Реализация информационно-правовой нормы представляет собой процесс практического претворения в жизнь субъектами информационного права содержащихся в нормах предписаний, правил поведения. Следовательно, реализация информационно-правовых норм — это такое правомерное поведение (деятельность) субъектов информационного правоотношения, которое согласуется с требованиями, установленными нормами информационного права, и выражается в приобретении и использовании установленных нормами прав и выполнении предусмотренных ими обязанностей.
В теории права выделяются четыре формы реализации правовых норм: соблюдение; применение; исполнение; использование.
Соблюдение информационно-правовых норм характеризуется добровольным подчинением субъекта правоотношения требованиям информационно-правовых норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения запрещенных действий.
Применение информационно-правовых норм соответствующими субъектами информационной деятельности выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Основными требованиями к применению норм информационного права являются законность, обоснованность и целесообразность.
Исполнение информационно-правовых норм — точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся.
Использование информационно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в информационной сфере.
Таким образом, применение информационно-правовых норм отличается от их соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт.
Во-первых, применение норм информационного права выступает как организующая властная деятельность его субъектов, посредством которой упорядочивается общественная жизнь путем установления четких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений.
Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, которые именуются правоприменительными. Правовое положение участников в этих правоотношениях различно. Активная роль здесь принадлежит субъекту правоприменения, обладающему государственно-властными полномочиями, как правило, это должностные лица органов исполнительной власти.
В-третьих, правоприменительная деятельность всегда осуществляется в особых установленных законом формах.
В-четвертых, применение права сопровождается вынесением индивидуально-правового акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения. При этом важное место занимает толкование информационно-правовых норм в деятельности субъектов по установлению их содержания и раскрытию выраженной в них государственной воли. Это касается актов законодательных, исполнительных, судебных органов и органов прокуратуры.
10. Общая характеристика источников информационного права
Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Таким образом, источники информационного права представляют собой совокупность законов, иных нормативных правовых актов, посредством которых государство устанавливает, изменяет или прекращает действие соответствующих информационно-правовых норм.
Эти источники выступают главенствующей формой закрепления норм информационного права.
Важнейшими источниками информационного права являются Конституция РФ и правовые акты федеральных органов государственной власти. Это обусловлено тем, что согласно п. «и» ст. 71 Конституции РФ информация и связь отнесены к ведению Российской Федерации.
Информационно-правовые нормы международно-правового характера содержатся в договорах, конвенциях и других актах международного права.
Среди правовых актов федеральных органов государственной власти главное место занимают федеральные законы. Они обладают высшей юридической силой, регулируют наиболее важные, основополагающие отношения и содержат информационно-правовые нормы исходного характера, которые рассчитаны на постоянное или длительное действие.
Нормативные акты, не относящиеся к категории законов, являются подзаконными. В их число входят нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, ведомственные нормативные акты. Многие из них носят комплексный характер, но включают в себя и правила информационно-правового содержания.
Акт, изданный на основе и во исполнение закона, не может выходить за его рамки и за пределы полномочий издавшего его органа. Подзаконные нормативные акты характеризуются также тем, что они направлены на организацию исполнения закона.
В нормативно-правовом массиве подзаконных актов ведущую роль играют указы Президента РФ, которые являются основными актами осуществления его компетенции, непосредственно закрепленной в Конституции РФ и вытекающей из основополагающих принципов разделения властей.
Среди подзаконных актов в информационной сфере видное место занимают правовые акты Правительства РФ. Они издаются главным образом тогда, когда в законе есть прямые указания на подобное издание или дано конкретное поручение.
Ведомственные акты издаются на основе законов, указов Президента РФ и актов Правительства РФ. Они представляют собой управленческие акты органов специальной компетенции, например, акты Министерства информационных технологий и связи. Их юридическая сила зависит от функций издавшего их органа и специфики государственного управления информационной сферой.
На уровне субъектов РФ по информационным вопросам издаются законы субъектов РФ, а также нормативные правовые акты органов исполнительной власти.
Наряду с актами законодательства и подзаконными нормативными правовыми актами, издаваемыми для целей регулирования информационных отношений, существуют так называемые локальные нормативные акты. Они, как правило, представляют собой приказы и распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями различных организаций. С помощью локальных актов регулируются различные информационные вопросы, например, порядок конфиденциального делопроизводства, допуска сотрудников к сведениям, находящимся в режиме служебной и коммерческой тайны, организации защиты коммерческой тайны на предприятии и т. д.