Произношение согласных

1.Звонкие согласные на конце слова произносятся как пар­ные глухие.

Например:

пишется: произносится:

ду б ду п
голу б ь голу п ь
ро в ро ф
кро в ь кро ф ь
фла г фла к
пиро г пиро к
холо д холо т
гла д ь гла т ь
во з во с
карту з карту с
но ж но ш
Вороне ж Вороне ш

2. При наличии на конце слова двух звонких согласных оглу­шаются оба согласных звука. Например:

пишется: произносится:

моз г мо ск

поез д пое ст

3. На месте звонких согласных перед глухими согласными
произносятся парные глухие. Например:

пишется: произносится:

тру б ка тру п ка

ко в ка ко ф ка

уле г ся уле к ся

ло д ка ло т ка

ни з кий ни с кий

ло ж ка ло ш ка

4. На месте глухих согласных перед звонкими согласными произносятся звонкие. Например:

пишется: произносится:

про с ьба про з ьба

о т дых о дд ых

во к зал во г зал

о т брата о д брата

5. Перед сонорными (л, м, н, р) и перед «в» глухие согласные не изменяются. Например:

пишется: произносится:

к н ам к нам (не гн ам)

та к в аш так в аш (не та г в аш)

о т мена о т мена (не о д мена)

к ласть к ласть (не г ласть)

о т радости о т радости (не о д радости)

6. Буквы «ж», «ш», «ц» всегда произносятся твердо. Например:

пишется: произносится:

ж и знь. ж ы знь

ш е лк ш о лк

ц е мент ц э мент

7. Буква «ч» всегда произносится мягко. Например:

пишется: произносится:

ч а шка ч я шка

ч у гун ч ю гун

8. Буква «щ» в словах «помощник», «всенощная» произносит­ся как «ш», в остальных словах всегда произносится мягко - «шь» (как шьшь).

9. Сочетания «сш» и «зш» произносятся как двойной «ш».

Например:

пишется: произносится:

вы сш ий вы шш ич

и з шума иш ш ума

10. Сочетание «зж» на стыке приставки и корня произносится как двойной твердый «ж». Например:

пишется: произносится:

ра зж ег ра жж ег

ра зж ать ра жж ать

11. Сочетания «сч», «зч» произносится как «ш» (шьшь). На­пример:

пишется: произносится:

сч астье щ ястье

пе сч инка пе щ инка

гру зч ик - гру щ ик

обра зч ик обра щ ик

12. Сочетания «тц» и «дц» произносятся как двойное «ц». Например:

пишется: произносится:

боло тц е боло цц е

о тц епить о цц епить

блю дц е блю цц е

два дц ать два цц ать

13. Сочетания «тс» в форме 3-го лица единственного и мно­жественного числа глагола на стыке с возвратной частицей «ся» и сочетание «тьс» в неопределенной форме возвратных глаголов произносится как двойное «ц». Например:

пишется: произносится:

мчи тс я мчи цц а

бри тьс я бри цц а

14. Сочетания «тч» и «дч» произносится как двойное «ч». Например:

пишется: произносится:

ле тч ик ле чч ик

разведчик разве чч ик

15. Сочетание «чн» произносится как «шн» в следующих сло­вах: конечно, скучно, нарочно, яичница, скворечник, прачечная, пустячный и в женских отчествах на «ична» Саввична, Фомична.

16. Сочетание «чт» произносится как «шт» в следующих словах: что, чтобы, ничто.

17. Сочетания «гк» и «гч» произносятся как «хк», «хч». Например:

пишется: произносится:

мя гк ий мя хк ий

ле гк ий ле хк ий

мя гч е мя хч е

ле гч е ле хч е

18. В произношении некоторых слов с сочетаниями «стн», «здн», «стл» и «ндс» средние согласные выпадают. Например:

пишется: произносится:

че стн ый че сн ый

по здн о по зн о

сча стл ивый сча сл ивый

голла ндс кий голла нс кий

19. В сочетании «вств» первый звук «в» не произносится в словах здравствуй, чувство и производных. Например:

пишется: произносится:

чу вств о чу ст во

здра вств уй здра ст вуй

20.В словах если, после, возле, во сне «с» и «з» произносят­ся мягко.

21.Буква «г» в окончаниях «ого», «его» прилагательных, чис­лительных, причастий и в словах сегодня, чего, итого произносится как «в».

22.Служебные слова и частицы мол, хоть, коль, коли, кабы,чай, дескать произносятся слитно со словом, к которому отно­сятся, и обычно самостоятельного ударения не имеют. Например:

пишется: произносится:

п о д о кном п ъ д а кном

к а бы знала я к ъ бызнала я

к о ли нужно к ъ линужно

23. Союзы что и чтобы самостоятельного ударения не имеют. Например:

пишется: произносится:

сказал, чтобы сделали сказал, чт ъбыс делали

видно, что устал видно, ч тъу стал

24. В словах иноязычного происхождения отель, ателье согласный «т» произносится твердо.

Для исправления недостатков произношения прежде всего экскурсоводу необходимо выработать у себя привычку слушать речь ок­ружающих и привычку контролировать себя.

Экскурсовод должен разобраться, в чем заключает­ся неправильность его произношения, найти образец пра­вильного ударения или произношения и неоднократно повторять затруднившие его слова.













Занятия орфоэпией могут быть успешны лишь при условии систематических упражнений.

Материалом для орфоэпических упражнений могут быть отрывки из лучших произведений русской литературы и русского народного творчества. Кроме отрывков, следует подбирать на­родные пословицы, поговорки. Можно подбирать отдельные фра­зы. Материал должен соответствовать особенностям произноше­ния экскурсовода.

При чрезмерно кратком произношении гласных полезно про­тяжное, медленное чтение вслух отрывков из былин, песенных стихов, народных сказок.

При излишне протяжном произношении гласных полезна ра­бота над стихами с четким ритмом, короткой стихотворной строкой, как, например, стихи Маяковского, Асеева.

Если экскурсовод ставит несколько ударений в слове, ему полезно читать стихи, сильно акцентируя ударные слоги.

Если во время проведения экскурсии экскурсовод неправильно произносит какие-либо слова, их следу­ет отдельно отработать.

Это работа длительная, кропотливая, требующая терпения и настойчивости экскурсовода.

Не менее упорная работа необходима для освоения правиль­ных ударений.

При обсуждении качества исполнения экскурсии следует обращать внимание на правильность произношения. Взаимная критика помо­жет исправить недочеты.

Очень полезно экскурсоводу прослушивать выступления чтецов, актеров, общественных деятелей на сцене и по радио.

Беседа, объяснение норм литературного произношения, упражнения, работа с литературой, обсуждение качества культуры речи экскурсовода — все эти приемы должны сводиться к тому, чтобы дать прочные навыки правильного произношения и ударения.

Постановка голоса.

Правильность, чистота и выразительность речи экскурсовода зависят не только от степени владения им нормами современного литературного языка. Профессиональному экскурсоводу необходимо иметь хорошо поставленный, звучный голос с хорошей дикцией и приятным тембром.

Очень часто можно наблюдать, как экскурсовод напрягает голос, что делает впечатление от экскурсии мало приятным. Да и сам экскурсовод испытывает напряжение, в результате которого получается характерный носовой или горловой звук, сип, хрип, крикливость, возможна детонация (искажение звука), напрягаются его лобовые мышцы, набухают вены на шее.

Воспитание голоса.

При воспитании голосаследует обратить внимание на следующие моменты:

· четкое произношение гласных и согласных звуков в различных сочетаниях;

· опору и посыл звука (опора звука достигается тренировкой медленного и постепенного ослабления диафрагмы при выдохе).

Рекомендуется научиться обращать внимание не только на дыхание, но и на тембральную окраску голоса, развитие слуха, мышечную память.

