания.

Существенный элемент обыденного политического сознания составляют политические чувства. Они обусловлены характером отношений, в которые вклю­чен субъект политического действия. Условием их вза­имодействия и распространения служит систематиче­ское участие субъекта в политической жизни в той или иной ее форме. Спектр политических чувств богат - это и патриотизм, и национализм, и солидарность, и классовая ненависть. Политические чувства можно в целом подразделить на следующие категории.

1. Чувства политической преданности целям, иде­алам, ценностям класса (или государства) в целом. Они воплощают в себе и соответствующее отношение к лидерам, олицетворяющим (или защищающим их), к соответствующей символике.

2. Чувства политического послушания. Возникают на основе веры в правильность целей и способов дея­тельности политической власти или на основе кон­формизма, привычки «не рассуждать», не проявлять активности и не брать на себя ответственность.

3. Чувства политического отчуждения. Появляются на основе ощущения невозможности лично влиять на политическую жизнь, на принятие важных полити­ческих решений на основе восприятия власть имущих как внешней, господствующей над человеком силы, диктующей ему нормы и правила поведения, не учиты­вающей его мнения и взгляды.

4. Чувства страха перед власть имущими (полити­ческим режимом) имеют наибольшее распростране­ние в условиях кризиса. Они возникают из-за ощуще­ния незащищенности людей от волюнтаризма и про­извола властей.

Чувства отличаются от настроений большей устой­чивостью и большей подконтрольностью.

Политические знания, настроения и чувства оказы­вают значительное влияние на формирование политических убеждений субъектов политического дей­ствия. Политические убеждения — это всегда синтез знаний, чувств, настроений, выражающий глубокую веру в определенные идеалы и ценности, готовность действовать во имя их осуществления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: