Форма организации лекционного занятия презентация.
Цель: закрепление и углубление знаний у обучающихся по наиболее важным вопросам темы.
Задачи:
· формирование умения четко формулировать мысли при определении собственной позиции относительно важности обсуждаемого вопроса;
· поспособствовать развитию культуры речи;
· привить системность в обобщении учебных материалов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ К ТЕМЕ 1
1. Почему персонал является наиболее эффективным ресурсом организации?
2. Что представляет собой «человеческий капитал»
3. Почему в условиях постиндустриализма изменяется характер связи между человеком и организацией?
4. Что такое «Ассоциированный Человек» как новый тип персонала? Приведите примеры.
5. В чем отличие понятий «УЧР» и «УЧК»?
6. В чем отличие понятий «УП» и «УЧР»?
7. Что предполагает «модель соответствия» Мичиганской школы?
8. Каким образом циклы ЧР могут соответствовать организационной стратегии?
9. Какую роль отводили менеджерам среднего звена представители Гарвардской школы УЧР?
|
|
10. В чем заключается стратегический уклон УЧР Гарвардской модели?
11. Каковы, на ваш взгляд, связь причин и следствия утверждения УЧР?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 1
Задание 1. На примере показателей таблицы 2 проанализировать практику конкретного предприятия, результаты представить в таблице. В качестве вывода представить ответ на вопрос: «Практика предприятия: управление персоналом или управление человеческими ресурсами»?
Задание 2. Обосновать, почему человеческий капитал становится главным фактором развития организации в постиндустриальном обществе?
Характерные черты постиндустриального общества | Свойства человеческого капитала |
Задание 3. Классифицировать человеческий ресурс и обосновать, почему к сотрудникам необходимо относиться как к активу компании.
Тесты к теме 1
1. С чем связано возникновение управления персоналом как особого вида деятельности, (выбрать и указать одну группу факторов):
А) ростом масштабов экономических организаций, усилением недовольства условиями труда большинства работников;
Б) распространением «научной организации труда», развитием профсоюзного движения, активным вмешательством государства в отношения между наемными работниками и работодателями;
В) ужесточением рыночной конкуренции, активизацией деятельности профсоюзов, государственным законодательным регулированием кадровой работы, усложнением масштабов экономических организаций, развитием организационной культуры.
|
|
2. Скажите, какие принципы относятся к основным принципам школы менеджмента:
А) следует отбирать и обучать людей, наиболее подходящих к выполняемым работам;
Б) эффективность организации зависит от способности руководителей раскрывать личностный потенциал работника;
В) производительность является результатом научно организованного труда человека;
Г) эффективность труда рабочего зависит от материальной
стимуляции.
3. На каком этапе доиндустриального периода основной формой трудовых отношений была эксплуатация?
А) рабовладельческий;
Б) присваивающий;
В) феодальный;
Г) производящий.
4. В каком подходе к управлению персоналом считали что люди трудятся не для удовольствия, а по необходимости, зарабатывания денег:
А) человеческих ресурсов;
Б) человеческие отношения;
В) классическая школа.
5. В каком историческом периоде трудовых отношений появляться профессиональные сообщества, свободных профессионалов, которые заботились о своем профессиональном развитии?
А) доиндустриальный;
Б) индустриальный;
В) постиндустриальный.
Тема 2. Системность управления человеческими ресурсами в профессиональной деятельности
План изучения темы 2
1. Философия управления человеческими ресурсами в профессиональной деятельности.
2. Система управления человеческими ресурсами.
3. Кадровая политика управления человеческими ресурсами на предприятии.
4. Принципы формирования работоспособной команды предприятия.
Способ проведения лекционных занятий темы 2
Форма организации лекционного занятия презентация.
Цель: закрепление и углубление знаний у обучающихся по наиболее важным вопросам темы.
Задачи:
· формирование умения четко формулировать мысли при определении собственной позиции относительно важности обсуждаемого вопроса;
· поспособствовать развитию культуры речи;
· привить системность в обобщении учебных материалов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ К ТЕМЕ 2
1. Сущность философской методологии.
2. Сущность общенаучной методологии.
3. Особенности общенаучной методологии.
4. Определение методологии экономической науки.
5. Определить логику методики научного исследования, как процесса научного исследования в сфере экономики.
6. Определить логику методики научного исследования, как процесса научного исследования в сфере финансов.
7. Сформировать методический замысел исследования в финансовой сфере, определить его основные этапы.
8. Сформировать методический замысел исследования в экономической сфере, определить его основные этапы.
9. Сформировать структуру и содержание этапов исследовательского процесса в финансовой сфере.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 2
Задание 1. В табличной форме укажите сходства и отличия философии УЧР и философии УП.
№ | Сходства | Признаки философии УЧР | Признаки философии УП |
Задание 2. Сформулируйте принципы философии УЧР на примере конкретной организации.
Задание 3. Проанализируйте кадровую политику конкретного предприятия и определить тип кадровой политики в соответствии со степенью осознанности правил и норм и отношением к внешней среде. Результаты оформите в таблице аналогично таблице 14.
Задание 4. Проанализировать и определить вид кадровой стратегии на примере конкретной организации:
§ по типу стратегии организации.
§ по типу конкурентной стратегии.
§ в соответствии с этапами жизненного цикла организации.
ТЕСТЫ К ТЕМЕ 2
1. Принцип обусловленность функций управления персоналом целями производства подразумевает:
А) функции управления персоналом, ориентированные на развитие производства, опережает функции, направленные на обеспечение функций по выравниванию производства;
|
|
Б) функции управления персоналом формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с целями производства;
В) необходима многовариантная проработка предложений по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства.
2. Принцип комплексности подразумевает:
А) многовариантную проработку предложений по формированию системы управления персоналом и выбором наиболее рационального варианта для конкретных условий производства;
Б) учет всех факторов, воздействующих на систему управления персоналом;
3. Скажите, какие показатели относятся к сфере оценки персонала:
А) % сотрудников, для которых осуществляется постановка задач по развитию;
Б) текучесть кадров (% уволенных по собственному желанию от общей численности);
В) % сотрудников, изменивших свою должность по результатам оценки (от общего числа прошедших оценку);
Г) % сотрудников, в отношении которых была изменена система мотивации: оклад, премии и т.д. (от общего числа прошедших оценку);
Д) сотрудников, регулярно получающих оценку своей компетентности: аттестация, опросы 360, психодиагностические методики, формализованная беседа с руководителем по компетенциям (от общего числа сотрудников).
4. Философия управления человеческими ресурсами в профессиональной деятельности это:
А) система управления человеческими ресурсами.
Б). кадровая политика управления человеческими ресурсами на предприятии.
В) принципы формирования работоспособной команды предприятия?
Тема 3. Анализ кадрового потенциала. Количественный и качественный анализ состава персонала.
План изучения темы 3
1. Основные понятия кадровый потенциал, человеческий ресурс.
2. Численность и структура персонала.
3. Анализ обеспеченности предприятия человеческими ресурсами.