Существуют специальные упражнения, которые помогают воспитывать голос. Параллельно с воспитанием голоса и развитием дыхания необходимо практиковаться в произношении гласных и согласных звуков.

Упражнение 1

Звук И. При его произнесении рот слегка раскрыт, как бы в улыбке, уголки рта прижаты к коренным зубам. Зубы разомкнуты примерно на 2-3 мм, мускулы подбородка не напряжены.

Произносим пословицу «Не в свои сани не садись». Произносить ее следует ясно, медленно, четко выговаривая каждое слово, обращая внимание на то, чтобы концы слов в тексте не пропадали. На правильное произношение звука И обращаем особое внимание.

Упражнение 2

Звук Э. При произнесении звука Э расстояние между зубами 3-4 мм. Язык кончиком упирается в корни нижних передних зубов, немного приподнят к твердому небу, выгнут, но не напряжен. Губы имеют близкую к овалу форму. Поизносим ЭЭЭЭЭЭЭ, затем раздельно И, Э, не соединяя их в звуке. Для упражнения на звук Э можно воспользоваться словами эхо, эра, этаж.

Упражнение 3

Звук А. Часто при произношении звука А, экскурсоводы подменяют его звуком близким к Ы. Это неправильно. Основное положение рта для правильного звукотечения на А следующее: язык лежит плоско у нижних передних зубов и своим кончиком упирается в передние нижние зубы; рот раскрыт примерно на 3-4 см, маленький язычок приподнят.

Произнесите длительно звук АААААААА. Затем присоедините уже пройденные звуки И, Э. Однако при их произнесении звук А не должен с ними сливаться: а-и, а-и, а-и; и-а, и-а, и-а; а-э, а-э, а-э; э-а, э-а, э-а; и-э-а, и-э-а, и-э-а; э-а-и, э-а-и, э-а-и. Для усвоения правильного произношения звука А рекомендуется подбирать слова и фразы, где встречается И.

Упражнение 4

Звук О. Некоторые экскурсоводы произносят звук О кратко, на секундном выдохе, и он теряется в слове.

При упражнении со звуком О губы находятся в собранном состоянии и служат как бы рупором для усиления звучания. Звук должен произноситься устойчиво и длительно. Как только звук начинает вибрировать, следует остановиться.

Раскройте рот в положении звука О и выдыхайте полураспевом на высоте, соответствующей среднему звуку, не более 5 секунд. Дальше рекомендуется постепенно идти вверх по скользящей гамме и обратно сверху вниз. Звук следует брать без напряжения.

Упражнение 5

Звук У. При звуке У губы сильно вытянуты вперед, натянуты, рот открыт. Звук У в безударном открытом слоге сокращается, доходя почти до полного исчезновения: угол, уголь, упал, ушел.

Произносим фразу: «У осы не усы, не усищи, а усики».

Упражнение 6

Звук Ы. При звуке Ы губы слегка растянуты почти так же, как при звуке И. Нижняя челюсть слегка выдвинута вперед. Кончик языка упирается в корни нижних передних зубов. Спинка языка выгнута к твердому небу.

Произносим: мы, вы, ты, пыл, стыл, выл.

Упражнение 7

Звук М произносится нараспев и на речь с гласными звуками на одной длительной строке и на одной высоте, на монотоне (на одном тоне). Делая это упражнение, вы приучаетесь держать гортань в удобном для этих звуков положении и одновременно слышать себя.

Дыхание берется на каждую строчку в звучании: ми, мэ, ма, мо, му, мы (без добора дыхания). Это позволяет делать звук плавно и правильно.

Упражнение 8

Произносим на полураспеве согласный звук Н с гласными: ни, нэ, на, но, ну, ны. Повторяем фразу: «На мели мы лениво ловили налима. Для меня вы ловили линя».

Звуки человеческого голоса как речевые, так и певческие, прежде всего, связаны с дыханием. Несомненно, процессу дыхания обучаться не следует – он непроизвольный. Вырабатывать нужно правильное дыхание и владение им.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: