Сущность и формы политического сознания

ЛЕКЦИЯ № 12. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ФОРМА

ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Сущность и формы политического сознания

Специфика политической психологии как формы политического сознания

Феномен политической ментальности

Сущность и формы политического сознания

 

Изучение социологическими методами полити­ческой деятельности и политического поведения раз­личных социальных групп предполагает выяснение в этом роли массового политического сознания. Хотя участие в политической жизни, в тех или иных поли­тических движениях и может носить стихийный ха­рактер, значение массового (группового) сознания всегда велико. От его состояния, господствующих в нем идей и настроений зависит чрезвычайно много.

Политическое сознание - одна из основных форм общественного сознания. Как и все остальные (право, искусство, мораль, религия), она имеет свой специфи­ческий объект отражения. В качестве такового выступает политическое бытие (политическая деятельность, поведение) социальных субъектов. Основными субъ­ектами политической деятельности являются классы. Именно с момента их исторического возникновения появляется политическая деятельность как таковая. Она предполагает создание специальных институтов (организаций), с помощью которых классы, взаимо­действуя, реализуют свои специфические интересы, ведут борьбу за власть, политическое господство, вла­дение ресурсами, территориями. Господствую­щие в обществе классы регулируют производство и распределение духовных (идейно-нравственных) ценностей своего времени; а это значит, что их идеи и ценностные ориентиры доминируют в обществен­ном сознании. Это относится ко всем формам обще­ственного сознания, включая политическое.

Политическое сознание есть наиболее общая категория, характеризующая субъективную сторону политики. В рамках политической науки политическое сознание рассматривается как совокупность чувственных, ценностных и нормативных, эмпирических и теоретических, осознанных и подсознательных представлений, опосредствующих отношения субъектов к явлениям политического сознания. Это комплекс субъективных представлений личности, социальной группы или общества в целом, отражающих их объективные связи с политической системой, а также с другими личностями, социальными группами и обществом по поводу участия в политической жизни.

С содержательной стороны политическое сознание представляет собой тот уровень социальных воззрений, который возникает у человека по мере осознания им своих групповых интересов, сопоставления их с потребностями других групп, а также понимания невозможности их реализации без использования институтов политической власти.

Социологическое изучение политического созна­ния предполагает его соотнесение с объектом отраже­ния, т. е. с политической деятельностью (поведением), с теми условиями, в которых она формируется, функционирует, развивается (руководствуясь при этом со­отнесении принципом единства сознания и деятель­ности). Политическая деятельность осуществляется в сис­теме определенных общественных отношений, имма­нентных тому или иному общественному строю. Она всегда направлена либо на их развитие (совершенст­вование), либо на их разрушение (замену). Такого ро­да направленность политической деятельности прида­ют наиболее активные группы, функционирующие внутри классов и других социальных общностей, име­ющих собственные политические интересы. Политическая деятельность, как и любая другая, включает средства и методы, с помощью которых до­стигаются поставленные на определенную временную перспективу цели. При этом цели и методы их дости­жения должны соответствовать общечеловеческим нормам морали и нравственности. Всякое их забвение, нарушение, чем бы оно ни оправдывалось, ведет к огромным политическим и социальным издержкам, к серьезным духовным деформациям. Политическая деятельность, ориентирующаяся на сверхрадикализм, экстремизм, волюнтаризм, автори­тарное подавление оппозиции, инакомыслия, не мо­жет привести, в конечном счете, к позитивным переменам, к утверждению в обществе социальной спра­ведливости, идеалов и ценностей гражданского общества.

Выяснение природы политического сознания пред­полагает соотнесение политической деятельности (поведения) как его основного объекта отражения с экономической, ибо последняя является тем фундаментом (первопричиной), который, в конце концов, определяет изменения в самом политическом созна­нии. Это не означает, однако, что экономика непо­средственно определяет сущность политической деятельности как объекта отражения и тем более специ­фику способа его отражения в политическом сознании.

Еще бытующие представления о том, что полити­ческое сознание непосредственно и полно отражает экономические отношения, - явное упрощение слож­ных связей и взаимозависимостей между экономикой, политикой и политическим сознанием. Из весьма рас­пространенного утверждения, что политика есть кон­центрированное выражение экономики, идущего от В. И. Ленина, отнюдь не следует, что политическое со­знание непосредственно отражает экономические от­ношения, экономический базис. Экономические отно­шения - первопричина появления политики. Они обуславливают направленность и основное содержа­ние политики. Но политика при этом остается относи­тельно самостоятельной (автономной) и в свою оче­редь воздействует на экономику, стимулируя ее раз­витие (или затрудняя его).

Политическая деятельность испытывает на себе влияние наряду с экономикой всей суммы социаль­ных, культурных, этнических и других условий, в кото­рых она проистекает, и особенно она зависит от со­циального расслоения общества и от изменений, про­исходящих в социальной сфере.

В политическом сознании получает отражение от­ношение различных групп населения к общественно­му строю, к системе собственности и власти, к госу­дарству, политическому режиму, партиям и обще­ственным движениям. Все это обусловливает сложный, внутренне противоречивый и постоянно изменяю­щийся характер политического сознания. Политическое сознание выполняет в обществе спе­цифические функции. В рамках политической науки обычно выделяют познавательную, оценочную, регулятивную, интегрирующую, прогностическую и нормативную функции политического сознания.

Политическое сознание не только отражает поли­тическую деятельность, но и активно воздействует на нее, формирует определенные требования к ней. В этом состоит его нормативная роль. Нормотворческая функция политического сознания заключается в том, что оно формирует определенную систему ценностей (таких, например, как толерантность, демократичность, патриотизм, интернационализм, коллективизм).

Научно-познавательная (когнитивная) функция политического сознания предполагает систематически осущест­вляемый анализ политической практики и выявляю­щий ее определенные закономерности и тенденции (на базе чего вырабатывается политическая стратегия и тактика).

Политическое сознание, как и все другие формы общественного сознания, обладает «памятью». Конеч­но, в каждый конкретный момент времени оно выра­жает актуальные стремления и потребности тех или иных субъектов политического действия, но при этом направлено в будущее и вместе с тем покоится на опыте прошлого, на его традициях, обычаях, знаниях. Каждый период исторического прошлого соответст­вующим образом запечатлен в политическом созна­нии. Изучая его состояние, следует всегда соотносить последнее с конкретным содержанием четко определенных периодов истории. Без такого экскурса в прошлое трудно правильно оценить настоящее со­стояние политического сознания.

На определен­ных, особенно переломных, переходных этапах ис­тории происходит актуализация исторической памя­ти, прошлое как бы вторгается в сегодняшний день и заставляет по-новому взглянуть на себя, с одной стороны, и оказывает при этом определенное воздей­ствие на дела текущие - с другой. В этих условиях характерные черты политического сознания прошло­го времени как бы вновь оживают и становятся харак­терными чертами настоящего. Конечно, это состояние преходяще, и такое столкновение идей, концепций, настроений, связанных с прошлым и настоящим, спо­собно создать конфликтную ситуацию, определенную напряженность в политическом сознании.

 Иногда выделяют главные среди функций политического сознания: политическое целеполагание и политическое про­граммирование. Они теснейшим образом взаимосвя­заны. Основной задачей любой политики является вы­работка системы целей, соответствующей интересам данного класса (группы), а также стратегии и тактики, необходимых для ее реализации. Эти цели и способы их достижения находят свое теоретически обоснован­ное воплощение в соответствующих программах, заяв­лениях, декларациях субъектов политической деятель­ности.

Политическая социология как отрасль социологи­ческого знания, действуя традиционными для социо­логии методами, способна дать необходимую инфор­мацию об актуальных состояниях политического сознания и происходящих в нем изменениях. Более того, она способна и прогнозировать некоторые из них. Опыт социологических исследований, проведен­ных в нашей стране в последние годы, позволяет выделить важнейшие направления, «участки» социоло­гических исследований, своего рода «болевые точки», позволяющие судить о состоянии политического сознания. С помощью социологических исследований стано­вится возможным определить в каждый конкретный момент доминирующие в политическом сознании масс идеи, представления, настроения и чувства. (Еще выдающийся русский историк В. О. Ключевский ввел в научный оборот понятие «господствующая нота в настроении народных масс», подчеркивая тем самым важность такого рода знания).

Как показывают результаты социологических ис­следований, в качестве таковых выделяются две до­минанты политического сознания, сформировавшиеся в последнее время. Первая связана с ожи­даниями действительной свободы, демократии и гласности. Она окрашена в оптимистические тона и воплощает надежды россиян на позитивные перемены. Вторая доминанта представляет собой сформиро­вавшийся в это же время и в известном смысле проти­востоящий первой «синдром исторического пораже­ния», связанный с провалами социалистического эксперимента, перестройки и реформ. Она рождает в свою очередь настроение пессимизма, вызывает чувства ра­зочарования и социальной обиды у одних, равнодушие и апатию у других, сверхрадикализм у третьих.

    Определение подобных доминант в политическом сознании предполагает в первую очередь постоянно осуществляемый анализ изменений, происходящих в социально-политических представлениях разных групп населения (наибольший опыт такого рода на­коплен в ходе изучения методами опроса обществен­ного мнения по актуальным проблемам политической жизни страны). Именно в них отражается нормативно-ценностный подход к деятельности политических институтов и организаций, всей политической систе­мы, принципам и способам ее функционирования.

В социально-политических представлениях отра­жается с позиций классового (группового) интереса отношение не только к настоящему, но и к прошлому (и во многом к будущему). Это делает правомочным рассмотрение этих представлений в качестве важней­ших индикаторов состояния политического сознания. Степень распространения тех или иных социально-политических представлений и настроений дает воз­можность судить о напряженности и характере поли­тического сознания. Важнейшим элементом его со­циологического анализа является также выяснение политических позиций разных групп населения. В это понятие включаются: 1) убеждения, характеризующие устойчивые взгля­ды и отношения людей к политической деятельности; 2) предрасположенность к определенным    направ­лениям  и  формам    политической   деятельности; 3) эмоциональные реакции на различные виды и формы политической деятельности. Изучение политических позиций позволяет в из­вестной мере прогнозировать групповое полити­ческое поведение.

Близкой к понятию «политическая позиция» нахо­дится категория «политическая ценность». В ней от­ражаются определенный стандарт (норма), принци­пиально оправдывающая или отрицающая те или иные элементы политической реальности (полити­ческой деятельности). Политические ценности выра­жают приверженность человека (группы людей) к тем или иным направлениям и способам политической деятельности, объясняют возникновение полити­ческих симпатий и антипатий.

Социологический анализ состояния политического сознания предполагает выяснение также социально-психологических мотивов участия разных групп насе­ления в политической деятельности. Эти мотивы подразделяются на две основные группы: эгоцентристские и социоцентристские. Первые выражают личные стремления и желания индивидов, связанные с их личными целями в сфере политической деятельности. Вторые означают ориен­тацию на достижение каких-то целей (или благ) для всего общества (или для какой-то его части). Эти мо­тивы отнюдь не обязательно являются взаимоисклю­чающими. Они нередко дополняют, усиливают друг друга и обусловливают один и тот же способ полити­ческого действия.

Сбор и анализ первичной социологической инфор­мации, характеризующий основные «составляющие» и показатели политического сознания масс, позволя­ют сделать выводы, характеризующие его качественное состояние.

В научной литературе различают три уровня раз­вития политического сознания. Первый уровень - наиболее высокий - авангардное (передовое), или, иначе, «репрезентативное», сознание. Оно достаточно полно отражает основные интере­сы и потребности общества, класса, группы. Второй уровень - промежуточный (средний) - не­последовательно отражает интересы и потребности общества и класса, подвержен стихийным колебаниям. Третий уровень - отсталое сознание. Оно является консервативным, несет в себе отпечаток прежних условий, слабо отражает актуальные потребности и интересы, как общенародные, так и специфические групповые.

Реально в обществе сосуществуют разные каче­ственные состояния политического сознания, «раз­несенного» по его субъектам. Однако в каждый кон­кретный момент времени одно из состояний может преобладать и решающим образом воздействовать на активность и деятельность политического созна­ния. На формирование и функционирование этого сознания оказывают влияние другие формы сознания (право, мораль, религия, искусство). Эта взаимосвязь исторически обусловлена и различна. Ближе всех стоят к политическому сознанию право и мораль. Именно реакция на нормы права и морали оказы­вается наиболее сильной и действенной в полити­ческом сознании.

На состояние политического сознания влияют про­цессы, происходящие не только внутри страны, но и на международной арене. Рост взаимозависимости всех стран и народов, общие угрозы существованию землян и общие сложности на пути человеческого прогресса приводят к «глобализации» всех форм об­щественного сознания, в том числе и политического. Под их воздействием возникают предпосылки для утверждения в международной политике государств общечеловеческих ценностей как безусловно приори­тетных, подчинение эгоистических, местнических, сиюминутных интересов общему интересу выживания и прогресса человечества. Конечно, все это идет не просто. Новым прогрессивным подходам мешают от­жившие стереотипы, догматическое понимание функ­ции классовой борьбы в современном мире, абсолю­тизация роли вооруженного насилия в решении проб­лем безопасности и многое другое, оставшееся от прежних эпох, особенно от эпохи холодной войны. Поворот от конфронтации к взаимопониманию и со­трудничеству означает существенные изменения в по­литическом сознании и в политике субъектов между­народного взаимодействия. Таковыми сегодня являют­ся не только государства, но и непосредственно народы, миролюбивые демократические массовые движения, люди доброй воли на всех континентах. Консолидация их усилий способна противостоять лю­бым формам гегемонизма и диктата, любой проводи­мой с позиции силы политике.

По глубине отражения действительности политическое сознание делится на обыденное и научно-теоретическое. Обыденное (или потестарное) политическое сознание формируется на базе жизненного опыта людей. Его чертами являются: противоречивость, отрывочность, несистематизированность, повышенная эмоциональность, устойчивость и инерционность влияния на поведение людей. Способом выражения обыденного политического сознания выступает политическая психология. Научно-теоретическое политическое сознание формируется определенными социальными группами на уровне целенаправленного исследования политического процесса. Его чертами являются: целостность, систематизированность и способность к прогнозированию, а его содержание составляет выработка теорий и концепций, обоснование системы ценностей и политических установок. Формой выражения научно-теоретического политического сознания выступает политическая идеология.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: