Понятие информационно-правовых норм, их структура и виды

Механизм правового регулирования в сфере информационного права представляет собой совокупность правовых средств, которые воздействуют на общественные отношения, организуют их в соответствии с задачами государства. Элементами этого механизма являются:

1) информационно-правовые нормы и акты;

2) информационно-правовые отношения;

3) акты реализации информационно-правовых норм.

Норма права по своему юридическому значению представляет собой определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется прежде всего юридическими средствами, включая применение к нарушителям мер государственного принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность). Это в полной мере относится и к информационно-правовым нормам.

Нормы информационного права регулируют следующие группы общественных отношений в сфере информационной деятельности:

1) отношения, связанные с производством, передачей, распространением, поиском и получением информации;

2) отношения, связанные с применением информационных технологий;

3) отношения, связанные с обеспечением защиты информации.

Таким образом, под информационно-правовой нормой понимается общеобязательное правило, регулирующее отношения в информационной сфере.

Информационно-правовые нормы выполняют регулятивную функцию, т. е. направлены на организацию, упорядочение и совершенствование отношений, которые складываются в информационной сфере. Нормы информационного права также выполняют охранительную и защитную функции, т. е. обеспечивают охрану и защиту общественных отношений в данной сфере от нарушений. Эти нормы предписывают воздерживаться от совершения противоправных деяний, а также регулируют отношения, связанные с применением государственно-правового воздействия при посягательстве на отношения, охраняемые информационным правом. В информационно-правовой норме всегда выражается определенное предписание о том, как должны участники рассматриваемых правоотношений поступать в различных ситуациях. Такое предписание, или веление, заключается в любой норме информационного права независимо от того, выражена она в законодательном акте, в обычае или в ином положении.

Норма информационного права имеет следующие черты.

Во-первых, нормы информационного права, в отличие от других правовых предписаний (за некоторыми исключениями), сами выступают в виде целостных информационных образований и сообразно воле государства призваны регулировать специфический вид отношений в обществе — информационные отношения.

Во-вторых, нормы информационного права всегда готовятся и издаются с санкции государства и выражаются в законодательных и иных нормативных правовых актах. Например, они могут выступать в форме норм Конституции, указов Президента, федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства, договоров и т. д.

В-третьих, нормы информационного права всегда охраняются государством, и оно заинтересовано в их информационноправовом качестве и в действенном исполнении в ходе правового воздействия на информационные отношения.

В-четвертых, нормы информационного права, в отличие от других социальных норм, всегда содержат общеобязательные установки и предписания. Сама норма в этом свете есть некая информационно-правовая модель, мера, эталон, масштаб поведения тех или иных участников информационных отношений.

Под структурой информационно-правовой нормы понимается ее внутреннее строение, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы.

Информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза как часть информационно-правовой нормы содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, условия реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности).

Диспозиция — это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения диспозиции информационно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие или запрещающие.

Предписывающие диспозиции возлагают на субъекты обязанность совершения определенных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения, обязанность совершения ими тех или иных действий.

Управомочивающие диспозиции определяют в информационном праве обычно функции и правомочия субъектов информационной деятельности. Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет на совершение тех или иных противоправных деяний (действий или бездействия).

Запрещающая диспозиция требует воздерживаться от определенного варианта поведения, которое законом считается правонарушением.

Санкция как элемент информационно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю.

Нормы информационного права делятся на виды в зависимости от различных критериев — особенностей регулируемых ими общественных отношений, назначения, а также функций.

1. По назначению информационно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы регламентируют структуру информационного законодательства, систему информационно-правового пространства России, права и обязанности физических и юридических лиц в информационной сфере, их информационное поведение, т. е. закрепляют материальное, информационноправовое содержание прав и обязанностей участников информационных отношений.

Процессуальные нормы устанавливают порядок действия (реализации) норм материального права.

2. По методу воздействия на поведение субъектов. Информационно-правовая норма по-разному воздействует на поведение участников общественных отношений: она может обязывать к действию, предписывать совершать определенные действия, управомочивать совершать те или иные действия, запрещать совершать действия. В соответствии с характером сформулированного в норме правила информационно-правовые нормы подразделяются на обязывающие, запретительные, управомочивающие, рекомендательные и поощрительные.

3. По субъектам (адресатам) информационно-правовые нормы делятся на регулирующие: а) деятельность государственных органов, предприятий, учреждений и организаций; б) поведение граждан; в) деятельность общественных организаций; г) деятельность государственных служащих.

4. По форме предписания информационно-правовые нормы делятся на императивные (категоричные), рекомендательные и диспозитивные.

Императивные нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения.

Рекомендательные нормы содержат рекомендации о целесообразности совершения субъектами информационного права тех или иных действий.

Диспозитивные нормы предоставляют возможность субъектам правоотношения самим определять свои права и обязанности в рамках нормы.

5. По действию в пространстве. Информационно-правовые нормы, закрепленные в федеральном законодательстве, действуют на всей территории Российской Федерации. На территориях субъектов РФ действуют также правовые нормы, закрепленные в нормативных правовых актах этих субъектов.

6. По действию во времени информационно-правовые нормы делятся на срочные, т. е. с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия. Разновидностью срочных норм являются чрезвычайные нормы, т. е. нормы, обусловленные чрезвычайными обстоятельствами, прежде всего военным или чрезвычайным положением.

 




double arrow
Сейчас читают про: