Феномен политической ментальности

 

Политическая ментальность является одним из час­то употребляемых и вместе с тем неоднозначно толку­емых понятий в современном гуманитарном знании. В последнее время этот термин стал использоваться не только в научном, но и в политическом языке средств массовой информации. Поэтому в поисках ответов на насущные вопросы политики и исследова­тели с неизбежностью сталкиваются с вопросами теоретико-методологического осмысления и эмпири­ческого анализа феномена политической ментальности.

В целом при трактовке понятия «менталитет» оче­видным является акцент на его психологических ос­нованиях. Так, например, в опубликованной недавно работе «Ментальность россиян» это понятие опреде­ляется как некая специфика психической жизни пред­ставляющих данную культуру (субкультуру) людей, де­терминированная в историческом аспекте эконо­мическими и политическими условиями жизни. Мен­талитет как область психологической жизни людей проявляется через систему взглядов, оценок, норм, умонастроений, представлений, которые основывают­ся на имеющихся в данном обществе знаниях и веро­ваниях. Последние наряду с доминирующими потреб­ностями и архетипами коллективного бессознательно задают иерархию ценностей и соответственно характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, социальные установки.

Каковы особенности интерпретации понятия ментальности применительно к сфере политики? В эн­циклопедическом словаре «Политология» отмечается, что понятие «менталитет» используется главным об­разом для обозначения оригинального способа мыш­ления, склада ума или умонастроений социальной группы, слоя, класса. В широком смысле оно охватыва­ет совокупность и специфическую форму организа­ции, своеобразный склад различных психических свойств и качеств, особенностей и проявлений. В бо­лее узком, политическом смысле ментальность — «об­щая для членов социально-политической группы или организации своеобразная политико-психологиче­ская основа, позволяющая единообразно восприни­мать и оценивать окружающую политическую реальность, понимать друг друга и действовать в соответст­вии с определенными устоявшимися в общности нор­мами и образцами».

В наиболее общем плане в задачи полити­ческой социологии входит изучение и объяснение взаимосвязей и отношений между политикой и обще­ством, между социальными и политическими ин­ститутами, между политическим и социальным пове­дением. Причем в первую очередь внимание сосредо­точивается на тех сторонах сознания, поведения, ментальных структур, которые дают возможность объяснить процессы и явления в области политики. Подобное рассмотрение проблематики политической ментальности современного российского общества диктуется также и тем, что в целом «политическая социология раскрывает отношение общества к госу­дарству и институтам распределения и формирования власти, которое проявляется прежде всего в направ­ленности политического сознания и поведения людей. Политическая социология призвана ответить на воп­рос, как осознаются индивидуумом, социальными группами и слоями, партиями и общественными организациями существующая политическая реаль­ность, система властных отношений, политические права и свободы». Исходя из этого становится понятным, что одним из существенных моментов политической менталь­ности является процесс отражения в сознании людей сложившихся социальных отношений, формирования схемы восприятия, оценки людьми своего положения в социуме.   

Таким образом, если говорить о методах изучения политической ментальности, то речь среди прочего должна идти об анализе эмпирических прояв­лений идеологий. В этом плане обращает на себя внимание иссле­довательская традиция школы «Анналов». В трудах ее представителей проблемы исторической ментальности получили основательную разработку. Це­лесообразно, по нашему мнению, принять во вни­мание точку зрения о том, что было бы опасно заключать понятие политической ментальности в рам­ки как чисто психологические, так и истории идей, которой свойственно выводить ментальности из док­трин и интеллектуальных творений ученых людей. Важно, что в русле этой исследовательской традиции достаточно широко распространены интерпретации, в рамках которых ставится знак равенства между «ментальностями», «картинами мира», «идеологиями».

    Во второй половине 1990-х годов в целом ряде ис­следований отечественных авторов аналитические усилия были направлены на выявление отношения населения к базовым социально-политическим ценностям в постперестроечной России. Вопрос о выясне­нии доминирующих типов политических ценностей, которые присущи тем или иным социальным слоям или группам, решался на путях построения типологий. Иными словами, делались попытки определения типов политического мировоззрения как ценностной осно­вы политической ментальности.

 

Темы рефератов и докладов

1. Политическая психология как наука.

2. Поведенческий (бихевиористский) подход к пониманию политики.

3. Психология политики.

4. Массовая политическая психология.

5. Массовые настроения как политико-психологический феномен в жизни общества.

6. Психологические основы массовых стихийных явлений в политике.

7. Психологические приемы политического действия.

 

Контрольные вопросы

1. Каковая роль политического сознании я в жизни общества?

2. В чем состоят особенности социологического анализа политического сознания?

3. Как соотносятся политическая идеология и политическая психология?

4. Каковы особенности политической психологии как формы политического сознания?

5. Укажите основные составляющие обыденного политического сознания.

6. Дайте определение политического менталитета.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: