Область значения функции

С какими свойствами функций знакомятся учащиеся в основной школе? В каком классе это происходит? Разработайте методику изучения одного из них на основе проблемного метода в обучении математики.

Понятие функции ‒ центральное в функционально-графической линии. Существуют различные мнения по месту введения формулировки определения в структуре курса алгебры. Одни считают, что логичнее определение дать сразу же при первом появлении понятия, т. к. трудно сформулировать ясное представление о понятии функции без четкой формулировки, выделяющей существенные признаки. Другие предлагают ввести формальное определение только тогда, когда учащиеся приобретут достаточный опыт работы с конкретными функциями, а поначалу ограничиться описанием, не требующим заучивания. Но все убеждены в том, что определить функцию или функциональную ситуацию нужно в основной школе. Однако формулировки определений различаются. Считается, что родовое понятие и соответствующая терминология, используемая в определении функции, должны быть понятны ученикам и не требовали предварительных громоздких рассмотрений на данном этапе изучения. Информация, содержащаяся в определении, должна быть не только научной, но и отвечать возрастным особенностям учащихся. Последнее нарушалось при теоретико-множественной трактовке понятия функции уже в 6-м классе (ныне это 7-й класс) в учебнике Ю. Н. Макарычева и др. (1970 г.)

В методике изучения функций основное ‒ сочетание графического и аналитического методов исследования, которое позволяет содействовать гармоничному развитию мышления учащихся, активизируя оба полушария головного мозга: и правое, отвечающее за образы, и левое, отвечающее за логические рассуждения. Соотношение их определяет уровень строгости изложения функционального материала. Повышение уровня строгости возможно за счет усиления роли аналитического метода исследования. Однако с этим спешить не надо. В основной школе именно график позволяет «открывать» свойства изучаемой функции и запоминать их

Существенной особенностью изучения функционального материала является постепенное введение общефункциональных свойств по мере готовности учащихся воспринять соответствующую информацию. Введение того или иного свойства происходит в связи с изучением конкретных видов функций, в поведении которых оно наиболее проявляется. Соответствующее свойство функции может предъявляться на различных уровнях строгости: наглядно-интуитивном, словесно-описательном, формальном (со строгим определением). Учащиеся последовательно переходят с низшего уровня на более высокий в процессе изучения функций в основной и старшей школе.

Общие свойства функций, изучаемых в 9-летней школе.

Область определения и область значений.. Её изучение начинается в 7-м классе, как правило, дети не вникают в определение.

 Область определения функции

Множество всех значений, которые принимает аргумент функции, называется областью определения функции и обозначается D (f) или D (y).

Рассмотрим D (у) для 1.,2.,3.,4.

1. D (у)= (∞; 0) и (0;+∞) //всё множество действительных чисел, кроме нуля.

2. D (у)= (∞; +∞)//всё мн-во действит.чисел

3. D (у)= (∞; +∞)//всё мн-во действит.чисел

4. D (у)= [0; +∞)// мн-во неотрицат.чисел

Зависимая переменная (кот. мы обозначаем у) имеет название значение функции.

Область значения функции

Множество всех значений, которые может принять зависимая переменная, называется областью значения функции и обозначается E (f) или E (y).

Рассмотрим Е (у) для 1.,2.,3.,4.

1. Е (у)= (∞; 0) и (0;+∞) //всё множество действительных чисел, кроме нуля.

2. Е (у)= [0; +∞)// мн-во неотрицат.чисел

3. Е (у)=(∞; +∞)//всё мн-во действит.чисел

4. Е (у)= [0; +∞)// мн-во неотрицат.чисел

2. Нули функции. Изучение начинается в 7-м классе Нули функции — это значения аргумента, при которых функция равна нулю.

Чтобы найти нули функции, заданной формулой y=f(x), надо решить уравнение f(x)=0.

Если уравнение не имеет корней, нулей у функции нет.

Примеры.

1) Найти нули линейной функции y=3x+15.

Решение:

Чтобы найти нули функции, решим уравнение 3x+15=0.

3x=-15; x= -5.

Таким образом, нуль функции y=3x+15 — x= -5.

Ответ:x= -5.

· 3. Интервалы знакопостоянства. 8 класс.Числовые промежутки, на которых функция сохраняет свой знак (т.е. остается положительной или отрицательной), называются промежутками знакопостоянства функции.

Например,

 

4. Четность, нечетность. 9 класс. Функция y = f(x) называется четной, если для любого x из области определения функции выполняется равенство
f(-x) = f(x).

четные функции: y = / x / , y = x2, y = cos x

График четной функции симметричен относительно оси OY.

Функция y = f(x) называется нечетной, если для любого x из области определения функции выполняется равенство
f(-x) = - f(x).

нечетные функции: y = 1/x, y = x3, y = sin x, y = tg x, y = ctg x, y = arcsin x, y = arctg x

5. Монотонность (большему значению аргумента соответствует большее значение функции). Монотонная функция — это функция, которая всё время либо возрастает, либо убывает.

Функция y=f(x)y=f(x) называется строго возрастающей на промежутке, если большему значению аргумента из этого промежутка соответствует большее значение функции, т.е.

f(x)↑:x1<x2⇒f(x1)<f(x2)f(x)↑:x1<x2⇒f(x1)<f(x2)

6. Наибольшее и наименьшее значение.Наибольшим значением функции y=f(x) на промежутке X называют такое значение , что для любого справедливо неравенство .

Наименьшим значением функции y=f(x) на промежутке X называют такое значение , что для любого справедливо неравенство .

7. Выпуклость графика. Функция y = f (x) называется выпуклой вверх (вниз) на интервале (a, b), если для и , выполняется условие:

- вверх,

- вниз.

Схема изучения конкретной функции в основной школе

1. Рассматривается конкретная ситуация, математической моделью которой является данная функция.

2. Даётся определение, вводится аналитическая запись функции, исследуются входящие в формулу параметры.

3. Строится график функции, рассматривается влияние параметров на ее графическое изображение.

4. Выводятся основные свойства данной функции.

5. Организуется работа по использованию свойств функции при решении задач.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: