При постановке дыхания следует вырабатывать, прежде всего, активный вдох и выдох, воспитывать работу мышц, ведающих этим процессом

Воспитывать дыхание рекомендуется на замедленной речи.

Упражнение 1

Стоя, кладем руку на диафрагму и делаем свободный выдох. При этом диафрагма сокращается, и рука невольно идет вслед за ней, несколько вдавливаясь внутрь. После этого – свободный вдох, причем, рука так же идет вслед за идущими немного вперед диафрагмой и животом.

Вдох и выдох в этом упражнении одинаковы. Обычно после упражнения бывает легкое головокружение.

Упражнение обычно усваивается после двух занятий.

Упражнение 2

Объединяет все три элемента вдоха.

Встать в исходное положение и опустить левую руку вдоль корпуса. Положить правую руку на область диафрагмы и произвести свободный выдох на звук ССССССС или беззвучно, примерно на 5 секунд по счету.

Упражнение вырабатывает умение сознательно владеть в отдельности диафрагмой, межреберными мышцами и мышцами брюшного пресса.

Упражнение 3

Сделав полный вдох, считайте до 5, 7, 8. После последней цифры следует добирать воздух при вдохе только одной диафрагмой. Вдох берется быстро, в течение 1 секунды, а выдох длится 5, 7, 8 секунд и более.

Упражнение 4

Для произнесения поговорки, пословицы рекомендуется встать, сделать беззвучный небольшой выдох, взять вдох по трем элементам (с помощью диафрагмы, межреберных мышц, брюшного пресса) и произнести фразу, соблюдая при этом правила дикции: «Хуже всех слышит тот, кто не хочет слышать». После произнесения текста следует делать добор дыхания. Дыхание берется только диафрагмой.

Упражнение 5

Взяв дыхание в медленном темпе, один раз произнесите фразу: «Правда хорошо, а счастье лучше». Добрав дыхание, произнесите эту фразу дважды и чуть быстрее. Затем трижды и т.д.

Сила голоса.

Сила голоса – неотъемленный компонент речевой техники экскурсовода. Его должна хорошо, ясно слышать вся аудитория, работает ли он в автобусе, музейном зале, в храме, заводском цехе или на открытом воздухе у экскурсионного объекта, в противном случае все домашние заготовки окажутся неуслышанными, а следовательно – бессмысленными.

Не каждый экскурсовод обладает сильным голосом, поэтому, чтобы его речь была воспринята всеми членами группы, необходимо выбирать правильное место (подальше от источника шума), компактно располагать экскурсантов, верно определять свое местоположение, учитывать направление ветра.

Темп речи.

Другим компонентом техники речи, который обязательно должен учитываться при проведении экскурсии, является ее темп, причем понимается скорость произнесения речевых элементов. Нормальный темп речи русских – около 120 слов в минуту. При таком темпе, как установлено многолетней практикой, одна страница информационного текста, набранная на компьютере 14-м кеглем через1,5 интервала, должна читаться за две – две с половиной минуты.

Темп речи на экскурсии меняется, что зависит от содержания различных частей индивидуального текста, времени, отведенного на рассказ объекта, эмоционального настроя экскурсовода, непредвиденно сложившейся ситуации. Решая вопрос она наиболее благоприятном темпе речи, следует учитывать, что до некоторой величины, как считают исследовате­ли, ускорение темпа речи будет убыстрять процесс ее восприятия. Однако слишком быстрый темп приводит к тому, что количество информации, передаваемой в единицу времени, превышает «пропускную способность» человеческой психи­ки, восприятие ухудшается и часть усилий оратора тратится впустую. Быстрая речь требует усиленного внимания, вызы­вает у слушателя утомление и желание передохнуть, т.е. перестать слушать экскурсовода.

Слишком медленная речь усыпляет аудиторию, слушате­ли теряют способность следить за мыслью, не будучи в состо­янии охватить содержание всей фразы, дослушать ее до кон­ца. Замедленная речь расхолаживает слушателей, ослабляет внимание и тоже утомляет аудиторию.

Экскурсоводу важно уметь изменять темп речи. Если тре­буется что-то подчеркнуть, выделить, например, определе­ние или выводы, то темп необходимо замедлить. Когда же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп речи ускоряется.

Полезно знать темп своей обычной, неспешной речи, что­бы манипулировать ее скоростью во время экскурсии. Для определения собственного темпа речи необходимо прочесть вслух на время отрывок в 600 — 700 слов, после чего разде­лить количество слов на число затраченных минут. Это и будет средний темп вашей речи, который следует привести соответствующими тренировками к указанному выше средне­му темпу звучащей русской речи, так как при нем наиболее полно воспринимается ее содержание.

В речи экскурсовода, важную роль играют паузы.

Пауза это временная останов­ка звучания, в течение которой речевые органы не артикули­руют и которая разрывает поток речи. Пауза — это молчание. Но и молчание может быть выразительным. Относительно пауз К.С. Станиславский говорил: «Пауза – важнейший эле­мент нашей речи и один из главных ее козырей».

В теории ораторского искусства существует классифика­ция пауз:

- паузы хезитации, то есть паузы обдумывания, раз­мышления;

- паузы интонационно-логические, отделяющие один речевой такт от другого, механически формирующие такты;

- психологические паузы, с помощью которых придает­ся, например, подтекст целой фразе, такту, без которых речь безжизненна;

- интонаци­онно-синтаксические;

- ситуативные;

- физиологические (люфтпаузы) – для дыхания.

Многие экскурсоводы грешат неправильным использова­нием в своей речи самых распространенных пауз — интона­ционно-синтаксических. Без них вообще не может существо­вать правильной речи, построенной по грамматическим пра­вилам. Интонационно-синтаксические паузы соответствуют знакам препинания в письменной речи и различаются дли­тельностью. Самая короткая пауза — на месте запятой, а са­мая длинная соответствует точке. Интонационно-синтакси­ческой паузой отделяются в звучащей речи однородные чле­ны предложения, вставные конструкции, обращения; пауза заполняет то место в предложении, где подразумевается про­пуск слова.

Примеры правильного расставления пауз:

1) между группой слов, относящихся к подлежащему, и груп­пой слов, относящихся к сказуемому (Полотно, очищенное от снега, прямое, как стрела,/ убегало, пропадая на краю тонкой чертой.);

2) при инверсии – обратном порядке слов (Дворникам /пощады недавая, /неустан­но/ падает снежок);

3) перед союзами «и» или «да» (Торговки раскинули лотки/
и разложили печеный хлеб «гусак»/ и всякую снедь.)
;

4) перед вводными предложениями и после них (Торговка,/
не обращая ни на кого внимания, /равнодушно сидела на табу­
рете)
;

5) на стыке двух крупных частей фразы — переломная пау­за (На его глазах гнали с завода целыми толпами и штрафовали за малейшую ошибку, за малейшую провинность, /а за ворота­ми другие толпы день и ночь стояли в ожидании опроставшегося места.).

6) психологическая пауза, определяющаяся подтек­стом (Господин, позвольте/… оно, конечно, касаемо/ну только ребятишки / хоша бы какой работишки, касаемо/ …потому, сами знаете, ребятенки-то/ ребятенки, стало, теперь/ перемрут.)

Экскурсовод должен научиться делать краткую остановку для вдоха (воздушную паузу, или люфтпаузу). Он также должен выработать в себе умение длительно выдыхать, чтобы не нару­шать логической структуры текста или стихотворной строчки частым добиранием воздуха.

Экскурсовод должен различать длительность пауз в зависимо­сти от содержания текста, передавать интонацией законченность или незаконченность мысли и отношение к сказанному.




Дикция экскурсовода.

Экскурсовод должен внимательно следить за своей дик­цией, под чем подразумевается степень отчетливости в произ­ношении слов и слогов в речи. Проглатывание звуков и сло­гов, терпимое в быту, нередко переносится экскурсоводами в экскурсию, резко ухудшая ее качество, отвлекая от восприятия содержания. Владение хорошей дик­цией позволяет сохранять во всех случаях активный энер­гичный темп речи, во всей полноте доносить экскурсантов смысл высказывания.

Практически у каждого экскурсовода имеются те или иные про­блемы с дикцией, над совершенствованием которой следует постоянно работать, используя рекомендации в многочислен­ных методических пособиях по технике речи.

Во всех пособиях в качестве одного из первых средств совершенствования техники речи приводятся различные скороговорки. Они построены на сочетании слов, включающих в себя звуки, требующие непрерывной перестройки нашего ре­чевого аппарата, быстрой смены артикуляционных позиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: