Методические указания по подготовке к практическим занятиям
по дисциплине «Управление человеческими ресурсами
(в сфере профессиональной деятельности)»
направление подготовки
Финансы и кредит»
Уровень магистр
Симферополь 2020
УДК
ББК
М
Рассмотрено и рекомендовано к изданию кафедрой финансов и кредита Института экономики и управления (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского. Протокол №
Методические указания по подготовке к лекционным занятиям магистров по дисциплине «Управления человеческими ресурсами (в сфере профессиональной деятельности)» для обучающихся направления подготовки 38.04. 08 «Финансы и кредит» /Борщ Л.М.—Симферополь. ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского». 2020 год. С.
Разработчик: _ Борщ Л.М., профессор кафедры финансов и кредита, д.э.н. профессор
Данные методические указания содержат требования к содержанию и организации проведения лекционных занятий магистров по дисциплине «Управления человеческими ресурсами (в сфере профессиональной деятельности)» предназначенные для студентов очной и заочной формы обучения.
УДК
ББК
М-
Борщ Л.М., 2020
ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского
Введение
Современные условия предъявляют высокие требования к системе гарантии качества высшего образования в вузе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 38.04.08 Финансы и кредит (уровень магистр).
В эпоху постиндустриализма принципиально изменяются отношение между человеком и организацией. Изменяется сама организация: происходит переход от бюрократической системы с ее жесткой иерархичностью к адхократической организации. Появление организации нового типа в условиях нестабильности современного общества, избыточности информации требует пересмотреть отношение к человеку (HR) в организации.
Некогда традиционный подход к кадрам как «винтикам» системы, характерный достаточно долгое время для отечественной практики управления людьми в организации, не является сегодня эффективным ни в экономическом, ни в организационном, ни в социальном аспектах. Свидетельством качественного пересмотра отношения к человеку и его роли в развитии организации, как в западной практике менеджмента HR, так и в отечественной, является внедрение новых концептуальных подходов к управлению людьми, переход от управления кадрами к управлению персоналом, человеческими ресурсами и человеческим капиталом. Концептуальные изменения, произошедшие в отношении к HR, требуют и ревизии традиционных способов измерения и оценки эффективности управления человеческими ресурсами. Кроме того, дополнительные инструменты для HR-аналитики предоставляет бурно развивающееся информационное общество. Внедрение BiG Data («больших данных») позволяет сократить издержки компании и получить наиболее точные показатели в сфере HR.
Указанные тенденции и определили основную цель данного методического пособия по дисциплине «Управление человеческими ресурсами»: формирование концептуально- методологических представлений студентов об управлении человеческими ресурсами организации в современных условиях как ориентира для практики УЧР. Представление в данных методических рекомендациях по проведению практических заданий организации и оценки эффективности управления человеческими ресурсами учитывает:
§ взаимосвязь ключевых показателей оценки HR с показателями эффективности компании;
§ целесообразность знания основных подходов и методов оценки эффективности управления человеческими ресурсами, основного содержания, практики их применения и ограничений;
§ ценность умения релевантно выбирать и применять методики оценки эффективности УЧР сообразно целям и задачам оценки, а также целям задачам компании в целом.
Настоящее методические рекомендации по проведению практических занятий представляют собой порядок изучения дисциплины «Управление человеческими ресурсами (в профессиональной деятельности)», которое разработано для студентов очной и заочной форм обучения. Кроме того, данные рекомендации могут быть использовано как при подготовке и написанию реферата по изучаемой дисциплине
Основная цель модуля по дисциплине « Управления человеческими ресурсами (в профессиональной деятельности)» учитывает:
§ взаимосвязь ключевых показателей оценки HR с показателями эффективности компании;
§ целесообразность знания основных подходов и методов оценки эффективности управления человеческими ресурсами, основного содержания, практики их применения и ограничений;
§ ценность умения релевантно выбирать и применять методики оценки эффективности УЧР сообразно целям и задачам оценки, а также целям задачам компании в целом.
Каждая тема включает обязательные элементы: план, краткий теоретический материал, вопросы для повторения, практико-ориентированные проблемные и аналитические задания. В настоящем пособии представлен библиографический список, содержащий печатные и электронные ресурсы, использовались для разработки настоящего издания.
На кафедре финансов и кредита осуществляется обучение по программам магистр: - 38.04.08 «Финансы и кредит». Обязательным раздел по дисциплине «Управление человеческими ресурсами (в профессиональной деятельности», основанная на образовательной рабочей программе. Представляет собой вид практических занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. В результате осуществления образовательной деятельности обучающиеся должны:
ОК-2. Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения.
Знать:
· различие форм и последовательности действий в стандартных и нестандартных ситуациях при принятии управленческих решений в области финансов и кредита.
Уметь:
· анализировать альтернативные варианты действий в нестандартных ситуациях, определять меру социальной и этической ответственности за принятые управленческие решения в области финансов и кредита.
Владеть:
· целостной системой навыков действий в нестандартных ситуациях, прогнозировать результаты социальной и этической ответственности за принятые управленческие решения в области финансов и кредита.
ОПК-2. Готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этические, конфессиональные и культурные различия.
Знать:
· основные теории и концепции взаимодействия, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами в области финансов и кредита.
Уметь:
· применять инструменты стратегического управления человеческими ресурсами, распределять и делегировать полномочия с учетом социально-культурных особенностей, этнических и конфессиональных различий и личной ответственности за осуществляемые мероприятия в области финансов и кредита.
Владеть:
· навыками делового общения в области финансов и кредита.
Тема 1. Концептуальные основы управления человеческими ресурсами в профессиональной деятельности
План изучения темы 1
1. Персонал как наиболее эффективный ресурс организации.
2. Проблема соотношения управления персоналом (УП) и управления человеческими ресурсами (УЧР).
3. Управление человеческими ресурсами как наука и учебная дисциплина.